Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Слухи ведут себя так же, как вирусы во время эпидемий: тревожный пример из истории Франции

Историки посмотрели на Великий страх 1789 года с необычной точки зрения

28 августа 2025Обсудить
Карл Генрих Блох (Carl Heinrich Bloch), фрагмент картины «Две женщины разговаривают», 1874 г. | Источник: IanDagnall Computing via Legion Media

Карл Генрих Блох (Carl Heinrich Bloch), фрагмент картины «Две женщины разговаривают», 1874 г.

Источник:

IanDagnall Computing via Legion Media

Когда в дезинформацию верит достаточное количество людей, ее невозможно сдерживать — теории заговора, какими бы дикими они не были, распространяются по экспоненте, как вирусные инфекции, что значительно повышает вероятность перерастания этого процесса в реальное насилие.

Об этом пишут авторы нового исследования, опубликованного в журнале Nature. Работа показала, что распространение слухов можно отобразить с помощью тех же моделей, которые эпидемиологи используют для отслеживания вирусных заболеваний.

В качестве примера исследователи обратились к одному из самых известных случаев дезинформации в истории — Великому страху 1789 года, который стал важным моментом в развитии Французской революции.

Что такое Великий страх 1789 года во Франции

Великий страх — это волна паники и беспорядков, продолжавшихся с 20 июля по 6 августа 1789 года, когда крестьяне по всей Франции с поразительной скоростью мобилизовались, услышав слухи о заговоре аристократов, которые якобы намеревались уморить голодом большую часть населения. Бунтовщики жгли поместья богатых землевладельцев и требовали отмены феодальных привилегий.

Но как теория заговора всего за несколько дней распространилась по стране с населением почти 30 миллионов человек задолго до появления телеграфа? Для ответа на этот вопрос исследователи во главе со Стефано Дзаппери, специалистом по статистическому моделированию из Миланского университета (Италия), рассмотрели феномен Великого страха как эпидемию вирусной инфекции.

Ученые смогли отследить географические пути распространения слухов благодаря огромному количеству сохранившихся первоисточников. В частности, около ста лет назад историк Жорж Лефевр собрал все существующие свидетельства о Великом страхе, тщательно обобщив все архивные записи с точными датами и местами каждого события, зафиксированные в письмах и записях, написанных в то время.

Информация была настолько подробной, что исследователям удалось подсчитать, что Великий страх распространялся по дорогам Франции примерно на 45 километров каждые 24 часа.

В итоге ученые пришли к выводу, что распространение Великого страха точно следовало траектории эпидемии инфекционного заболевания: бурный рост заражений, пик которого пришелся на 30 июля, после чего эпидемия столь же быстро пошла на спад.

При этом наиболее вероятными точками вспышек насилия были густонаселенные города с более высоким уровнем грамотности и средним уровнем дохода населения, но при этом с более высокими ценами на пшеницу.

«Великий страх представляет собой яркий пример роли распространения слухов в продвижении политических изменений, что может быть актуально и сегодня», — отметил Дзаппери, комментарий которого приводит Popular Science.

<p>Стефано Дзаппери</p>

«В современном цифровом мире информация и дезинформация распространяются гораздо быстрее, чем в прошлом. Но и сегодня передача информации часто осуществляется при непосредственном общении, особенно когда слухи приводят к реальным беспорядкам».

А нам вспоминается другое исследование, которое показало, как легко манипулировать мнением людей, на примере новостей про политиков.

Комментарии0
под именем