Полки российских магазинов игрушек захватили мохнатые монстры Лабубу. Если для одних это модный аксессуар, то для других — любимый спутник для игр детей. И это смущает многих родителей, психологов и даже депутатов.
Действительно ли Лабубу и ее мохнатые братья могут нанести вред неокрепшей психике ребенка, надо ли их (а заодно и вездесущую Барби) запретить и есть ли у нас в России альтернативы модным игрушкам — спросили у детских психологов.
Анна Хоботова, психолог-психотерапевт, автор телеграм-канала:
Почему игрушки-монстры так популярны
Последние пару лет полки магазинов наводнены странными существами. Лабубу, Лафуфу, Хагги Вагги, Вакуку и другие модные монстры с клыками, пустыми глазами и демоническими рожицами вызывают у кого-то умиление, у кого-то — тревогу.
Психологи, родители, депутаты, дизайнеры — кажется, спорят все: откуда взялась эта мода? Полезны ли такие игрушки детям? Могут ли причинить вред? И почему ими увлечены не только малыши, но и взрослые? Отвечу как практикующий психолог: главное — не монстрик, а человек, который его держит в руках.
Прежде всего, популярность подобных игрушек — не про какую-то особую «магическую привлекательность», а про маркетинг. Кто-то сумел правильно упаковать, создать ажиотаж, завести вирусные видео. И вуаля: игрушка уже висит на люксовой сумке Hermès, а дизайнер — весьма состоятельный человек.
Но мода не рождается из воздуха. Если вещь становится массовой, значит, она в чем-то попадает в тренд. И вот здесь становится интересно.
Каждая игрушка — это не просто предмет. Это метафора, иногда бессознательная. Особенно для взрослых.
А потом она сама удивляется: «Почему мне так понравилась эта злая игрушка с рожками»? А потому, что внутри усталость, тревожность, скрытая злость, с которой невозможно договориться напрямую. И вот она, в виде милого монстра с клыками, всегда при тебе, висит на рюкзаке, лежит на подушке, помогает не срываться.
Такое же происходит и с детьми. Если ребенок тянется к тревожной или агрессивной игрушке, это может быть сигнал. Не повод паниковать, но довод в пользу того, что нужно понаблюдать за ним, разобраться. Может, в школе обижают? Может, дома напряженная атмосфера? Ребенок не всегда способен это объяснить словами, но в выборе игрушек может «проговориться» и показать, что его беспокоит.
Вредны ли игрушки-монстры и Барби для детей?
Вредны ли монстрики детям? Тут я осторожна в оценках. Сама, признаюсь, такую игрушку себе бы не купила. Есть в этом образе что-то бесовское, тревожное. Но это мои субъективные чувства.
С точки зрения детской психики, скорее важно не то, какая именно игрушка у ребенка, а как он с ней взаимодействует и почему он ее выбрал. Игрушка может стать средством выражения, каналом для эмоций. И в этом смысле даже зловещий Хагги Вагги — не враг, а инструмент. Важнее другое: чтобы рядом был взрослый, который не пугается, а наблюдает, задает вопросы, слушает и интересуется.
Такие инициативы кажутся мне не столько заботой о детях, сколько попыткой подменить диалог контролем.
Да, у Барби гипертрофированная внешность. Да, можно говорить о вреде навязанных стандартов. Но дело ведь не в кукле, а в том, как она используется. Ребенок может играть с куклой в «больницу», «школу», «путешествие», а может — в «диву-блогера».
Все зависит от контекста. Бороться с этим стоит не запретами, а образованием, семейным примером и наличием альтернатив.
Какие есть отечественные альтернативы
А вот это, пожалуй, самый интересный вопрос: есть ли у нас в стране отечественные игрушки, которые могли бы на равных конкурировать с Барби, Хагги Вагги и Лабубу?
Ответ — и да, и нет. Да, потому что наши дизайнеры делают прекрасные вещи. Есть добрые, умные, экологичные игрушки, вдохновленные сказками, природой, культурой. Есть деревянные звери, текстильные куклы, мягкие обнимашки ручной работы.
Но — нет, потому что пока нет маркетинговой машины, способной превратить локальный проект в глобальный тренд, который подчеркивает привычные для нас ценности и при этом становится «модным» среди детей. На мой взгляд, у нас все для этого есть: и креатив, и мастерство, и спрос. Осталось поверить, инвестировать и донести.
И напоследок
Если мы хотим понимать детей (и себя), важно не то, что в руках — монстрик, Барби или уточка. Важно, почему мы выбираем именно эту игрушку и какой смысл в нее вкладываем.
Алена Бондарева, нейропсихолог, автор телеграм-канала:
Если говорить с точки зрения нейропсихологии, то пользы для детей в таких игрушках нет. И в большинстве случаев это обычное желание родителей «порадовать» ребенка.
Мое мнение тут будет симбиозное, как мамы и нейропсихолога одновременно. Игрушки стоимостью от 100$ не подходят ребенку дошкольного и младшего школьного возраста, так как он не в состоянии оценить ценность игрушки и понимать, откуда такая цена.
Что сделала бы я? Предложила бы купить игрушку со своих карманных денег. Если ребёнок хочет такую и в его окружении она есть у всех, то он сможет получить больше удовольствия, так как игрушку купил сам. С другой стороны, ребёнок мог бы подумать о реальной важности этой игрушки, так как это его собственные деньги и он мог бы потратить их на что-то другое.
Я советую не запрещать детям странные игрушки, а разговаривать и обсуждать с ребёнком хорошие и плохие поступки, важные и неважные покупки, а также обязательно провести курс информационной безопасности и качества контента. В наше время это более важно.
Покупая трехлетнему ребенку пупса и костюм доктора, мы делаем гораздо больший вклад в развитие воображения, ролевой игры, бытовых навыков и волевых качеств.
Поэтому давайте будем играть в игры по возрасту — и тогда не будет вопросов, как игрушки влияют на психику. Потому что если в возрасте 10 лет Лабубу — это аксессуар, то в 3 года — это выбор родителя, а не ребёнка.
А что вы думаете о Лабубу, Барби и прочих иностранных игрушках?
- 17.6%С удовольствием покупаю своим детям
- 14.7%С удовольствием покупаю, но не детям, а себе
- 64.7%Я против таких игрушек!
- 2.9%Свой вариант в комментарии
Vokrugsveta.ru продолжает серию публикаций для рубрики «Мнение». Это регулярная колонка с авторским мнением инфлюенсеров, блогеров-экспертов о важных событиях, трендах, новостях и тенденциях — культурных, социальных, научных.
Читайте все статьи рубрики по тегу #мнение.