Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

В Афганистан приедет первый пассажирский поезд в истории страны: что это за маршрут и кто в нем заинтересован

Отрезок Хаф–Герат должен стать частью большого маршрута на восток, в котором сегодня очень нуждается Иран

9 июня 2025Обсудить
Железнодорожный вокзал в иранском Мешхеде, откуда должен отправиться первый пассажирский поезд в Афганистан | Источник: Jeremy Graham via Legion Media

Железнодорожный вокзал в иранском Мешхеде, откуда должен отправиться первый пассажирский поезд в Афганистан

Источник:

Jeremy Graham via Legion Media

В начале июня 2025 года стало известно, что по территории Афганистана проедет первый в истории страны пассажирский поезд. Железнодорожный маршрут должен соединить иранский город Мешхед и афганский Герат. Об этом сообщало афганское издание ariananews.af со ссылкой на иранского чиновника Джаббарали Закери, который анонсировал запуск поезда в течение двух недель.

Почему Ирану так важна железная дорога, проходящая через соседний Афганистан, порталу Vokrugsveta.ru рассказал доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» Вадим Жуков.

Выбирай, с кем дружить

Основные проблемы строительства железных дорог в Афганистане — это сложный горный рельеф страны и выбор ширины колеи, пояснил Вадим Жуков.

Все граничащие с Афганистаном страны имеют различную ширину колеи: в Иране и Китае это 1435 миллиметров, в странах Средней Азии используется российский стандарт — 1520 миллиметров, в Пакистане и Индии — 1676 миллиметров. Вопрос выбора колеи особенно важен и связан с выбором направления экономической и транспортной интеграции страны.

Пассажирский поезд недалеко от Тегерана, столицы Ирана, архивное фото | Источник: Sergi Reboredo via Legion Media

Пассажирский поезд недалеко от Тегерана, столицы Ирана, архивное фото

Источник:

Sergi Reboredo via Legion Media

Длинный путь в Китай

10 декабря 2020 года состоялось открытие железной дороги Хаф–Герат, соединяющей город Хаф на юго-востоке Ирана и город Герат на западе Афганистана. Эта железная дорога позволяет соединить китайскую железнодорожную сеть с Ираном через Афганистан, рассказал эксперт.

Иран является основным торговым партнером Афганистана и финансировал строительство этой железной дороги. Железнодорожное сообщение на участке Хаф–Герат позволяет значительно увеличить объемы сотрудничества: по ней можно перевозить около 6 миллионов тонн грузов и миллион пассажиров в год.

<p>Вадим Жуков</p>

«Транспортные связи стали ключевой частью стратегии Ирана и Афганистана по укреплению своих международных позиций после разрыва отношений с Западом».

«Железнодорожный коридор пяти наций»

Проект железной дороги Хаф–Герат был частью проекта «Железнодорожный коридор пяти наций» (FNRC) стоимостью 2 миллиарда долларов, который должен был пройти через Иран, Афганистан, Таджикистан, Кыргызстан и Китай.

Общая протяженность составляет 2000 километров, а железнодорожный маршрут проходит от Герата до афгано-таджикской границы, затем, пересекая Таджикистан, идет через Кыргызстан, где соединяется с китайским регионом Синьцзян через Китайско-Кыргызско-Узбекскую (CKU) железную дорогу.

В обход западных санкций

Находясь долгое время под гнетом западных санкций, Иран создал хорошо отлаженную систему поставок в обход санкций. Санкции против Ирана действуют уже более четырех десятилетий, в то время как Афганистан находится под санкциями с момента прихода к власти талибов (движение признано террористическим) в августе 2021 года.

Запланированное открытие пассажирского железнодорожного сообщения между городами Хаф и Герат подтверждает наличие у Ирана стратегической цели по созданию в регионе коридоров, не подверженных санкциям. Развивая сеть маршрутов, Иран ищет способы избежать изоляции и наладить экспорт на альтернативные мировые рынки. Объединившись с такими державами, как Китай и Россия, Иран показал, что, несмотря на ограничения, связанные с западными санкциями, альтернативные варианты все же существуют.


Ранее стало известно, как Северная Корея обходит санкции США, незаметно торгуя со всем миром, включая сами Соединенные Штаты.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения