Создатель американской водородной бомбы Ричард Гарвин умер во вторник, 13 мая, в своем доме в Скарсдейле, штат Нью-Йорк, пишет
Водородная бомба доктора Гарвина
В 1951–1952 годах Ричард Гарвин, на тот момент преподаватель Чикагского университета и консультант в Лос-Аламосской национальной лаборатории в Нью-Мексико, разработал бомбу, основываясь на исследованиях своих предшественников Эдварда Теллера и Станислава Улама. Экспериментальное устройство под кодовым названием «Плющ Майк» (Ivy Mike) было испытано на атолле Эниветок (Eniwetok) в архипелаге Маршалловы острова в Тихом океане.
Предназначенное только для того, чтобы доказать концепцию термоядерного синтеза, устройство даже не напоминало бомбу. Оно весило 82 тонны, не помещалось в самолет и выглядело как гигантский термос. Советские ученые насмешливо называли его «термоядерной установкой».
Но 1 ноября 1952 года на атолле Эниветок слияние атомов вызвало огромную вспышку ослепительного света, беззвучную для далеких наблюдателей, и огненный шар шириной в две мили, сила которого была в 700 раз больше, чем у атомной бомбы, уничтожившей Хиросиму в 1945 году. Грибовидное облако поднялось на 25 миль ввысь и расширилось до 100 миль в диаметре.
Помимо разработки оружия, Гарвин занимался поисками гравитационных волн — колебаний в структуре пространства-времени, которые предсказал Эйнштейн. В 2015 году дорогостоящие детекторы, которые он поддерживал, смогли успешно зафиксировать эти колебания, открыв новое окно во Вселенную.
Позиция в противостоянии США и СССР
Гарвин был советником таких президентов США, как Дуайт Эйзенхауэр, Джон Кеннеди, Линдон Джонсон, Ричард Никсон, Джимми Картер и Билл Клинтон. Ученый, в частности, выступил против идеи Рейгана создать ракетную систему космического базирования, которую в народе называли «Звездные войны», для защиты от ядерного удара. Она так и не была построена.
Позиция Гарвина заключалась в том, что Америка должна поддерживать стратегический баланс ядерных сил с Советским Союзом. Он выступал против любого оружия или политики, которые могли нарушить этот баланс, потому что, по его словам, это сдерживало русских. Гарвин любил говорить, что Москва больше заинтересована в живых русских, чем в мертвых американцах.
Гарвин поддерживал сокращение ядерных арсеналов, в том числе в рамках Договора об ограничении стратегических вооружений 1979 года (ОСВ-2), который подписали Джимми Картер и Леонид Брежнев.
В 2021 году Гарвин присоединился к 700 ученым и инженерам, в том числе 21 лауреату Нобелевской премии, которые
Наставник Гарвина, лауреат Нобелевской премии в области физики Энрико Ферми, называл его «единственным настоящим гением, которого я когда-либо встречал»
В 1981 году доктор Гарвин сказал журналу Quest: «Единственное, для чего годится ядерное оружие и всегда годилось, — это массовые разрушения и сдерживание ядерной атаки с помощью такой угрозы: если вы меня ударите, и я вас побью».
Схожую позицию, кстати, высказывала и «железная леди» Маргарет Тэтчер.