Российские ученые создали подробную 3D-модель мозга динозавра

9 июня 2020Обсудить

Палеонтологи из Санкт-Петербургского государственного университета создали самую подробную 3D -модель мозга анкилозавра. Результаты исследования опубликованы в журнале Biological Communications .

Российские ученые создали подробную 3D-модель мозга динозавра

Анкилозавры появились на Земле в середине юрского периода (примерно 160 миллионов лет назад) и просуществовали вплоть до конца эпохи динозавров, завершившейся 65 миллионов лет назад. Эти растительноядные животные внешне напоминали современных черепах или броненосцев, были покрыты мощной броней, а иногда даже обладали костяной булавой на хвосте.

Российские ученые работали с тремя фрагментами ископаемых черепов анкилозавра Bissektipelta archibaldi , найденными в Узбекистане. Хотя эти окаменелости были известны уже 20 лет, только сейчас появилась возможность исследовать образцы изнутри с помощью современных методов компьютерной томографии.

Ученые впервые подробно изучили строение мозга и сосудов головы анкилозавра. Работа позволила выяснить, что анкилозавры, в частности биссектипельта, умели «охлаждать» мозг, обладали хорошим обонянием, слышали низкочастотные звуки, но при этом их мозг был в полтора раза меньше, чем у современных животных такого же размера.

Немалую часть мозга Bissektipelta archibaldi занимали обонятельные луковицы — около 60% от размера больших полушарий. Хорошее обоняние, вероятно, помогало искать пищу, сородичей противоположного пола и вовремя чувствовать приближение хищников. Ученые отмечают, что нюх анкилозавров даже можно сравнить с нюхом известного хищника тираннозавра рекса, обонятельные луковицы которого занимали около 65–70% от размеров больших полушарий.

Масса мозга анкилозавров оказалась как минимум наполовину меньше того, что ученые ожидали увидеть у трехметрового существа: всего около 26,5 грамма. Такой объем мозга можно сравнить с двумя грецкими орехами. Тем не менее анкилозавры просуществовали на планете 100 миллионов лет и были вполне успешными с точки зрения эволюции. «Но, судя по размеру обонятельных луковиц, нюхали они все же чуть быстрее, чем думали», — отметил один из авторов исследования, аспирант СПбГУ Иван Кузьмин.