Легенда о двух немецких пионерах
Даймлер и Бенц сначала конкурировали друг с другом, чтобы потом объединиться против всего мира
![]() Карл Бенц вместе со своим коммерческим директором Йозефом Брехтом на усовершенствованной запатентованной модели автомобиля, 1887 год. Несмотря на то что более четырёхсот человек претендовали на звание «изобретатель автомобиля», историческая справедливость востержествовала. Сегодня считается, что «первыми» были немцы Готтлиб Даймлер и Карл Бенц. Официальным годом рождения автомобиля был признан 1886-й, когда изобретатели независимо друг от друга получили патенты на построенные ими машины. Фото: Daimler AG |
29 января 1886 года немецкий инженер Карл Бенц (
Мечта о самодвижущемся транспортном средстве сопровождает человека с незапамятных времен. Условно началом автомобильной истории можно назвать уже изобретение колеса, первые упоминания о котором встречаются в Месопотамии в четвертом тысячелетии до нашей эры. Первым агрегатом, хотя бы отдаленно напоминающим современную машину, можно назвать изобретение древнегреческого ученого
Кстати, та же судьба постигла и некоторые гениальные изобретатения Ивана Кулибина, который в 1791 году построил трехколесную «самобеглую коляску», вмещающую двух пассажиров. Привод осуществлялся с помощью педального механизма. Чтобы облегчить усилия человека, Кулибин установил горизонтальный маховик, служивший аккумулятором механической энергии. Кроме этого, на коляске изобретателя было установлено устройство, напоминающее современную коробку передач, что давало возможность увеличивать силу тяги при разгоне и преодолении подъемов, а также тормоз в механизме привода задних колес. Однако этот проект, как и множество других, разработанных Кулибиным, был воспринят современниками как курьез: в России того времени никто не видел необходимости в таких экипажах.
![]() «Леомобиль» строили из тех же материалов, которые мог использовать сам изобретатель: дерево, железо, бронза и никакого пластика. Для создания самодвижущейся повозки были выбраны несколько разных сортов древесины. Каменный дуб пошел на изготовление шестерен, обычный дуб стал материалом для рамы, вяз и ясень послужили материалом для эластичных колесных ободьев. Использование дерева позволило заметно снизить вес конструкции — при размерах 1,68×1,49 м масса модели составляет всего 12,7 кг. Железные детали были выкованы кузнецами вручную по специальному заказу. Фото: Copyright by Leonardo3 |
Через триста лет после смерти Леонардо да Винчи обнаружилось множество чертежей и набросков, которые так и остались невоплощёнными замыслами. Среди рукописей, собранных учёными в
Но стать полезными самоходные аппараты могли лишь в эпоху, когда человеческий труд вырос в цене, а лошадиных сил оказалось уже недостаточно. Эпохе новых скоростей потребовались агрегаты, которые могли обеспечивать большую производительность при меньших затратах. Впрочем, скептиков было достаточно даже тогда, когда производство автомобилей стало массовым. Так, прусский кайзер Вильгельм II (
Успехи Карла Бенца и его соотечественника Готтлиба Даймлера (
Модернизированные паровые машины — шестиколесные и с тремя трубами — в XIX веке курсировали между Лондоном и его пригородами. Это начинание обещало так много, что «конное» лобби было вынуждено объявить войну самоходным повозкам. В частности, были приняты чрезвычайно строгие правила для паровых дилижансов: скорость должна была быть не выше шести километров в час, пугать свистками лошадей категорически воспрещалось. Появлению этих ограничений способствовал и ряд трагических эксцессов. Например, в 1834 году в Шотландии от взрыва парового котла пострадало пять человек.
![]() Нелегко далось человечеству изобретение автомобиля. Если раньше инженеры стремились к увеличению скорости транспортного средства и обеспечению комфортных условий для пассажиров, то сегодня всё большее значение преобретают безопасность и «экологичность» автомобиля. Фото (
|
На страницах автомобильной истории навсегда сохранилось и имя Джорджа Болдуина Селдена, юриста из Рочестера, который в конце 1870-х годов заявил об изобретении «уличного локомотива». Первую заявку на патент он подал в 1879 году, но патент смог получить только в 1895-м, когда уже было совершенно очевидно, что такие игрушки действительно ездят. Недаром Селден был юристом: его последняя заявка оказалась сформулирована настолько ловко, что под неё подходил практически любой автомобиль. Селден запатентовал конструкцию авто как таковую, с описанием общей компоновки и принципов действия: в патенте за N 549.160 от 5 ноября 1895 года, в частности значилось, что изобретен безлошадный экипаж с легкими колесами и багажником, легкий в управлении и производящий достаточно энергии для своего передвижения.
Чтобы регулировать использование патента, вскоре была создана Ассоциации лицензированных автопроизводителей (
Ассоциация обрушилась на Генри Форда (
Возможно, не самыми первыми, но самыми успешными оказались немецкие инженеры. В 1886 году сразу два изобретателя независимо друг от друга запатентовали самодвижущиеся повозки. Свой опытный образец Карл Бенц представил 3 июля 1886 года. Независимо от него схожую модель в городке Каннштадт под Штутгартом продемонстрировал другой немецкий инженер — Готтлиб Даймлер.
![]() Джордж Селден, прекрасно подкованный в юридических вопросах, быстро сообразил: чтобы заработать на изобретении, достаточно лишь описать принцип его действия, запатентовать раньше остальных и строго следить за производителями. Когда построение автомобиля, оснащенного бензиновым двигателем, стало очевидным, основываясь на приоритетной дате подачи заявки (1879 год), Селден получил патент, который давал ему право требовать плату за его использование с каждого производителя автомобилей с бензиновым двигателем. Автоконструкторы были удивлены, когда узнали, что механизм, построенный их руками на основании собственных замыслов и технических идей, оказывался запатентованным человеком, который не построил реально действующий автомобиль. Селден собрал автомобиль так, как это было указано в патенте, лишь во время тяжбы с Генри Фордом. Вот тогда-то и удалось доказать, что построенная по такой схеме машина — не автомобиль, а повозка с моторизованным передком: её двигатель, вмонтированный на передней оси, поворачивался вместе с ней и вращал передние колеса |
Уроженец Ладенбурга, бывший фотограф, часовщик и механик, идеей автомобиля Бенц загорелся ещё в 70-е годы XIX века. Он был одним из первых в Германии, кто взялся за разработку двигателей внутреннего сгорания. Первая конструкция мотора, которую он попытался запатентовать, была сочтена эпигонской; а первый успех пришел к нему лишь в середине 80-х, когда инженер догадался оснастить двуколку велосипедными колесами и двигателем внутреннего сгорания. Трехколесный экипаж мог разгоняться до 15 км/ч — неплохая по тем временам скорость. Во всяком случае, достаточная, чтобы перепугать соседских лошадей. По легенде, увидев новое чудо, лошадь испугалась и понесла. В том можно рассмотреть нечто символическое — дни конных упряжек были сочтены.
Первопроходцем Карл Бенц оказался и в одной из глав автомобилестроения. Он первым поставил на поток производство грузовиков с дизельным топливом — они стал сенсацией на автомобильной выставке в Амстердаме в 1924 года.
В этом же году исполняется 120 лет автопробегам. 5 августа 1888 года из Мангейма в соседний Пфорцгейм на недавно изобретенной машине проехала семья Бенц. Пока изобретатель сладко спал, его жена Берта (
Серийное производство автомобилей «Benz» было налажено в 1894 году. В том же году они появились в Москве, Санкт-Петербурге и Одессе. Чуть ранее, в 1887 году, была основана компания Daimler-Motoren-Gesellschaft — прообраз германского автомобильного гиганта. Первое изделие — Kutschenwagen — могло разгоняться до 16 км/ч и по сути было лишь моторизированными дрожками. Позднее Готтлиб Даймлер в сотрудничестве с Вильгельмом Майбахом (
По иронии судьбы, многие годы немцам, чтобы посмотреть легендарный автомобиль своего соотечественника, приходилось отправляться в Лондон — трехколесная машина Бенца, построенная в 1888 году в Мангейме, стала украшением британского Музея науки (
Кстати, германские историки отмечают, что история этого экспоната, который считается старейшим в мире оригинальным автомобилем, по сей день имеет немало белых пятен. Табличка на автомобиле указывает, что его первым хозяином стал парижанин Эмиль Роже (Emile Roger). Установлено также, что машина позднее была вывезена в Англию, где пропала на несколько лет. В 1913 году некая мисс Бат предложила легендарную машину лондонскому музею науки за пять фунтов, что по тем временам считалось смехотворной суммой для такого раритета. Передавая автомобиль новым владельцам, дама сообщила, что получила его в подарок от брата. Кстати, эта сделка позднее стала поводом для семейной размолвки — брат мисс Бат узнал о продаже лишь постфактум и безуспешно пытался отсудить легендарную машину. В статусе важнейшего реликта автомобильной истории с номером «A 250» эта машина украшала собой музейную коллекцию, а по самым парадным случаям отправлялась в краткосрочные путешествия.
В отличие от большинства других изобретателей, Карл Бенц скончался в почете и богатстве. За три года до его смерти, в 1926 году, фирма Benz объединилась со своим давним конкурентом — Daimler. Лавры немецких изобретателей многим не дают покоя. Так, например, французы столетие автомобиля отмечали в 1984 году вместо всемирно принятого 1986 года. По их мнению, изобрёл автомобиль французский математик Эдуард Деламаре-Дебутвиль. Нелегко далось человечеству автомобилестроение, так что в каждой, пожалуй, стране найдётся свой собственный гений-изобретатель.
Константин Куц, 30.01.2008
Новости партнёров