Исследователи впервые обнаружили доказательства использования Леонардо да Винчи предварительных набросков для создания знаменитого Портрета госпожи Лизы дель Джокондо.

Фото №1 - Под «Моной Лизой» обнаружили угольный набросок

Исследование хранящейся в Лувре «Моны Лизы» выявило доказательства наличия угольного рисунка под портретом. Открытие было сделано в ходе изучения картины мультиспектральной камерой высокого разрешения.

По словам специалистов, в работе над «Джокондой» Леонардо использовал так называемый методом спольверо. Для этого на предварительном эскизе иглой проделывались небольшие отверстия, эскиз прикладывался к холсту и перфорированную бумагу посыпали углем. Таким образом на холсте оставалась «копия» наброска, над которой можно было работать дальше.

Именно следы угля и обнаружили специалисты на руке и волосах Моны Лизы. Линии наброска свидетельствуют о том, что Леонардо изменил первоначальную позу девушки, повернув ее голову так, чтобы она смотрела прямо на зрителя.

Также исследователи смогли заметить в волосах Моны Лизы предмет, напоминающий шпильку. Любопытно, что во время создания портрета такой аксессуар не был распространен во Флоренции. Возможно, этот предмет имел аллегорическое значение.

Специалисты считают, что эскиз, использовавшийся для портрета, хранящегося в Лувре, мог быть использован также для создания копий картины. Например, той, что выставлена в Национальном музее Прадо в Мадриде.