Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Слушать глубже: как научиться понимать «сложную» музыку и развить музыкальный вкус

Это не врожденный дар, а навык, который можно приобрести и улучшить

9 августа 2025Обсудить
Слушать глубже: как научиться понимать «сложную» музыку и развить музыкальный вкус | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

За последние 50 лет музыка стала заметно проще: в текстах песен меньше смысла, словарного запаса и сложности рифм, — и это объективный факт, подтвержденный данными исследований. Мы всё чаще выбираем лёгкий контент, который не требует концентрации. В результате нам становится труднее воспринимать музыку, в которой заложена глубина, сложный смысл и эмоциональное напряжение.

Но восприятие сложной музыки — не врожденный дар, а навык, который можно приобрести и улучшить. Певица, пианистка и автор музыки Майя Ву рассказала порталу Vokrugsveta. ru о том, как открыть для себя мир «сложной» музыки и расширить музыкальный горизонт.

Что такое «сложная музыка» и почему она важна

Музыка — это не просто набор звуков, приятный нашему слуху и создающий определенное настроение. Музыка — это некий документ эпохи. Например, слушая Баха, мы переносимся в эпоху барокко с его строгостью и возвышенностью. Произведения Стравинского погружают нас в бурную атмосферу XX века, полного перемен и противоречий.

Музыка становится голосом времени, отражает его настроения, тревоги и надежды. Она как будто позволяет нам прикоснуться к истории, понять, что волновало людей столетия назад и что продолжает волновать нас сегодня.

Конверт пластинки «И. Стравинский, сочинения для голоса и ансамбля, полное собрание», Москва, «Мелодия», 1985. В дизайне использована картина Василия Кандинского «Импровизация холодных форм», 1914 | Источник: Pinterest

Конверт пластинки «И. Стравинский, сочинения для голоса и ансамбля, полное собрание», Москва, «Мелодия», 1985. В дизайне использована картина Василия Кандинского «Импровизация холодных форм», 1914

Источник:

Pinterest

«Сложная» музыка — это не только классика. Это музыка, которая выходит за рамки обычных ритмов и мелодики. Вместо простых аккордов и предсказуемых мелодий она предлагает слушателю эксперимент с диссонансами, построение мелодических линий в противоположных тональностях, необычные инструменты и нестандартные аранжировки.

Даже в поп-музыке (но качественной) можно найти отголоски джаза, ритмические рисунки из прог-рока или мелодические ходы, вдохновленные неоклассикой. Эти заимствования не случайны: композиторы и аранжировщики, даже работая в рамках коммерческих жанров, стремятся обогатить свою музыку, сделать ее глубже и оригинальнее.

<p>Майя Ву</p>

«Умение разбираться в сложной музыке помогает лучше понимать других людей, ведь музыка — это способ общения».

В наше время стремительного обмена информацией, стримингов и скачиваний такая музыка отошла на второй план, и это тревожно. Расширение музыкального кругозора — важный показатель образованности человека. Именно на его основе формируются эстетические вкусы, предпочтения и даже поведенческие установки. Учёные выяснили, что занятия музыкой напрямую влияют на важные когнитивные функции, помогая нам лучше планировать, запоминать информацию и концентрироваться.

Знание музыкальных стандартов и классических приёмов помогает глубже понимать, как композиторы переосмысливают идеи друг друга. Тема судьбы из Пятой симфонии Бетховена, например, находит своё отражение в самых неожиданных жанрах — от рока до электронной музыки.

Бетховен. Симфония № 5. Академический симфонический оркестр филармонии, дирижер Александр Дмитриев

К тому же, «сложная» музыка даёт возможность композитору выразить более глубокие эмоции, широкий спектр чувств — от радости до грусти, от надежды до отчаяния — с высокой степенью детализации. Используя сложные гармонические последовательности, ритмические рисунки и форму, музыка достигает большей выразительности, раскрывая противоречивые и тонкие переживания, которые трудно передать в более простых музыкальных формах. Это позволяет глубже и более многогранно отразить человеческий опыт.

В моем альбоме «Буква Я» я как раз сделала попытку совместить легкие и запоминающиеся мелодии, характерные для поп-музыки, с необычными формами, более сложными гармониями, довольно длительными проигрышами и соло инструментов.

Мы с моим братом (Максим Неретин — брат Майи, продюсер альбома и соавтор) задумывали его как симбиоз легкого и доступного звука с более сложными и неожиданными решениями. Ведь я закончила Консерваторию, привыкла к сложным гармониям (мы одному аккорду Вагнера могли три лекции посвятить), но очень люблю поп-музыку: если она сделана качественно, если она глубокая и со смыслом. В альбоме «Буква Я» мы именно этого и добивались.

С чего начать: первые шаги на пути к пониманию музыки

Для погружения в мир «сложной» музыки лучше всего начать с классики. Но стоит делать это постепенно. Выбирайте композиции с понятной, одноголосой структурой. Не бросайтесь сразу на сложные симфонии. Попробуйте начать с произведений, в которых мелодия легко улавливается, а форма ясна. Например, сонаты Моцарта или прелюдии Шопена. Это поможет привыкнуть к звучанию, не перегружая слух.

Моцарт. Соната для фортепиано Ре мажор К.311 Исполняет Мао Фудзита

Или пойти путем через «неклассическую» классику. Есть композиторы, которых не изучают в консерваториях, но их музыка идеальна для старта:

  • Эрик Сати — его «Gnossienne № 1» звучит как музыка из сюрреалистичного сна. Никаких сложных форм — только гипнотическая меланхолия.

  • Людовико Эйнауди — современный минимализм («Experience»), который используют в трейлерах драм.

Их композиции, нет давления «великих имен», можно просто слушать и чувствовать.

Эрик Сати. Gnossienne No.1

Если вы остались в компании мастодонтов, погрузитесь в контекст. Изучайте биографии композиторов и историю создания произведений. Понимание эпохи, в которую жил композитор, его личной жизни и творческих задач сделает прослушивание более осмысленным. К примеру, слушайте «Лунную сонату» Бетховена и найдите информацию о том, почему он её написал.

Если вы «распробовали» простую форму и привыкли следить за одной мелодической линией, попробуйте услышать, как несколько голосов переплетаются между собой. Например, попробуйте прочувствовать лёгкость танцевальной пьесы Иоганна Себастьяна Баха — «Менуэт» из Нотной тетради Анны Магдалены, где два голоса ведут между собой изящный диалог. Попробуйте сосредоточиться сначала на верхнем голосе, затем на нижнем — так вы научитесь различать их независимое движение.

Когда небольшие пьесы перестают казаться сложными, можно переходить к более развёрнутым сочинениям. Например, Франц Шуберт — «Экспромт op. 90 № 3». Здесь уже есть контраст между лирической темой и более оживлёнными эпизодами, но форма остаётся прозрачной. Главное — не пытаться сразу охватить всё произведение целиком. Слушайте по частям, отмечая, как одна тема сменяет другую.

Шуберт. Экспромт op. 90 № 3. Исполняет Владимир Горовиц

Следующий этап — научиться воспринимать несколько инструментов одновременно. Для этого лучше всего обратиться к симфонической музыке, например, Антонио Вивальди — «Времена года» (например, «Весна»). Яркие темы и прозрачная оркестровка делают этот цикл идеальным для первого знакомства с барочным оркестром. Попробуйте следить за тем, как разные инструменты передают мелодию друг другу — это как наблюдать за разговором нескольких людей.

Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года»

Когда вы почувствуете себя уверенно в музыке XVIII–XIX веков, можно двигаться дальше — к более эмоциональным и сложным сочинениям. Пётр Чайковский — «Симфония № 4». Здесь вы услышите, как одна и та же тема (знаменитый «мотив судьбы») проходит через все части произведения, меняя характер.

А если захочется чего-то совсем необычного:

  • Клод Дебюсси — «Лунный свет». Импрессионизм размывает чёткие формы, но оставляет удивительное ощущение воздушности.

  • Игорь Стравинский — «Жар-птица». Яркие оркестровые краски и ритмическая энергия — это уже XX век во всей его красе.

Дебюсси. »Лунный свет». Исполняет Николай Луганский

Слушайте повторно. В первый раз вы можете уловить лишь общее впечатление. А во второй и третий заметите детали, нюансы, которые ускользали от вас при первом прослушивании. Это как в хорошем фильме, который можно смотреть десятки раз и всегда находить что-то новое.

Не бойтесь экспериментировать: пробуйте разные жанры и направления. Не ограничивайтесь одним композитором или эпохой. Погрузитесь в современную академическую музыку, джаз, минимализм. Это расширит ваш музыкальный кругозор и поможет найти то, что действительно находит отклик в вашей душе.

Не торопитесь, дайте себе время на адаптацию. Музыкальный вкус формируется постепенно. Не ждите, что сразу полюбите всё. Позвольте себе привыкнуть к новому звучанию, «переварить» информацию. Главное — регулярность и открытость новым впечатлениям.

Погружение в мир «сложной» музыки — это путешествие, которое требует времени, терпения и открытого сердца. Не бойтесь заблудиться в незнакомых мелодиях, ведь именно в этом поиске рождается понимание. Слушайте сердцем. И помните: каждый новый услышанный звук — это шаг к расширению вашего музыкального мира.

Как анализировать сложную музыку

Начните с самого простого — ритма. Попробуйте прислушаться к пульсу музыки: как он ведёт вас вперёд, как меняется. Считайте в такт — «раз-два-три-четыре» или «раз-два-три» — и вы заметите, как структура становится живой. Пример: «Весна священная» Стравинского, известная своим ритмическим хаосом.

Затем обратите внимание на гармонию — это как палитра красок, с помощью которой создаётся настроение. Слушайте, как аккорды перетекают друг в друга, то создавая напряжение, то принося умиротворение.

Это особенно заметно в «Просветлённой ночи» Шёнберга — музыка там будто говорит с вами без слов. Сначала звучит мрачная мелодия — женщина признаётся в измене и боится, что её бросят. Потом музыка становится ещё более напряжённой — мужчина пребывает в смятении, не знает, как реагировать на признание возлюбленной. Но в конце всё меняется: мелодия смягчается, становится светлой и нежной — он прощает её, и между ними снова мир и любовь.

Шёнберг. «Просветлённая ночь»

Не менее важна и мелодия. Прислушивайтесь к её построению: замечайте необычные интонации, интервалы, развитие линий. Мелодия может быть простой и прямолинейной или, наоборот, извилистой, сложной, неожиданной. Пример: «Вокализ» Рахманинова — чистая, выразительная линия без слов, в которой мелодия говорит сама за себя.

Рахманинов. «Вокализ». Солистка Ольга Перетятько, Госоркестр России, дирижер Михаил Юровский

Обратите внимание на инструменты: как используются тембры и аранжировка. Тембр каждого инструмента — это его уникальный «голос», создающий определенное настроение и атмосферу. А аранжировка (или оркестровка) — это способ организации звучания различных инструментов, их взаимодействие, которое и формирует итоговую звуковую палитру произведения. Пример виртуозного использования инструментов — оркестровка «Картинок с выставки» Мусоргского, выполненная Равелем.

Мусоргский. Картинки с выставки инстр. М. Равеля. Исполняет Академический симфонический оркестр им. С. В. Рахманинова

Как не «застрять» и расширить горизонты

Чтобы не «застрять» в однообразном звучании, важно не ограничиваться одним жанром, композитором или эпохой. Разнообразие — залог развития музыкального вкуса.

Как же искать новую музыку? Сейчас это очень просто. Современные музыкальные сервисы анализируют ваши предпочтения и предлагают новых исполнителей и композиторов — как в любимых жанрах, так и в совершенно новых направлениях. Благодаря таким рекомендациям я открыла для себя множество потрясающих композиций, которые теперь слушаю на повторе.

Так, перед Новым годом мне попался музыкальный шедевр, который я не слышала раньше — песня Leslie Odom «My favorite things». Это прочтение старой известной песни, но ставшее для меня самым любимым из всего многообразия версий. Как раз засчёт сложного фортепианного проигрыша настроение передано настолько точно, что равнодушным остаться невозможно.

Попробуйте искать «родственные» жанры и стили: от джаза к фьюжену, от классики к барокко, от рока к прогрессиву. Найдите своё «ядро» — то, что уже вам близко. Допустим, это джаз. Посмотрите, кто повлиял на этот жанр, а кто, наоборот, вдохновлялся им. Проследите, как менялись звучание, инструменты, гармонии. Это поможет выстроить музыкальную карту интересов, по которой легко двигаться дальше.

Обращайте внимание на общие черты, сравнивая музыку разных жанров и выискивая общие элементы — будь то мелодические повороты, инструменты или настроение. Это развивает слух, насмотренность и аналитическое мышление.

<p>Майя Ву</p>

«Не бойтесь экспериментировать — иногда самые неожиданные находки происходят вдалеке от привычного».

И помните: музыка тесно переплетена с литературой, живописью, кино. Иногда путь к новым звукам начинается с прочитанной книги или фильма, в котором вдруг прозвучало нечто, что вас зацепило. Главное — быть открытым. Чем больше вы пробуете, тем яснее слышите.

Я верю, что музыка — это в первую очередь личный опыт. Не бойтесь, если сразу не «понимаете» какое-то произведение. Доверяйте своим ощущениям, своим эмоциям. Музыка — это способ выразить себя, познать мир вокруг. Именно она вдохновляет меня на творчество, дарит новые идеи и образы. И, конечно, ничто не сравнится с живым исполнением. Посещение концертов — это возможность почувствовать музыку по-настоящему, прожить её вместе с артистом.

Комментарии0
под именем
    РЕКЛАМА