Этим летом из Сочи в Сухум начали курсировать «Кометы» — скоростные теплоходы. Казалось бы, прекрасная новость! Однако как всегда всплыли «но»…
Оказалось, такой удобный способ передвижения не так уж и нужен туристам: «Кометы» в этом сезоне не пользовались популярностью. Почему так произошло, что не так? Возможно, это в целом не самый популярный маршрут, и туристы с большим удовольствием воспользовались бы какими-то другими теплоходами, отправляющимися с юга России? Узнали у наших читателей и спросили экспертов.
Что думают туристы: это просто неудобно
Один наш читатель пишет: «Из Сочи в Сухум! Зачем нужен этот рейс? Люди прилетают, приезжают в Адлер, оттуда им два часа в пробке ехать в Сочи, чтоб затем на комете поехать в Сухум? Остановок нет ни в Адлере, ни в Гагре. Я бы с удовольствием поехала на комете из Адлера в Гагру или обратно. Но из Сочи в Сухум?!»
Еще одно мнение: «Нет никаких проблем в пять раз дешевле добраться в Сухум на автобусе».
Другой читатель жалуется на неудобство: «Хотели поехать из Сухума в Сочи, но билеты продавались только в кассе морпорта Сочи и только за наличный расчет».
Есть и такое мнение: «Кто приехал, прилетел в Сочи — это тюлени (пусть часть — активно тусующиеся), им не нужно тратить время на поездку в Сухум. Зачем им это? Что такого в Сухуме для данных туристов, чтобы тратить время своего отдыха, развлечения на посещение Сухума на несколько часов, да еще надо вставать рано утром в свой отпуск?»
Что думают эксперты: пакетные туры как альтернатива
Наталья Фетисова, генеральный директор туроператорской компании ТТ ГРУПП, считает, что провал маршрута был ожидаем, — и предлагает альтернативы:
«Виноваты суровая логистика рынка туризма и конкуренция способов передвижения. Из Сочи можно добраться до Сухума на маршрутке и на поезде, по стоимости это будет дешевле кометы. А турпакеты с прямым перелетом в Сухум пользуются большим спросом, так как современный путешественник привык к комфорту: „сел в аэропорту — вышел в отеле“. Здесь же лодка, потом маршрутка, потом поиск жилья…
Морской маршрут проигрывает еще и по гибкости: это не каждодневный вариант и нужно подстраиваться под даты. Также в минусах — качка на море: морская прогулка не для массового заплыва, многие боятся, что их может укачать.
Нужно запустить не просто лодочную перевозку, а создать полноценный туристический продукт: включить трансферы, экскурсии, гида на борту, который будет делать акцент на историческом моменте. Создать полноценный тематический тур: „Морская тропа Абхазии: от римских якорей до советских дач“, „От Сочи до Сухума за один день“, „Между скалами и веками: морской путь в Абхазию“. Главное — не перегибать с ценой».
Вениамин Каганов, зав. кафедрой туризма и гостиничного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, настроен оптимистично:
«Думаю, авторы маршрута не рассчитывали на взрывной спрос, а планировали „обкатать“, заявить о такой возможности, которую туроператоры самостоятельные туристы будут иметь в виду на следующий сезон. Маршрут будет „раскручиваться“ по мере роста информированности туристов.
Мнения пассажиров тоже разделились — большинство остались довольны поездкой, называя ее „крутой“. Кто-то отмечает неудобное расписание и отсутствие остановок в ключевых пунктах. Кого-то расстроили еще не отработанные сервисы по приобретению билетов…
Ясно одно: маршрут состоялся, и, уверен, со временем составит конкуренцию автомобильным маршрутам».
А куда поехали бы
«Мне интереснее добраться до аэропорта из Сочи до Геленджика — и не по пробкам, а по морю. Но билеты купить невозможно, ибо разлетаются сразу, на кoй мне Сухум?», — вопрошает наш читатель.
Есть и еще пожелания:
«Лучше бы запустили маршрут более востребованный: Сочи-Ялта».
«Сочи-Батуми — это интересно… Сухум — так себе местечко!».
Наталья Фетисова говорит: «Маршрут „Сочи–Батуми“ звучит крайне заманчиво, но тут встает вопрос стоимости, международного регулирования, пограничного контроля и удобств во время перевозки.
Важно, чтобы в развитии этого маршрута было заинтересовано две страны. Опять же, если сделать пакетное предложение на 1-5 ночей с возвращением в Сочи, как часть комплексного предложения, объединяющего разные культуры, кухню и достопримечательности, шансы на успех высоки. Спрос будет не только у туристов из России, если предложение о развитии будет двухсторонним».
Вениамин Каганов отмечает, что и сейчас на юге России достаточно привлекательных вариантов: «Помимо Сочи-Сухум, в регионе существует несколько других морских маршрутов. Пользуются популярностью маршруты Сочи-Гагра и Адлер-Гагра, а также Сочи-Геленджик-Новороссийск: для многих это комфортная альтернатива автомобилю, ведь ехать нужно по серпантину.
Катамаран „Сочи-2“ курсирует ежедневно (по нечетным числам из Сочи, по четным — из Адлера). Он пользуется спросом, так как позволяет избежать ожидания на сухопутной границе. Время в пути из Адлера — около часа.
Кстати, если ваша цель — не трансфер, а отдых на воде, Сочи предлагает множество вариантов морских прогулок, которые отправляются от Морского вокзала: от катеров и теплоходов до фешенебельных яхт».
А какие ваши любимые водные маршруты?
Vokrugsveta.ru продолжает серию публикаций для рубрики «Мнение». Это регулярная колонка с авторским мнением инфлюенсеров, блогеров-экспертов о важных событиях, трендах, новостях и тенденциях — культурных, социальных, научных.
Читайте все статьи рубрики по тегу #мнение.