Когда мы видим стоимость билетов в купейные вагоны фирменных поездов, может показаться, что каждый сотрудник РЖД заканчивает день в ванне из золотых монет, как одна известная мультяшная утка. Ну если уж не проводники, то офисные менеджеры — наверняка. Но на самом деле ситуация в компании сложилась непростая, настолько, что гендиректор поручил сократить штат, причем не машинистов или кассиров, а тех самых офисных служащих.
О том, что РЖД оптимизируют штат управленцев, говорится в поручении гендиректора компании Олега Белозерова, с этим документом ознакомилась редакция
Белозеров также распорядился, чтобы его замы и начальники управлений РЖД до 1 ноября подготовили предложения по сокращению числа сотрудников, структурным преобразованиям и изменениям в расписании.
Представитель РЖД в разговоре с журналистами уточнил, что речь идет о повышении эффективности в условиях снижения объемов работы и сложной экономической ситуации. Прежде всего введут ограничения на прием новых работников.
Это не первая подобная мера в этом году. Так, в августе в РЖД ввели обязательные дополнительные выходные на фоне снижения грузоперевозок. До конца года сотрудники центрального аппарата и управлений будут брать по два дня отпуска в месяц за свой счет. Тогда это решение поддержали профсоюзы, при этом обязательные выходные не коснулись рабочих производственных специальностей.
Почему РЖД стали зарабатывать меньше
Говоря простыми словами, проблема в том, что различные компании, которые хотят перевезти свою продукцию железной дорогой, резервируют за собой вагоны и цистерны, но не предъявляют этот груз. В результате РЖД держит для них тару, выделяет машинистов и локомотивы, но эти мощности простаивают впустую. В мае 2025 года таким образом было не предъявлено 24 миллиона тонн. В первую очередь так поступают угольные компании на юге и северо-западе страны, сообщал ранее
Из-за такой ситуации только в марте на путях стояло без цели 72 тысячи пустых полувагонов. Штрафы для отправителей за непредъявление грузов слишком малы, и это не останавливает компании.
В целом же проблема с тем, что мощности РЖД не используются на полную, намного шире: кто-то в России предпочитает перевозить товар по автодорогам, кто-то снижает объемы производства. Кроме того, в стране снижаются перевозки стройматериалов. Даже плановый ремонт на нефтезаводе может обрушить железнодорожникам квартальные или годовые показатели.
Наконец, в мире дешевеет уголь, что тоже влияет на всю отрасль перевозок. А российские центры добычи угля находятся слишком далеко от балтийских и азово-черноморских портов, поэтому перевозка влетает промышленникам в копейку — с восточными регионами страны такой проблемы нет. Да и тарифы РЖД не стоят на месте.
В 2024 году чистая прибыль монополии упала в девять раз — с 118,3 до 13,9 миллиарда рублей. Что, впрочем, не помешало РЖД попасть в первую сотню компаний России с самой лучшей чистой прибылью.