Древнейшее свидетельство исхода из Африки первых людей; легендарное будущее место битвы Конца Времен; поселение, которое для отвода глаз исследовали великий археолог и знаменитый шпион… Израиль находит, чем удивить путешественника, помимо всем известных библейских древностей. Археолог Павел Колосницын убедился в этом на собственном опыте.
Город Мегиддо знают все, но под другим названием. Древнееврейское «хар Мегиддо» («гора Мегиддо») в греческом языке исказилось и звучит как «Армагеддон». Это название стало синонимом конца света. Согласно Откровению Иоанна Богослова, именно здесь состоится последняя битва сил Бога и Сатаны.
Я стою на вершине телля Мегиддо — того, что осталось от некогда процветавшего города. Теллями на востоке называют рукотворные холмы, которые образуются на месте древних поселений из остатков построек. В наши дни здесь археологический парк с небольшим музеем, в которые пускают по билетам. Со смотровой площадки виден раскоп, обнаживший древние сооружения, и зеленые поля вокруг.
Алекс, археолог Управления древностей Израиля, позвавший меня в это путешествие, рассказывает:
— В прошлом Мегиддо был одним из важнейших городов на Ближнем Востоке, а под его стенами произошло немало битв. Древнейшие следы постоянного поселения на месте города датируются 5-м тысячелетием до н. э., а позднейшие — IV веком до н. э.
Обломки домов, дворцов и храмов и отходы жизнедеятельности сложились в культурный слой мощностью до 30 метров. Мы спускаемся в раскоп и идем по древнему городу, перемещаясь в пространстве и времени.
Вот конюшни IX–VIII века до н. э., рассчитанные на сотни лошадей. Вот царский дворец X столетия до н. э. Вот ассирийский квартал VIII–VII века до н. э. Во время дождей потоки воды размывают почву и могут открыть новые древности. Присмотревшись, замечаем керамический сосуд, выпавший из стенки старого раскопа. Алекс пишет о нем коллегам — позже они его заберут.
Вокруг разбросаны сельские поселения, но их обитателей не заботит, что они живут рядом с местом будущего Армагеддона. Это — событие, которого ожидают христиане, а сейчас тут живут в основном иудеи, и для них Мегиддо связан прежде всего с Ветхим Заветом, а не с Новым, часть которого — Откровение Иоанна Богослова.
Вопрос цены
Первые раскопки Мегиддо провел в 1903–1905 гг. немец Готлиб Шумахер, главный инженер провинции, увлеченный археологией. Из-за нехватки финансов он исследовал немного, но выявил в траншеях, пересекающих холм, несколько больших каменных сооружений, показавших перспективность этого памятника.
В 1925 году здесь начала работу археологическая экспедиция Восточного института Чикагского университета, которую финансировал миллионер Джон Рокфеллер — младший. Он выделил сумму, эквивалентную примерно 2 млн долларов в современном исчислении.
Располагая внушительным бюджетом, археологи поставили цель раскопать Мегиддо полностью, однако через пять лет деньги почти закончились, а дойти удалось только до слоев начала 1-го тысячелетия до н. э. Ниже находились еще три тысячелетия.
Так что даже у Рокфеллеров не хватило денег, чтобы раскопать город полностью, и тогда решили законсервировать все выявленные сооружения, а до самого дна дойти на небольшом секторе.
В наше время Мегиддо — национальный парк; раскопки там проводятся ежегодно, но уже далеко не такие масштабные.
Убайдия: первые люди
Миновав Тивериадское озеро, по воде которого, согласно Евангелиям, ходил Иисус, а сейчас на его берегах множество пляжей, мы едем на юг, к месту куда старше всех библейских древностей. Наша цель — Убайдия, памятник зари человечества, свидетельство самого раннего исхода первых людей из Африки.
Через Израиль проходит разлом Мертвого моря, разделяющий Аравийскую и Африканскую тектонические плиты. В глубокой древности здесь были озера и реки. Полоска растительности на их берегах, между Средиземным морем и пустынями, образовывала Левантийский коридор, по которому древние люди перемещались между Африкой и Азией.
Первая волна миграции прошла 2–1,5 млн лет назад. Убайдия — это место, которое когда-то было берегом большого озера; здесь нашли стоянку ранних людей — Homo erectus. Они вышли из Африки и расселились по Евразии.
С возвышенности открывается вид на зеленую долину. На ее склоне находится несколько раскопов. Доступ к ним свободный. Я, как археолог, обращаю внимание на удивительное расположение прослоек культурного слоя.
Из-за движения геологических плит слои древней горизонтальной поверхности поднялись и стоят почти вертикально — под углом 70 градусов. Поэтому прослойки зачищаются вертикально, а срез, показывающий порядок напластований культурного слоя и природных пород, делается горизонтально. Голову можно сломать на таких раскопках.
Акко: финал владычества крестоносцев
По Акко меня водит мой друг Михаил. В детстве он много читал об этом городе в книгах по истории крестовых походов. Поэтому, переезжая в Израиль, выбрал именно его.
«В 1104 году город, называвшийся тогда Акра, был завоеван крестоносцами и стал важнейшим портом Иерусалимского королевства, — говорит Михаил. — В 1187-м боровшийся с крестоносцами султан Саладин захватил его. Но уже в 1191-м, во время третьего Крестового похода, после двухлетней осады город был повторно взят усилиями Ричарда Львиное Сердце и французского короля Филиппа Августа и на 100 лет стал столицей Иерусалимского королевства.
В это время Акра стала центром торговли и политики. Здесь располагается королевский дворец, строятся укрепления, десятки церквей и монастырей. В Акко был основан Тевтонский орден, тамплиеры и госпитальеры владели целыми кварталами. Город был настолько включен в европейскую жизнь, что мы встретим Акру даже на страницах «Декамерона». Из 100 историй две происходят в Акре времен Крестовых походов, а 11 так или иначе с ней связаны».
Мы осматриваем крепость Госпитальеров, проходим по лабиринту средневековых улочек и через тоннель, прорытый тамплиерами, попадаем в гавань. 20 мая 1291 года из нее отплывали корабли, на которых спасались жители обреченной Акры, когда новые завоеватели, мусульмане, ворвались на стены. Город возродился только спустя столетия.
Мы садимся пообедать в кафе «Хумус Аль-Абед Абу Хамид». Посетителей встречает приветливая темноволосая женщина по имени Арин.
«Здесь подают блюда, которые жители Акко, арабы-мусульмане, готовят и едят дома, — рассказывает Михаил. — Раньше ресторан на берегу держал отец Арин, коренной араб из Акко, а мама у Арин из Назарета — наполовину арабка, наполовину друзка. В 2000 году ресторан отца был разрушен волнами. Арин раньше работала в полиции криминологом, занималась трудными подростками. А когда умер отец, решила возродить ресторан и назвать его именем. И теперь готовит здесь любимые блюда отца».
Нам приносят вначале маринованные овощи и питу на закуску, а потом горячие блюда. Основные ингредиенты кухни потомков завоевателей — нут, баранина, орехи и овощи, которые готовят в разных сочетаниях. Ну а завершается трапеза традиционным арабским кофе.
Нессана: начало долгого пути
Путь в Нессану лежит почти через всю страну. Сначала три часа на поезде из пригорода Хайфы до Беэр-Шевы, потом час на автобусе до кибуца Кмеин на границе с Египтом. Автобус высаживает меня у заправки посреди пустыни. Это центр цивилизации с магазином и закусочной.
Вокруг только кибуцы с населением в несколько сотен человек, молодежный лагерь, грузовой погранпереход и военная база, поэтому сюда стекаются все желающие купить необходимое, заправить машину, перекусить. Местность напоминает Дикий Запад: пересохшие русла рек, сельскохозяйственные кибуцы, представляющие собой маленькие крепости, и много вооруженных людей.
Нессана была основана как стоянка на Дороге благовоний — караванном пути, связывавшем юг Аравийского полуострова со странами Средиземноморья. Но расцвету Нессаны в V–VII веках поспособствовал другой маршрут: дорога, по которой христианские паломники шли в монастырь Святой Екатерины у горы Синай, той самой, где Моисей получил скрижали с заповедями.
Нессана была последним пунктом, в котором можно было отдохнуть и подготовиться к многодневному переходу через пустыню. Арабское завоевание в VII веке перекроило транспортные пути, но еще сильнее повлияло изменение климата. Из-за засух земледелие пришло в упадок.
В VII–VIII веках люди ушли отсюда, и Нессана стояла, по сути, нетронутой до начала XX столетия. Накануне Первой мировой войны Османская империя, укрепляя границы с Египтом, устроила здесь административный центр.
В 1913 году сюда приехали два британских археолога, составлять план сохранившихся построек древнего города. Одного звали Леонард Вулли, он впоследствии прославился раскопками Ура. Второго — Томас Эдвард Лоуренс, больше известен он как Лоуренс Аравийский. Оба в то время служили в британской разведке.
Археологические исследования были прикрытием для разведывательной миссии, однако составленный план Нессаны оказался очень важен: большинство зафиксированных тогда построек потом были уничтожены в ходе войн.
Первые масштабные раскопки здесь проводили британские археологи в 1935–1938 гг. Они обнаружили в тайниках церквей один из крупнейших архивов документов на папирусе VI–VII веков. Потом израильские археологи копали здесь в 1985–1992 гг. А с 2022-го работы ведет экспедиция Университета Бен-Гуриона. За это время был раскопан участок квартала с домами, часовней, баней и мозаичным двориком византийского времени.
В Нессане работают археологи и волонтеры из Израиля, России и Польши. Древний город перекрывают мощные напластования камня и песка. Крупные камни раскалываем кувалдой, а песок и щебень ссыпаем в ведра. Когда их набирается несколько сотен, начинается «шер-шеред»: все становятся в цепочку и, перекидывая ведра, высыпают их в отвал. После снятия верхних напластований выходим на культурный слой и просматриваем его в поисках находок.
Через руины Нессаны пролегает популярный туристический маршрут; на раскопки приходят и местные жители, и экскурсии из молодежного лагеря поблизости. Многие, посмотрев, остаются поработать как волонтеры. Однажды приехала группа монахинь во главе со священником из православного Горненского монастыря в Иерусалиме, а после экскурсии они предложили помощь и копали с нами полдня.
Три недели пролетают быстро. Я покидаю Нессану и увожу с собой новый опыт, новых друзей и желание вернуться в следующем году.
ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Израиль
Площадь ок. 20 770 км²
Население ок. 10,1 млн чел.
Расстояние от Москвы до Иерусалима Ок. 2 670 км
Материал опубликован в июне 2025