В начале июня 2025 года стало известно, что по территории Афганистана проедет первый в истории страны пассажирский поезд. Железнодорожный маршрут должен соединить иранский город Мешхед и афганский Герат. Об этом сообщало афганское издание
Почему Ирану так важна железная дорога, проходящая через соседний Афганистан, порталу Vokrugsveta.ru рассказал доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
Выбирай, с кем дружить
Основные проблемы строительства железных дорог в Афганистане — это сложный горный рельеф страны и выбор ширины колеи, пояснил Вадим Жуков.
Все граничащие с Афганистаном страны имеют различную ширину колеи: в Иране и Китае это 1435 миллиметров, в странах Средней Азии используется российский стандарт — 1520 миллиметров, в Пакистане и Индии — 1676 миллиметров. Вопрос выбора колеи особенно важен и связан с выбором направления экономической и транспортной интеграции страны.
Длинный путь в Китай
10 декабря 2020 года состоялось открытие железной дороги Хаф–Герат, соединяющей город Хаф на юго-востоке Ирана и город Герат на западе Афганистана. Эта железная дорога позволяет соединить китайскую железнодорожную сеть с Ираном через Афганистан, рассказал эксперт.
Иран является основным торговым партнером Афганистана и финансировал строительство этой железной дороги. Железнодорожное сообщение на участке Хаф–Герат позволяет значительно увеличить объемы сотрудничества: по ней можно перевозить около 6 миллионов тонн грузов и миллион пассажиров в год.
«Железнодорожный коридор пяти наций»
Проект железной дороги Хаф–Герат был частью проекта «Железнодорожный коридор пяти наций» (FNRC) стоимостью 2 миллиарда долларов, который должен был пройти через Иран, Афганистан, Таджикистан, Кыргызстан и Китай.
Общая протяженность составляет 2000 километров, а железнодорожный маршрут проходит от Герата до афгано-таджикской границы, затем, пересекая Таджикистан, идет через Кыргызстан, где соединяется с китайским регионом Синьцзян через Китайско-Кыргызско-Узбекскую (CKU) железную дорогу.
В обход западных санкций
Находясь долгое время под гнетом западных санкций, Иран создал хорошо отлаженную систему поставок в обход санкций. Санкции против Ирана действуют уже более четырех десятилетий, в то время как Афганистан находится под санкциями с момента прихода к власти талибов (движение признано террористическим) в августе 2021 года.
Запланированное открытие пассажирского железнодорожного сообщения между городами Хаф и Герат подтверждает наличие у Ирана стратегической цели по созданию в регионе коридоров, не подверженных санкциям. Развивая сеть маршрутов, Иран ищет способы избежать изоляции и наладить экспорт на альтернативные мировые рынки. Объединившись с такими державами, как Китай и Россия, Иран показал, что, несмотря на ограничения, связанные с западными санкциями, альтернативные варианты все же существуют.
Ранее стало известно, как Северная Корея обходит санкции США, незаметно торгуя со всем миром, включая сами Соединенные Штаты.