Чтобы стать поистине культовым, музыкальному альбому вовсе не обязательно бить рекорды продаж, однако именно количество проданных копий остается основным мерилом успеха свежей пластинки любого исполнителя. Поэтому Vokrugsveta.ru подготовил для читателей список из 12 самых продаваемых альбомов в истории.
Как составлен рейтинг
В Сети можно найти разнообразные топы самых продаваемых альбомов — они заметно отличаются друг от друга за исключением альбома, занимающего первое место во всех подобных списках.
При подготовке материала мы решили опираться на рейтинг авторитетного портала Chart Masters, занимающегося сбором различной статистики, связанной с музыкальной индустрией. Приведенные ниже в порядке возрастания данные о продажах каждого из альбомов, актуальные на начало 2025 года, включают физические копии самих альбомов и вошедших в них синглов, а также учитывают цифровые продажи и прослушивания в стриминговых сервисах. В скобках мы указали «чистый» объем продаж физических копий вошедших в топ-12 альбомов по данным Chart Masters.
12. Адель — «21» (2011)
55 млн (30,4 млн)
Единственный в этом списке альбом, записанный в XXI веке, превратил молодую британскую певицу Адель в звезду мирового уровня и голос целого поколения. Название альбома отражает возраст певицы на момент написания песен, но звучит основанный на переживаниях болезненного расставания «21» как работа человека, прожившего целую жизнь.
Вошедшие в альбом песни представляют собой искренние исповеди, рассказанные с достоинством, гневом, болью и внутренней силой. Главный хит — Rolling in the Deep — стал гимном возмездия. Это мощное сочетание госпела, соула и рока, где голос Адель звучит как раскат грома. За ним следует Someone Like You — песня, полная печали и прощения. Эта баллада стала всемирным хитом, «современным плачем» о несбывшейся любви. Также стоит отметить Set Fire to the Rain — драматичную, почти кинематографичную композицию, и Rumour Has It — энергичный трек с ретро-соул настроением.
«21» возглавил чарты более чем в 30 странах, продержался в чарте Billboard 200 дольше, чем любой другой женский альбом в истории, и получил шесть премий «Грэмми».
Песня Someone Like You с альбома «21»
11. Whitney Houston & Various Artists — The Bodyguard (1992)
56 млн (41,1 млн)
Саундтрек к фильму «Телохранитель» (1992), рассказывающем историю любви между певицей (Уитни Хьюстон) и ее телохранителем (Кевин Костнер) стал не просто успешным музыкальным альбомом — благодаря невероятной вокальной мощи Уитни Хьюстон он превратился в культурное явление 1990-х.
Альбом включает 13 треков, но основную ценность представляют шесть песен в исполнении Хьюстон. Главная среди них I Will Always Love You. Эта песня, изначально написанная и исполненная кантри-звездой Долли Партон, в интерпретации Хьюстон стала балладой эпохи. Другие ее треки на альбоме также впечатляют: I'm Every Woman — динамичный кавер на хит Чаки Хан, Run to You и I Have Nothing — мощные, эмоционально заряженные баллады, демонстрирующие контроль, диапазон и выразительность ее голоса.
Остальная часть альбома составлена из композиций разных исполнителей — от Лизы Стэнсфилд до Кертиса Стайгера, а также из инструментальных треков Алана Сильвестри, дополняющих атмосферу фильма. Но именно песни Хьюстон задали тон всему альбому и сделали его феноменом.
Саундтрек «Телохранителя» впервые в истории выиграл «Грэмми» в номинации «Альбом года», будучи не сольным, а компиляционным. Также он превратил Уитни Хьюстон в суперзвезду и вдохновил целое поколение молодых певиц.
Песня I Have Nothing с альбома The Bodyguard
10. Pink Floyd — The dark side of the Moon (1973)
59,1 млн (43,3 млн)
The Dark Side of the Moon — это целая философская вселенная длительностью 43 минуты, ключевое произведение прогрессивного рока, поднявшее его на новую интеллектуальную и художественную высоту. Это размышление о природе человеческого существования, времени, смерти, безумии и давление современного мира. Музыка и тексты не рассказывают историю в привычном смысле, а передают поток состояний и переживаний. The Dark Side of the Moon не просто слушают — в него погружаются.
Альбом начинается с пульса: первая композиция Speak to Me открывается сердцебиением, голосами и звуками кассовых аппаратов. Это создаёт атмосферу тревожного рождения в современном мире, за которым следует Breathe — мягкая, почти медитативная композиция о бессмысленности бега за успехом. Time — один из ключевых треков, с тревожным колокольным вступлением и горьким текстом о том, как быстро проходит жизнь, пока человек просто «готовится жить». Money — сатирическая атака на капитализм, построенная на необычном размере 7/4 и фирменном басовом риффе Роджера Уотерса. Это единственный сингл альбома, но даже он — часть целого, а не отдельно стоящий хит.
Особого внимание заслуживает The Great Gig in the Sky — вокальная импровизация Клэр Торри, где нет слов, только голос, воплощающий страх и принятие смерти. Завершают альбом песни Brain Damage и Eclipse — философское размышление о безумии и балансе.
The Dark Side of the Moon продержался в чарте Billboard 200 более 19 лет подряд. Он изменил представление о том, каким может быть альбом: не набор песен, а связное, концептуальное полотно, объединенное общей звуковой, философской и эмоциональной логикой. Это один из тех альбомов, к которым возвращаешься снова и снова — и каждый раз находишь что-то новое.
Песня The Great Gig in the Sky с альбома The Dark Side of the Moon
9. Led Zeppelin — Led Zeppelin IV (1971)
59,5 млн (36,8 млн)
Вышедший в 1971 году альбом Led Zeppelin IV стал квинтэссенцией творчества группы Led Zeppelin, объединив их хард-роковую мощь, фолковую мистику и блестящую музыкальность. Примечательно, что он не имеет официального названия. Это был сознательный жест группы: дать музыке говорить самой за себя.
А она действительно говорит. Альбом открывается Black Dog — агрессивной, чувственной и ритмически изощренной композицией, где голос Роберта Планта и риффы Джимми Пейджа создают напряженную энергетику. Затем — Rock and Roll, настоящая дань классике жанра, с простым, но неудержимо заразительным драйвом.
Но вершина альбома — это, конечно, Stairway to Heaven, одна из самых известных и обсуждаемых песен в истории рок-музыки. Она начинается с нежного акустического вступления и постепенно развивается в мощную электрическую кульминацию. Здесь сочетаются поэтический текст, мифологические образы, изысканная гитарная работа и неземной вокал Планта. Это не просто песня, а целое путешествие, которое миллионы людей слышали как личное откровение.
Led Zeppelin IV не ограничивается этими хитами. The Battle of Evermore с участием вокалистки Сэнди Денни — фолк-эпос, отсылающий к кельтским легендам. Misty Mountain Hop — психоделическая прогулка с политическим оттенком. When the Levee Breaks — тяжелый, атмосферный блюз. Going to California — одна из самых лиричных и душевных композиций альбома, резко контрастирующая с остальными треками.
Альбом стал коммерческим и культурным триумфом, а практически каждый трек с него сегодня считается классикой. Led Zeppelin IV сформировал облик хард-рока и хеви-метала и вдохновил на творчество бесчисленное множество музыкантов.
Композиция Going to California с альбома
8. The Beatles — Abbey Road (1969)
59,6 млн (29,7 млн)
Предпоследний альбом The Beatles стал одной из самых утонченных и зрелых работ группы. Название он получил по студии звукозаписи в Лондоне, где и создавался, а его обложка — знаменитая фотография «битлов» на зебре — стала одной из самых узнаваемых в истории музыки.
Музыкально Abbey Road демонстрирует идеальный баланс между индивидуальностями участников и общей гармонией группы. Здесь Джордж Харрисон наконец раскрывается как полноценный автор с двумя из лучших песен альбома: лиричной Something (одна из любимых песен Фрэнка Синатры!) и медитативной Here Comes the Sun, наполненной светом и надеждой. Пол Маккартни блестяще проявил себя в легкой и ироничной Maxwell’s Silver Hammer. Джон Леннон резок, абстрактен и философски игрив в Come Together и I Want You (She’s So Heavy).
Вторая половина пластинки заслуживает отдельного упоминания. Это непрерывная цепочка коротких песен (You Never Give Me Your Money, Sun King, Golden Slumbers и др.), которая звучит как музыкальный поток — возвышенный, меланхоличный и мощный одновременно. Это кульминация продюсерского гения Джорджа Мартина и творческой зрелости группы.
Abbey Road вышел в момент, когда группа уже практически распадалась, и, возможно, именно это добавило в музыку особое ощущение завершенности, мира и художественного спокойствия.
Песня Here Comes the Sun с альбома Abbey Road
7. Nirvana — Nevermind (1991)
61,5 млн (27,8 млн)
Альбом Nevermind изменил облик популярной музыки в 1990-х, ворвавшись в мейнстрим и вытеснив лощёную поп-музыку и глэм-рок с верхних строчек чартов.
Во главе группы стоял Курт Кобейн — скромный, ранимый, бунтующий автор песен. Созданная им смесь лирического отчаяния, ярости и иронии сделала Nevermind настоящим манифестом «потерянных» 90-х. Открывающая альбом Smells Like Teen Spirit стала гимном молодежи, уставшей от фальши, коммерции и пафоса. Энергичный рифф, невнятный крик-припев, небрежный вид — все это стало новой формой протеста, криком души.
Однако альбом не сводится только к Teen Spirit. Come as You Are, Lithium, In Bloom, Polly — каждая песня раскрывает отдельную грань личности Кобейна и той меланхоличной искренности, которая стала синонимом гранжа. Темы одиночества, апатии, внутреннего конфликта и неприятия мира выражены с пугающей прямотой.
Продюсер Бутч Виг помог сделать звук альбому более выверенным и «радиоформатным», что вызвало неоднозначную реакцию: одни обвиняли группу в коммерциализации, другие благодарили за то, что миллионы услышали гранж. После выхода пластинки группа Nirvana превратилась в символ поколения, которое впервые почувствовало, что его слышат.
Песня Come as You Are с альбома Nevermind
6. AC/DC — Back I Black (1980)
63,6 млн (35,8 млн)
Back in Black, название которого переводится как «Возвращение в трауре», — один из самых культовых рок-альбомов всех времен, символ возрождения AC/DC. Он стал первым альбомом группы после трагической смерти фронтмена Бона Скотта. Вместо того чтобы сдаться, группа пригласила нового вокалиста — Брайана Джонсона — и создала самый успешный альбом в своей истории.
В плане Back in Black получился жестким, прямолинейным, заряженным риффами. Это не философия, не концептуальность — это рок в его первозданной форме: напор, драйв чувство ритма. Заглавный трек Back in Black — это мощное посвящение Скотту, чье присутствие ощущается в каждом аккорде. Открывающий альбом трек Hells Bells начинается с мрачного перезвона колоколов — не просто эффектный ход, а символ начала новой главы. Песня You Shook Me All Night Long стала одной из самых узнаваемых рок-композиций. Shoot to Thrill, Rock and Roll Ain’t Noise Pollution, Given the Dog a Bone — весь альбом словно написан для стадионов: он не просто звучит громко, он звучит уверенно.
Отдельного упоминания заслуживает продюсерская работа Роберта Ланга, который сделал звук альбома по-настоящему «металлическим»: четким, мощным и кристально сбалансированным. Благодаря этому Back in Black до сих пор звучит современно.
Обложка альбома выполнена полностью в черных тонах, что сначала не понравилось представителям лейбла: они посчитали, что траурный цвет плохо отразится на продажах. Но вышло наоборот — Back in Black стал одним из самых продаваемых альбомов в истории.
Песня Hells Bells с альбома Back I Black
5. Майкл Джексон — Bad (1987)
66,8 млн (33,6 млн)
После невероятного успеха альбома Thriller, о котором речь пойдет ниже, от Майкла Джексона ждали невозможного. В 1987 году он выпустил альбом Bad, который получился дерзким, мощным и более личным, а заодно закрепил за Джексоном статус Короля поп-музыки.
Bad стал первым альбомом, в котором Джексон выступил не просто как исполнитель, но и как полноценный автор и продюсер. Он написал почти все песни сам — это был его манифест силы, индивидуальности и независимости. Его выражением стал заглавный трек Bad — агрессивный, уверенный, с фирменным «уличным» клипом, снятым Мартином Скорсезе.
Успех Bad был ошеломляющим. Впервые в истории пять песен с одного альбома достигли первой строчки в чарте Billboard Hot 100: I Just Can’t Stop Loving You, Bad, The Way You Make Me Feel, Man in the Mirror и Dirty Diana. Каждый из них раскрывает разные стороны Джексона: от романтика до бунтаря, от философа до рок-звезды. Man in the Mirror — одна из самых глубоких и духовных песен в карьере Джексона, с призывом к личной ответственности и переменам.
Музыкально Bad более агрессивен, чем вышедший в 1982-м Thriller: здесь больше ударных, синтезаторов, электроники. Это был поворот к звуку, который доминировал в конце 80-х, и Майкл не только вписался в него, но и задал новый уровень звучания.
Песня Man in the Mirror с альбома Bad
4. Fleetwood Mac — Rumours (1977)
69,9 млн (37,8 млн)
Один из самых личных и драматичных альбомов в истории рок-музыки был записан на фоне глубоких внутренних конфликтов группы. Во время работы над пластинкой почти все участники проходили через болезненные расставания: Джон и Кристин Макви разводились, Линдси Бекингем и Стиви Никс разрывали отношения, а Мик Флитвуд переживал семейные проблемы. Несмотря на это (или даже благодаря этому), альбом получился удивительно цельным, гармоничным и эмоционально насыщенным.
Музыкально Rumours представляет собой идеальный баланс между попом, роком и фолк-звучанием. Композиции Dreams, Go Your Own Way, Don't Stop и The Chain стали не просто хитами, но личными заявлениями, полными боли, горечи, надежды и силы. Каждая песня несет в себе переживания конкретного участника, что делает альбом почти что личным дневником.
Rumours стал культурным и коммерческим триумфом: он получил премию «Грэмми» в 1978-м и фигурирует во многих списках величайших альбомов всех времен. Его успех доказывает, что личные драмы могут помочь создать музыкальный шедевр.
Песня Dreams с альбома Rumours (Fleetwood Mac / YouTube)
3. Bee Gees & Various Artists — Saturday Night Fever (1977)
71,6 млн (34,8 млн)
Саундтрек к фильму «Лихорадка субботнего вечера» (1977) с Джоном Траволтой в главной роли став культурным манифестом дискодвижения и урбанистического молодежного стиля конца 1970-х.
Значительную часть альбома составляют треки группы Bee Gees, чье участие сделало саундтрек настоящим музыкальным феноменом. Песни Stayin' Alive, Night Fever, More Than a Woman и How Deep Is Your Love стали гимнами танцполов. Их уникальный фальцет, пульсирующие басы и точные ритмы превратились в символ диско-звучания. Кстати, песня Stayin' Alive до сих пор используется для обучения сердечно-легочной реанимации — настолько он ритмически безупречен.
Но альбом — это не только Bee Gees. В нем звучат также Kool & The Gang, Tavares, KC and the Sunshine Band и другие исполнители. Каждая композиция вносит свою лепту в общую атмосферу: танец, город, ночь, энергия — вот что объединяет треки альбома.
Saturday Night Fever получил «Грэмми» в 1979-м. Альбом не только закрепил статус диско, но и навсегда изменил отношение к саундтрекам: от второстепенного дополнения к фильму — к полноценному музыкальному произведению.
Песня Stayin' Alive с альбома Saturday Night Fever
2. Eagles — Hotel California (1976)
73,4 млн (30 млн)
Hotel California — не просто один из самых продаваемых альбомов в истории, это философское произведение, отражающее кризис американской мечты. Выпущенный в 1976 году, он стал переломным для Eagles — переходом от легкого кантри-рока к более мрачному и насыщенному звучанию.
Заглавная композиция Hotel California — одна из самых загадочных и обсуждаемых песен XX века. Ее текст — аллегория, полная символизма: мрачный отель, в который можно войти, но невозможно покинуть, интерпретируют как метафору славы, зависимости, культуры излишеств, или всей Калифорнии как иллюзии рая. Великолепное гитарное соло в финале — дуэт Джо Уолша и Дона Фелдера — вошло в историю как одно из самых мощных в роке.
Остальные песни альбома тоже наполнены глубоким смыслом и музыкальной зрелостью. New Kid in Town — о недолговечности популярности, Life in the Fast Lane — о порочном соблазне богатства и гедонизма, Wasted Time — горькая баллада о разбитом сердце.
Альбом был удостоен премии «Грэмми» и до сих пор считается вершиной творческого пути Eagles. Этот тревожный и честный взгляд на внутренние противоречия американской культуры остается актуальным по сей день.
Песня Hotel California с одноименного альбома Eagles
1. Майкл Джексон — Thriller (1982)
123,5 млн (65,8 млн)
Thriller — не просто самый продаваемый альбом всех времен, это глобальное культурное явление, изменившее саму суть поп-музыки. Вышедший в 1982 году, этот альбом стал вершиной сотрудничества Майкла Джексона с продюсером Куинси Джонсом. Вместе они создали не просто коллекцию хитов — они выстроили мост между жанрами, поколениями и расами, открыв новую эру поп-музыки.
Музыкально Thriller — это невероятный сплав попа, рока и R&B. Каждый трек — событие. Billie Jean с ее культовой басовой линией и загадочной историей о наваждении и славе. Beat It — энергичный рок-трек с гитарным соло Эдди Ван Халена, доказательство того, что Майкл Джексон может говорить с рок-аудиторией. Thriller — почти театральная композиция с хриплым голосом Винсента Прайса.
Но Thriller — это не только музыка. Видеоклипы к песням Thriller, Beat It и Billie Jean были не просто клипами, а полноценными мини-фильмами с сюжетом, хореографией и кинематографической подачей.
Коммерческий успех Thriller был ошеломляющим: альбом получил восемь премий «Грэмми». Он оставался в чартах десятилетиями, переиздавался и адаптировался к новым форматам, но при этом никогда не терял актуальности. Эстетика альбома — от обложки до хореографии — задала стандарты для всей индустрии. Thriller превратил Майкла Джексона икону, а его имя — в синоним поп-музыки.
Песня Billie Jean с альбома Thriller