Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Между НАТО и закрытой границей: перед Финляндией встал выбор, сужать ли «царскую» колею

Железнодорожная колея в Финляндии соответствует российскому, а не европейскому стандарту

17 июня 2025Обсудить
Между НАТО и закрытой границей: перед Финляндией встал выбор, сужать ли «царскую» колею | Источник: Viktor Karasev via Legion Media
Источник:

Viktor Karasev via Legion Media

Железная дорога — настоящий камень преткновения в Финляндии. Дело в том, что ширина существующей колеи в стране не соответствует европейским стандартам — колея до сих пор «царская», как во времена Российской империи. Поэтому, чтобы развивать торговлю с соседними Норвегией и Швецией, Суоми стоило бы перейти на европейскую колею.

Впрочем, речь не только о торговле, но и о поставке вооружения: Финляндия в 2023 году вступила в НАТО, годом позже в альянс вошла и Швеция, а Норвегия является членом блока с момента его основания в 1949 году.

Денег на модернизацию у властей Финляндии нет. Остается надеяться на помощь ЕС, но если начать переделывать пути на севере и западе страны (у границ с Норвегией и Швецией), южная часть государства окажется отрезанной от общей инфраструктуры. А проблем там и без того хватает.

Как сообщает Yle, региональный совет Южной Карелии (регион Финляндии) опасается, что изменение ширины колеи приведет Юго-Восточную Финляндию, которая и без того пострадала от закрытия границы с Россией, к большим экономическим трудностям.

Поэтому совет не поддерживает изменение ширины колеи и заявляет, что вместо этого лучше сосредоточиться на реконструкции существующих путей. Руководство региона уверено, что только сохранение существующей ширины колеи позволит и дальше поддерживать крупнейшие грузопотоки в Юго-Восточную Финляндию.

На финских железных дорогах используется колея шириной 1524 миллиметра, унаследованная от царских времен. Ширина европейской колеи составляет 1435 миллиметров.

В то же время в Ассоциации Южной Карелии отмечают, что отрезок Карельской железной дороги между Луумяки и Лаппеенрантой — самый загруженный однопутный участок в Финляндии. С 2020-го по 2024 год объем грузовых перевозок здесь увеличился на 67%.

Губернатор Южной Карелии Сату Сиканен заявила, что работы по изменению ширины колеи не должно заморозить развитие всей Карельской железной дороги — она сейчас перегружена, привлекать инвестиции непросто, и власти региона хотели бы, чтобы приоритет отдавался существующим путям.

Развитие Карельской железной дороги включено в госпрограмму, которая предусматривает финансирование в размере 215 миллионов евро на вторую фазу участка между Луумяки и Иматрой. Сиканен ожидает, что в течение оставшегося срока полномочий правительства будут приняты решения о выделении 165 миллионов евро на запуск проекта двухпутной железной дороги и улучшение участка пути между Луумяки и Йоутсено.

По словам министра транспорта Лулу Ранне, правительство должно принять общенациональное решение об изменении ширины колеи к июлю 2027 года.

Простые жители Финляндии тем временем уже привыкли переплачивать сотни евро в ситуации, когда граница с Россией закрыта и закупиться в соседней стране не получится.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения