Когда в дезинформацию верит достаточное количество людей, ее невозможно сдерживать — теории заговора, какими бы дикими они не были, распространяются по экспоненте, как вирусные инфекции, что значительно повышает вероятность перерастания этого процесса в реальное насилие.
Об этом пишут авторы нового исследования, опубликованного в журнале
В качестве примера исследователи обратились к одному из самых известных случаев дезинформации в истории — Великому страху 1789 года, который стал важным моментом в развитии Французской революции.
Что такое Великий страх 1789 года во Франции
Великий страх — это волна паники и беспорядков, продолжавшихся с 20 июля по 6 августа 1789 года, когда крестьяне по всей Франции с поразительной скоростью мобилизовались, услышав слухи о заговоре аристократов, которые якобы намеревались уморить голодом большую часть населения. Бунтовщики жгли поместья богатых землевладельцев и требовали отмены феодальных привилегий.
Но как теория заговора всего за несколько дней распространилась по стране с населением
Ученые смогли отследить географические пути распространения слухов благодаря огромному количеству сохранившихся первоисточников. В частности, около ста лет назад историк Жорж Лефевр собрал все существующие свидетельства о Великом страхе, тщательно обобщив все архивные записи с точными датами и местами каждого события, зафиксированные в письмах и записях, написанных в то время.
Информация была настолько подробной, что исследователям удалось подсчитать, что Великий страх распространялся по дорогам Франции примерно на 45 километров каждые 24 часа.
В итоге ученые пришли к выводу, что распространение Великого страха точно следовало траектории эпидемии инфекционного заболевания: бурный рост заражений, пик которого пришелся на 30 июля, после чего эпидемия столь же быстро пошла на спад.
При этом наиболее вероятными точками вспышек насилия были густонаселенные города с более высоким уровнем грамотности и средним уровнем дохода населения, но при этом с более высокими ценами на пшеницу.
«Великий страх представляет собой яркий пример роли распространения слухов в продвижении политических изменений, что может быть актуально и сегодня», — отметил Дзаппери, комментарий которого приводит
А нам вспоминается другое исследование, которое показало, как легко манипулировать мнением людей, на примере новостей про политиков.