Статистика неумолима: несмотря на случающиеся иногда катастрофы, авиация остается самым безопасным видом пассажирского транспорта. При этом за последние несколько десятилетий риск погибнуть в авиакатастрофе для путешественников снизился на пару порядков. Впрочем, как не трудно догадаться, уровень безопасности эксплуатируемых ныне пассажирских самолетов несколько разнится от модели к модели.
Ежегодно авиастроительный концерн Boeing публикует обзор происшествий с коммерческими самолетами, направленный на повышение безопасности перевозок. На основе этих данных была подготовлена приведенная ниже инфографика, на которой представлен рейтинг самых безопасных пассажирских самолетов с 1959-го по 2024 год включительно.
В данном случае безопасность каждого из лайнеров оценивается по количеству катастроф, повлекших за собой фатальное разрушение воздушного судна и гибель хотя бы одного человека, на один миллион вылетов.
Самые безопасные пассажирские самолеты
До 2025 года в так называемый «клуб зеро» (список самолетов с нулевым показателем катастроф на миллион вылетов) входили сразу восемь семейств современных авиалайнеров: четыре модели Airbus (A330 NEO, A340, A380 и A220/Bombardier C-Series), три модели Boeing (717, 747-8 и 787 Dreamliner), а также Bombardier CRJ-700/900/1000.
Однако репутацию Boeing 787 Dreamliner испортила произошедшая 12 июня 2025 года авиакатастрофа, в результате которой Dreamliner авиакомпании Air India разбился сразу после вылета из аэропорта Ахмадабада. Также клуб зеро покинул Bombardier CRJ-700/900/1000 — 29 января первый самолет Bombardier CRJ701ER потерпел крушение в США в результате столкновения с военным вертолетом.
Впрочем, даже с учетом этих инцидентов оба самолета остаются в числе самых безопасных по используемому показателю: для Bombardier CRJ-700/900/1000 он теперь составляет около 0,03, а для Boeing Dreamliner - 0,065. Столь же безопасны возглавляющие рейтинг самолетов, не попавших в «клуб зеро», Embraer-170/-175/-190 (0,03) и Airbus A320/321/219 NEO (0,06).
Замыкает список идущий на 17-м месте Airbus A310 с относительно высоким показателем в 1,89 катастрофы на миллион вылетов. Это более чем в два разы выше по сравнению с находящимся на строчку выше Boeing 737-100/-200 (0,89).
При этом стоит отметить, что статистика в данном случае учитывает все катастрофы, хотя далеко не все из них происходят из-за отказа техники. О том же, насколько более безопасными стали авиаперевозки с точки зрения используемого метода оценки, свидетельствует тот факт, что для выведенных из эксплуатации моделей лайнеров (нижняя диаграмма) используемый показатель составляет 3,04 катастрофы на миллион вылетов.
О том, как именно достигается безопасность пассажирских перелетов в наши дни и как происходит техническое обслуживание авиалайнеров, читайте в материале Vokrugsveta.ru.