Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Плыли по солнцу и звездам. Японские археологи повторили путешествие каменного века

Они сделали себе каноэ древними инструментами

26 июня 2025Обсудить
Команда отправилась в путь на каноэ ручной работы, чтобы сделать все максимально аутентичным | Источник: 2025 Kaifu et al. CC-by-ND

Команда отправилась в путь на каноэ ручной работы, чтобы сделать все максимально аутентичным

Источник:

2025 Kaifu et al. CC-by-ND

Когда и где первые люди мигрировали и обосновались в Восточной Азии, относительно хорошо известно. Однако то, как эти популяции перемещались между островами по коварным морским просторам, до сих пор окутано тайной. Команда археологов из Японии и Тайваня смастерила каноэ и повторила опасное путешествие так, будто жила в эпоху палеолита.

Исследователи под руководством профессора Йосуке Кайфу (Yousuke Kaifu) из Токийского университета (University of Tokyo) изложили свои выводы в двух новых статьях в журнале Science Advances.

Судя по всему, около 30 000 лет назад люди совершили морское путешествие — без карт, металлических инструментов или современных лодок — с территории, которая сейчас называется Тайванем, на некоторые острова на юге Японии, включая Окинаву. Чтобы выяснить, как именно было совершено это путешествие, команда под руководством Кайфу провела различные эксперименты, в том числе с использованием физических моделей, чтобы определить наиболее правдоподобный способ совершения этого путешествия.

Моделирование показало, что лодка, сделанная с использованием инструментов того времени и при наличии необходимых знаний, могла бы преодолеть одно из самых сильных в мире течений Куросио.

«Археологические свидетельства, такие как останки и артефакты, не могут дать полную картину, поскольку море смывает такие вещи. Поэтому мы обратились к идее экспериментальной археологии, похожей на экспедицию „Кон-Тики“ 1947 года, организованную норвежским исследователем Туром Хейердалом», — рассказал ученый.

Команда использовала копии инструментов и настоящее дерево | Источник: 2025 Kaifu и др. CC-by-ND

Команда использовала копии инструментов и настоящее дерево

Источник:

2025 Kaifu и др. CC-by-ND

В 2019 году команда построила 7,5-метровое каноэ-долбленку под названием «Сугиме» (Sugime), сделанное из цельного ствола японского кедра с использованием копий каменных орудий возрастом 30 000 лет. Они проплыли на нем 225 километров от восточного Тайваня до острова Йонагуни в группе Рюкю, в которую входит Окинава, ориентируясь только по солнцу, звездам, волнам и своему чутью.

Они плыли на веслах более 45 часов по открытому морю, почти не видя острова, к которому направлялись. Несколько лет спустя команда все еще анализирует данные, полученные во время эксперимента, и использует их для создания или проверки моделей, описывающих различные аспекты морских переходов в этом регионе в далеком прошлом.

«Каноэ-долбленка было нашим последним кандидатом среди возможных морских ремесел эпохи палеолита для региона. Мы сначала была выдвинута гипотеза, что люди палеолита использовали плоты, но после серии экспериментов мы узнали, что эти плоты слишком медленные, чтобы пересечь Куросио, и недостаточно прочные», — сказал Кайфу.

Археологи подробно сфотографировали процесс изготовления каноэ.

(А) Кедровое дерево до рубки. (B и C) Каменный топор с деревянной рукояткой, используемый для рубки. (D и E) Рубка и придание формы. (F и G) Каноэ до и во время обжига. (H) Деревянные сиденья внутри и тонкий бамбук, прикрепленный к боковой стороне в качестве волнореза. (I) Готовое каноэ перед отплытием, с волнорезами из листьев на носу (справа) и корме (слева). Вертикальные палки на носу и корме предназначены для камеры 3D-видеорегистратора и кормового фонаря соответственно. Веревка на носу предназначена для буксировки. (J) Изготовление однолопастного весла с помощью заточенного каменного тесла.  | Источник: Yousuke Kaifu

(А) Кедровое дерево до рубки. (B и C) Каменный топор с деревянной рукояткой, используемый для рубки. (D и E) Рубка и придание формы. (F и G) Каноэ до и во время обжига. (H) Деревянные сиденья внутри и тонкий бамбук, прикрепленный к боковой стороне в качестве волнореза. (I) Готовое каноэ перед отплытием, с волнорезами из листьев на носу (справа) и корме (слева). Вертикальные палки на носу и корме предназначены для камеры 3D-видеорегистратора и кормового фонаря соответственно. Веревка на носу предназначена для буксировки. (J) Изготовление однолопастного весла с помощью заточенного каменного тесла.

Источник:

Yousuke Kaifu

«Теперь мы знаем, что эти каноэ достаточно быстры и прочны, чтобы совершить переправу, но это только половина дела. Эти мужчины и все женщины-первопроходцы, должно быть, были опытными гребцами с эффективными стратегиями и сильным желанием исследовать неизвестное. Мы не думаем, что обратный путь был возможен. Если у вас есть карта и схема течения Куросио, вы можете спланировать обратное путешествие, но подобные вещи, вероятно, произошли гораздо позже в истории», — говорится в исследовании.

Чтобы понять, могло ли такое путешествие состояться при других обстоятельствах, команда также использовала передовые модели океана для моделирования сотен виртуальных путешествий. В ходе этих симуляций проверялись различные исходные точки, сезоны и стратегии гребли как в современных, так и в древних условиях океана.

(Слева) GPS-слежение и моделирование океанских течений в конце экспериментального плавания. (Справа) Команда в то же время, что и на левом снимке | Источник: 2025 Kaifu и др. CC-by-ND

(Слева) GPS-слежение и моделирование океанских течений в конце экспериментального плавания. (Справа) Команда в то же время, что и на левом снимке

Источник:

2025 Kaifu и др. CC-by-ND

Моделирование помогло восполнить пробелы, которые не мог восполнить разовый эксперимент. Оно показало, что при старте с северного Тайваня шансы на успех выше, чем при старте с юга, и что для компенсации сильного течения необходимо было грести немного юго-восточнее, а не прямо к месту назначения. Эти результаты свидетельствуют о высоком уровне стратегических знаний о мореплавании у ранних современных людей.

«Ученые пытаются реконструировать процессы прошлых человеческих миграций, но часто бывает трудно понять, насколько сложными они были на самом деле. Важный посыл проекта заключался в том, что наши предки в эпоху палеолита были настоящими испытателями, — сказал Кайфу.

Например, у древних полинезийцев не было карт, но они могли путешествовать почти по всему Тихому океану. В океане есть множество ориентиров, по которым можно определить правильное направление, таких как видимые массивы суши, небесные тела, волны и ветры.

Археолог Грир Джарретт из университета в Швеции уже три года идет по следам викингов. Он путешествует на паруснике, чтобы доказать, что викинги заплывали дальше от Скандинавии и выбирали маршруты дальше от суши, чем считалось возможным.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения