После страшной катастрофы рейса Air India, унесшей жизни более двухсот человек, индийские инженеры представили революционную систему безопасности, которая может изменить будущее авиации. На первый взгляд идея кажется фантастической — самолёт, покрытый гигантскими внешними подушками безопасности. Но, по словам экспертов, именно она способна спасти сотни жизней в случае крушения.
Разработку создали инженеры Эшель Васим и Дхарсан Шринивасан из Института технологий и науки Бирла в Дубае. Система, основанная на искусственном интеллекте, отслеживает высоту, скорость, состояние двигателя и даже реакцию пилота. Если авария становится неизбежной на высоте ниже тысячи метров, подушки автоматически раскрываются за считанные секунды и окутывают фюзеляж, превращая падение в мягкую посадку.
Идея уже вошла в финал престижной премии Джеймса Дайсона, где награждают проекты, способные изменить мир. Разработчики уверены, что «умные подушки» можно будет устанавливать как на новые самолёты, так и на уже существующие, после успешных испытаний в аэродинамических трубах.
Поводом для изобретения стала трагедия рейса 171 Air India в июне этого года, когда Boeing 787-8 рухнул всего через 30 секунд после вылета из Ахмадабада. В катастрофе погибли 241 человек, выжил лишь один пассажир.
Авиация становится безопаснее?
Количество авиакатастроф в январе 2025 года оказалось ниже, чем годом ранее: зафиксировано 52 инцидента против 58 в январе 2024-го и 70 — в январе 2023-го, сообщает BBC. На первый взгляд это подтверждает позитивный тренд: несмотря на стремительный рост числа рейсов, за последние два десятилетия аварий в небе становится меньше.
Однако статистика смертей не так обнадёживает. По данным Daily Mail, 2024 год стал самым трагичным для коммерческой авиации с 2018-го — в авиакатастрофах погибли 318 человек. И уже в 2025-м счет жертв превысил сотню всего за несколько месяцев.
Чтобы понять масштаб, эксперты приводят сравнительные данные. По информации OAG, ежедневно в мире совершается около 106 тысяч коммерческих рейсов. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) уточняет: в среднем на 1,26 млн полётов приходится лишь одна авария.
Но даже при таких цифрах каждое ЧП вызывает тревогу. Как объясняет доктор Беннетт из Лестерского университета, главные причины катастроф остаются прежними: технические неисправности, плохая погода и человеческий фактор. «Инженеры, работающие долгие смены, могут совершать критические ошибки. А пилот — это последняя линия обороны, когда что-то идет катастрофически не так», — отметил он.
Ранее мы рассказывали о том, что авиаперелёты остаются одним из самых безопасных видов транспорта. В 2018–2022 годах риск погибнуть в авиакатастрофе составлял 1 к 14 миллионам на рейс, тогда как в 2023 году на российских дорогах погибли около 14,5 тыс. человек. Для сравнения, чтобы смертность от полётов сравнялась с автомобильной, каждый россиянин должен был бы летать по четыре раза в день.
Эксперты отмечают, что страх перед самолётами связан не с реальной опасностью, а с восприятием: медийные репортажи о катастрофах, отсутствие контроля на борту и естественный страх высоты усиливают тревогу пассажиров, несмотря на впечатляющую статистику безопасности.