Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как понимать современное искусство — и почему мы будем скучать по «Большой глине № 4»

Собрали мнения — ваши и искусствоведа

15 августа 2025Обсудить
Урс Фишер (Big Clay #4), 2013—2014. Архивное фото | Источник: Ted.ns, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Урс Фишер (Big Clay #4), 2013—2014. Литой алюминий, нержавеющая сталь, болты из нержавеющей стали, восковое покрытие, анкерные болты, шайбы из нержавеющей стали, гайки из нержавеющей стали, стопорные шайбы из нержавеющей стали, шайбы из ПВХ, медные молниеотводы. Высота 13 м. Архивное фото

Источник:

Ted.ns, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

В июле в Москве демонтировали скульптуру Урса Фишера «Большая глина № 4». В свое время она вызвала негативную и насмешливую реакцию жителей и гостей столицы — казалось бы, мало кто будет по ней скучать.

Мы почитали комментарии наших читателей и поняли, что за почти четыре года, что скульптура простояла у «ГЭС-2», она так и не полюбилась людям. Собрали ваши мнения о «Большой глине № 4» и попросили эксперта-искусствоведа заступиться за нее и за современное искусство в целом.

Что думаете вы

Дисклеймер: большинство сравнений Большой глины № 4, очевидно, с непечатной субстанцией. Их мы приводить не стали. Орфография и пунктуация комментариев частично сохранены.

Урс Фишер (Big Clay #4), 2013—2014. Архивное фото | Источник: MikSed, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Урс Фишер (Big Clay #4), 2013—2014. Литой алюминий, нержавеющая сталь, болты из нержавеющей стали, восковое покрытие, анкерные болты, шайбы из нержавеющей стали, гайки из нержавеющей стали, стопорные шайбы из нержавеющей стали, шайбы из ПВХ, медные молниеотводы. Высота 13 м. Архивное фото

Источник:

MikSed, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

«Лучше поздно, чем никогда. Городское пространство для всех, поэтому нужно прислушиваться к мнению большинства, а для большинства это просто не эстетично. Интерпретировать можно что угодно и как угодно (на то у человека и воображение), и каждая интерпретация имеет право на существование, поэтому воплотил бы автор свою идею в скульптуру поменьше, дабы не тратить материал и не занимать много места, и выставил ее в каком-нибудь специально отведенном для таких необычных работ месте, куда зритель идет с определенным настроем и расположен думать о возможных смыслах. Зачем придавать ей монументальность и размещать там, где наконец-то ее не будет?»

«Рано радуетесь, там будет новый, извиняюсь за выражение, арт-объект».

«Скульптор показал своё безумие».

«Да как вообще ЭТО можно было назвать скульптурой?!!! В странное время мы живем: пошлое дурновкусие стали считать искусством 🤦🤦. Красота уже не в чести, главное шокировать людей.😒😒»

«„Этот мощный культурный символ» — к таким же поделиям модерна, на свалку».

«Процесс пошел. Может, и Петра перенесут куда-нибудь, в более подходящее место. На берег Финского залива, например».

«Ах вот куда весь алюминий страны делся».

«Чем меньше таланта, тем больше объяснений».

«Нашвырять кучу чего-либо — это художественное произведение? Тогда почему с экскаваторщиками не согласовали? Уверен, они — профессионалы в этом и понимают больше, чем мнимый „художник“ Фишер…»

«Только бы не установили Большую глину 5».

«Подобные арт-объекты (не оскорбляющие человеческие ценности) имеют право на существование. Но на небольшое время, так как долгая демонстрация вызывает раздражение… Это как хороший анекдот, который не должен повторятся больше одного раза. Юмор должен быть коротким».

«Наконец-то убрали это непотребство. Неужели нет своих современных скульпторов с приличными идеями и творениями? Тогда уж лучше девушек с веслами, обручами и мячами „воскресить“, гораздо эстетичнее выглядели, чем теперешние поделки».


Комментарий эксперта

Елизавета, автор телеграм-канала «Безумные будни искусствоведа»:

Начнем с того, что Урс Фишер — это швейцарский художник и скульптор с мировым именем, чьи работы экспонировались, например, на Венецианской биеннале. В 2016 году его выставка «Маленький топор» проходила в музее Гараж.

<p>Елизавета</p>

Фишеру нравится деконструкция, его искусство отражает разобщённость мира, в котором зрелище ценится больше, чем точная наука.

Скульптура «Большая глина № 4» — это 12-метровая алюминиевая копия увеличенных в 50 раз и положенных друг на друга кусков глины, которые когда-то разминал в руках художник. Такие скульптуры были установлены в Нью-Йорке, Флоренции, а в августе 2021 года — в Москве.

Урс Фишер (Big Clay #4), 2013—2014. Архивное фото | Источник: Ludvig14, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Урс Фишер (Big Clay #4), 2013—2014. Литой алюминий, нержавеющая сталь, болты из нержавеющей стали, восковое покрытие, анкерные болты, шайбы из нержавеющей стали, гайки из нержавеющей стали, стопорные шайбы из нержавеющей стали, шайбы из ПВХ, медные молниеотводы. Высота 13 м. Архивное фото

Источник:

Ludvig14, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Трактовки давали разные, ведь глина — это первооснова, которая может стать чем угодно. А если вспомнить Библию, то и первый человек на земле тоже был создан из глины. Так что художник получается в какой-то степени — тот самый творец.

Чтобы правильно смотреть на современное искусство, надо перестать ненавидеть все новое и обрести любопытство. Необязательно, глядя на любое произведение, искать глубокие сакральные смыслы или сложную символику, но рассмотреть повнимательней и почитать хоть немного про автора точно стоит.

<p>Елизавета</p>

Безусловно, такие крупные арт‑объекты размещают в городском пространстве, чтобы менять визуальную эстетику города, вытаскивать нас из автоматизма восприятия и давать новый ракурс знакомым ландшафтам. Современные художники работают с этой задачей.

Кто-то, как Христо Явашев, «упаковывал» знаменитые архитектурные объекты, а кто-то, как Урс Фишер, предоставил алюминиевую скульптуру, прекрасно вписавшуюся в просторную набережную перед домом культуры «ГЭС-2».

Скандал, сопровождающий такого рода изменения абсолютно нормален и даже чем-то полезен. Люди смотрят, спорят, размышляют — зачем и почему. В этом тоже есть определенный смысл. Как сказал один арт-критик, у Урса Фишера работы не начинаются с идей, а порождают идеи.

<p>Елизавета</p>

Негативное восприятие нового облика привычных мест естественно для человека любой эпохи.

Если покопаться в истории, можно вспомнить, как некоторые — уже ставшие туристической классикой — здания или статуи отрицательно воспринимались современниками и назывались обидными словами.

Например, Исаакиевский собор в Петербурге насмешливо именовали чернильницей, а теперь это — одна из самых знаменитых туристических достопримечательностей и гордость Петербурга.

Так что и по «Глине», вполне возможно, со временем начнут скучать. Я уже скучаю.

Vokrugsveta.ru продолжает серию публикаций для рубрики «Мнение». Это регулярная колонка с авторским мнением инфлюенсеров, блогеров-экспертов о важных событиях, трендах, новостях и тенденциях — культурных, социальных, научных.
Читайте все статьи рубрики по тегу #мнение.

Комментарии0
под именем
    РЕКЛАМА