Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Вторая жизнь Кузи: как и почему современные фильмы-сказки со знакомыми героями становятся новыми блокбастерами

Эксперты объяснили, в чем сила новых киноадаптаций любимых с детства сюжетов. А вы с ними согласны?

30 мая 20253
Вторая жизнь Кузи: как и почему современные фильмы-сказки со знакомыми героями становятся новыми блокбастерами | Источник: кадр из мультфильма «Домовенок Кузя» (2024)
Источник:

кадр из мультфильма «Домовенок Кузя» (2024)

Сложно отрицать, что мировоззрение современных детей сильно отличается от восприятия их родителей в раннем возрасте. Причины понятны: другой ритм жизни, огромное количество новых технологий, культурная глобализация. В этом контексте часто возникает спор: что лучше смотреть детям — проверенные временем советские мультики или более актуальные, но порой вольные киноадаптации сказок? Разобрать этот вопрос нам помог видеосервис Movix совместно с психологами и киноведами.

Как растет популярность современных «фильмов-сказок»

В последнее время киноленты на основе сказочных сюжетов бьют рекорды проката и онлайн-просмотров. Например, фильм «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» (2025) посмотрели 56 тысяч пользователей Movix. В кино картина заработала 3,096 млрд рублей за 18 дней проката и вошла в число самых кассовых фильмов за всю российскую историю. До этого отметку в 3 миллиарда рублей удалось преодолеть фильмам «Чебурашка» и «Бременские музыканты».

Также зрители полюбили франшизу «Последний богатырь». Самым кассовым фильмом серии стал «Финист. Первый богатырь» (2025), заработавший более 2,5 млрд рублей в прокате. Кинокартину увидели почти 70 тысяч пользователей видеосервиса. Похожих значений удалось добиться фильму «По щучьему велению» (2023) — более 2,5 млрд рублей, 111 тысяч пользователей. Следующими по порядку идут фильмы, вышедшие в 2024 году: «Домовёнок Кузя» (сборы — более 1 млрд рублей, 70 тысяч просмотров) и «Огниво» (сборы — более 1,2 млрд рублей, 44 тысячи просмотров).

Примечательно, что у этих фильмов есть советские «аналоги»: цикл кукольной анимации «Волшебник Изумрудного города» (1973-1974), фильм-сказка «Финист — Ясный сокол» (1975), четырехсерийный «Домовёнок Кузя» (1984-1987), художественный фильм «Старая, старая сказка» (1968) и т. д.

Лучшее не враг хорошего, или Зачем нужны современные киноадаптации

Безусловно, советские мультфильмы — это неустаревающая с точки зрения ценностей классика. Однако современным детям зачастую может быть сложно воспринимать анимацию тех времен из-за довольно примитивных визуальных эффектов и замедленного темпа. Хорошо, когда у детей есть альтернатива — фильмы с цепляющей компьютерной графикой и более динамичным сюжетом.

Следует подчеркнуть, что меняется не только ритм повествования, но и характер персонажей. Сегодня мы видим на экране сильных, самодостаточных героев, которые принимают активное участие в своей судьбе и самостоятельно ищут пути решения проблем.

Маленькому домовому предстоит жить в квартире в типичном современном ЖК  | Источник: кадр из фильма «Домовенок Кузя» (2024)

Маленькому домовому предстоит жить в квартире в типичном современном ЖК

Источник:

кадр из фильма «Домовенок Кузя» (2024)

«Наши дети живут в других реалиях: вместо энциклопедических знаний на первый план выходят умения нестандартно мыслить, действовать „не по шаблону“ и ставить перед собой большие цели. Крайне актуально в современной версии „Волшебника Изумрудного города“ звучит мотивирующая фраза Тотошки: „Чудеса сами себя не сделают“. И это правда: современные герои в отличие, например, от Золушки и Емели, готовы бороться за свое счастье. Это очень правильный посыл для детей в современном мире, полном возможностей», — комментирует клинический психолог, сказкотерапевт Марина Тюрина.

Сюжет об унесенных ветром героях сегодня снова актуален | Источник: кадр из фильма «Волшебник изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» (2025)

Сюжет об унесенных ветром героях сегодня снова актуален

Источник:

кадр из фильма «Волшебник изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» (2025)

«Современные сказки учат ребенка не ждать чудесной помощи извне, а искать и находить её самостоятельно, не бояться решать сложные задачи, добывать нужные знания и активно действовать, невзирая на сложные обстоятельства. Например, в новом фильме „Волшебник Изумрудного города“ Элли не случайно встречает так нужных ей сказочных героев, которые отправятся с ней к Гудвину. Она целенаправленно ищет подходящих для ее цели спутников, активно взаимодействует с ними, предлагает сотрудничество»,  подчеркивает руководитель детской актёрской студии «Талантино» Анна Ханину́.

Важно отметить, что современные фильмы не только учат детей проявлять инициативу, но еще демонстрируют необходимость адаптироваться к переменам. Юные зрители могут перенять у героев такие качества, как решительность, смелость, твердость духа и в то же время гибкость. Например, домовенок Кузя привыкает к современным технологиям и темпу жизни в мегаполисе.

Технологии — новые, смыслы — вечные

Визуальный стиль современных фильмов-сказок часто заимствован у зарубежных студий и отличается высокотехнологичной графикой, 3D-анимацией, реалистичным изображением, яркими цветами и обилием спецэффектов. Однако это не означает отказ от «старых» смыслов. Через новые экранизации дети точно так же могут перенять русский культурный код, отечественные традиции и базовые человеческие ценности: добро, справедливость, честность, сопереживание, а также важность дружбы, семьи и так далее.

По сюжету, воин, потерявший зрение в ходе одного сражения, получает обруч с очками — продукт не волшебства, а техники | Источник: кадр из фильма «Финист. Первый богатырь» (2025)

По сюжету, воин, потерявший зрение в ходе одного сражения, получает обруч с очками — продукт не волшебства, а техники

Источник:

кадр из фильма «Финист. Первый богатырь» (2025)

«Для детей не так важно разрешение в пикселях или возможность смотреть анимацию в очках дополненной реальности. На первом месте всегда была и будет история. Если мы сочувствуем герою, то мы сразу оказываемся вовлечены в рассказ. Где бы ни разворачивался сюжет — в космосе, под землей или в волшебном царстве, — в центре всегда остаются вечные темы: любовь, ревность, месть, принятие. Это то, что делает истории живыми, заставляя нас верить и чувствовать», — комментирует продюсер, руководитель студии Ratpack Production Николай Акопов.

В сказках Андерсена всегда найдется философский подтекст об устройстве нашей жизни, и «Огниво» — не исключение | Источник: кадр из фильма «Огниво» (2024)

В сказках Андерсена всегда найдется философский подтекст об устройстве нашей жизни, и «Огниво» — не исключение

Источник:

кадр из фильма «Огниво» (2024)

При этом существует распространенное мнение, что советские мультфильмы несут больше смысла и пользы для детской психики, чем современные версии. Однако, по мнению экспертов, это не всегда так. Герои современных фильмов-сказок многогранны, наделены противоречивыми чертами характера и руководствуются сложной мотивацией, а сюжеты зачастую более сложные и запутанные.

«В новых сказках герои испытывают весь спектр эмоций, а не просто радость и грусть. Они сталкиваются с настоящими внутренними конфликтами и учат детей, что испытывать различного рода чувства — это нормально. Например, в „Огниве“ герой испытывает сомнения, страх, жадность и искушение — эмоции, знакомые каждому. Это помогает детям понять, что не бывает простых решений, и иногда главное — это разобраться в себе. Кроме того, дети видят: не нужно быть идеальными, чтобы быть собой, у всех есть право на ошибку», — делится психолог-сказкотерапевт, семейный психолог Ксения Соколова.

Такие фильмы интересны не только детям, но и их родителям, бабушкам, дедушкам и другим родственникам. Взрослые люди находят в новых кинокартинах свои смыслы, предпосылки для анализа собственного жизненного опыта, размышляют, делают выводы. Просмотр фильмов-сказок прекрасно подходит для совместного времяпрепровождения, как правило, способствуя укреплению семейных связей.

Новые сказки или старые мультфильмы: что все-таки важнее?

Киноадаптации советских сюжетов находятся на пике популярности, и это легко объяснимо: тренд на импортозамещение в кинопроизводстве, рост интереса к русской культуре, развитие совершенно нового подхода к съемке фильмов-сказок. В связи с этим возникает логичный вопрос: стоит ли отказываться от проверенных временем мультиков в пользу новых кинолент?

Эксперты советуют соблюдать баланс и давать детям возможность смотреть и то, и другое. Это поможет юным зрителям перенять главные моральные принципы и научиться комфортно чувствовать себя в современном ритме жизни. Кроме того, просмотр новых фильмов может мотивировать детей к чтению литературных произведений, которые легли в основу сюжета. Например, в фильме «Домовенок Кузя» частично сохранен текст произведения. Благодаря этому чтение книги становится даже более интересным.

Как ни переписывай русскую сказочную классику, это сюжеты, которые лежат в основе нашего культурного кода | Источник: кадр из фильма «По щучьему велению» (2023)

Как ни переписывай русскую сказочную классику, это сюжеты, которые лежат в основе нашего культурного кода

Источник:

кадр из фильма «По щучьему велению» (2023)

«В киноиндустрии неизбежен прогресс — не нужно бороться с ним и усиленно навязывать детям свои вкусы. Важно искать компромиссы, и киноадаптации — это как раз один из них. Ремейки направлены на то, чтобы актуализировать классику, и благодаря этому можно оказаться с детьми на „одной волне“. Думаю, что главная задача современных студий при работе с адаптациями — уважительное к ним отношение и отсутствие злоупотреблений технологиями там, где можно обойтись и без них. В этом случае конечный результат понравится представителям всех поколений», — убежден продюсер, режиссер, сценарист, сооснователь BizFlix Studio Роман Прокопьев.

«Одна из главных сложностей в работе с аудиторией — удержать ее внимание. Все, в том числе дети, настолько окружены контентом, что пробудить интерес к тому или иному сюжету — часто задача со звездочкой. При этом, бесспорно, важно заложить в фильм нравственные ценности. В этом смысле ремейки советских кинолент — настоящее спасение: они делают просмотр увлекательным и познавательным, а также способствуют развитию креативного мышления и других полезных навыков», — рассказывает руководитель Movix Lab Евгений Торчинский.

А вы как считаете, современные версии знакомых с детства сказок

  • 15.8%
    Лучше прежних!
  • 68.4%
    Хуже прежних…
  • 15.8%
    Свой ответ в комментариях.
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения