Обнаружены генетические предпосылки плохого сна

10 апреля 2019

Международная группа исследователей под руководством специалистов из Эксетерского университета (Великобритания) выявила 47 генов, влияющих на качество и продолжительность сна человека.

Обнаружены генетические предпосылки плохого сна

Ученые проанализировали данные 85 670 человек из базы Biobank , а также 5819 человек из трех других исследований. Все добровольцы в течение недели носили акселерометры (устройства, аналогичные фитнес-трекерам), которые непрерывно регистрировали уровень активности. 10 обнаруженных генов связаны с продолжительностью сна и 26 — с его качеством. Причем один из вариантов гена PDE11A влияет как на продолжительность, так и на качество сна. Ранее этот ген называли одной из возможных мишеней для лечения людей с психоневрологическими расстройствами, связанными с перепадами настроения и социальным поведением.

Интересно, что исследование позволило выявить небольшую взаимосвязь между продолжительностью сна и окружностью талии. С каждым лишним сантиметром сон укорачивался в среднем на четыре секунды. Также ученые обнаружили, что участки генома, связанные с качеством сна, также связаны с выработкой серотонина — нейротрансмиттера, влияющего на ощущение счастья и благополучия. Известно, что серотонин играет ключевую роль в циклах сна и теоретически способствует более глубокому и спокойному сну.

«Мы знаем, что достаточное количество сна улучшает наше здоровье и благополучие, но мы все еще относительно мало знаем о механизмах в нашем организме, которые влияют на то, как мы спим, — говорит один из авторов исследования Эндрю Вуд (Andrew Wood) . — Изменения в качестве, количестве и своевременности сна тесно связаны с некоторыми заболеваниями человека, такими как диабет, ожирение и психические расстройства».