Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Шпаргалка для похода в музей: 12 библейских сюжетов и образов в искусстве, которые должен безошибочно опознавать каждый

Их, разумеется, намного больше, но нужно же с чего-то начинать?

24 июля 2025Обсудить
Эль Греко. «Поклонение волхвов». Между 1568 и 1569 | Источник: Wikimedia Commons

Эль Греко. «Поклонение волхвов». Между 1568 и 1569

Источник:

Wikimedia Commons

Библейские истории и образы веками вдохновляли художников, которые, будучи ограниченными описаниями из Библии и (порой) апокрифов, находили возможность по-своему интерпретировать их. Но если еще полтора века назад эти сюжеты были хорошо знакомы каждому мало-мальски образованному человеку, воспитанному в традициях христианской культуры, то в наше время с легкостью опознать их сможет не всякий.

Для тех, кто хотел бы лучше ориентироваться в мире классического искусства, Vokrugsveta.ru подготовил небольшой путеводитель по основным библейским сюжетам в живописи и иконографии — знание их композиции и символики сделает ваши походы в художественные музеи гораздо более увлекательными.

Благовещение Богородицы

Благовещение — один из ключевых библейских сюжетов. В Библии историю явления архангела Гавриила Деве Марии с вестью о том, что ей предстоит стать матерью Спасителя, описал евангелист Лука, и этот момент занимает важное место в иконографии христианского мира и многократно изображался художниками разных эпох.

Леонардо да Винчи. «Благовещение». 1472–1475 | Источник: ARTGEN via Legion Media

Леонардо да Винчи. «Благовещение». 1472–1475

Источник:

ARTGEN via Legion Media

В классической композиции сцена строится по принципу диалога: архангел Гавриил (слева), протянув вперед правую руку в благословляющем жесте, обращается к Богородице (справа), которая выражает благоговейное удивление и смиренное согласие.

Основные элементы и детали сюжета

  • В западной традиции Гавриил часто изображается с белой лилией — эмблемой девственной чистоты. Иногда это может быть оливковая ветвь. В восточной иконографии архангел держит жезл или посох, подчеркивающий его роль посланца;

  • Богородица изображается стоящей или сидящей на возвышении. В руках у нее может быть Священное Писание, но чаще — пряжа. Священное Предание гласит, что в момент явления Гавриила Мария плела завесу Иерусалимского храма. Пурпурный цвет пряжи символизирует царское достоинство;

  • Действие чаще всего разворачивается в интерьере: в доме Богородицы или в пространстве, символизирующем Небесный Иерусалим. Во втором случае Мария восседает на троне, а на фоне может быть изображен райский сад. Также пространство иконы или картины может быть разделено на две части, символизирующие земной и небесный миры;

  • Луч божественного света, спускающийся сверху, символизирует предсказанное архангелом сошествие Святого Духа (может изображаться в виде белого голубя) на Богородицу;

  • Часто атрибутом сюжета является велум — соединяющая два строения красная ткань, которая указывает на то, что действие происходит в помещении, а также символизирует преемственность Ветхого и Нового Заветов.

Если иконописцы старались соблюдать канон, который, впрочем, постепенно менялся, то художники трактовали его свободнее: добавляли или опускали некоторые детали, переносили действие в современную им эпоху и т. д. Существует также аллегорическая вариация на тему Благовещения, в которой этот сюжет изображается как мистическая охота на единорога.

Пьетро Каваллини. «Благовещение». Мозаика конца XIII века в римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере | Источник: Wikimedia Commons
Мастерская Андрея Рублева и Даниила Черного. «Благовещение». Ок. 1408 | Источник: ARTGEN via Legion Media
Фра Анджелико. «Благовещение». Между 1438 и 1450 годом | Источник: piemags via Legion Media
Сандро Боттичелли. «Благовещение». Ок. 1485 | Источник: piemags via Legion Media
Ян Ван Эйк. «Благовещение». Ок. 1434 | Источник: Wikimedia Commons
Мастерская Рогира ван дер Вейдена. «Благовещение». Ок. 1440 | Источник: Wikimedia Commons
+1
Джан Мария Фальконетто. Аллегорическое изображение Благовещения. 1514. Фреска в церкви Сан-Пьетро-Мартире в Вероне | Источник: Zvonimir Atletić via Legion Media

Рождество Христово

Рогир ван дер Вейден. «Поклонение волхвов». Середина XV века | Источник: Wikimedia Commons

Рогир ван дер Вейден. «Поклонение волхвов». Середина XV века

Источник:

Wikimedia Commons

Рождество Христово занимает центральное место в христианской иконографии. Многослойный сюжет, связанный с появлением на свет младенца Иисуса, не только показывает конкретное библейское событие, но и исполнен богословской символикой.

Основные элементы и детали сюжета

  • Святое семейство — Мария, Иосиф и Иисус. Спаситель появляется на свет в вифлеемской пещере (вертепе), приспособленной под хлев. Колыбелью ему служат ясли — кормушка для скота;

  • Первые свидетели чуда — простые пастухи, символизирующие чистоту сердца и открытость Божественному откровению;

  • Вифлеемская звезда — яркая звезда озаряет небо, возвещая появление на свет Спасителя и указывая на вертеп;

  • Поклонение волхвов — мудрецы с Востока, ведомые звездой, приносят дары (золото, ладан, смирну), символизирующие царственность, божественность и страдания Христа. Этот момент выделяется как признание Мессии язычниками;

  • Ангелы — воспевают славу Бога и сообщают миру радостную весть;

  • Животные — осел и вол стоят возле яслей, символизируя простоту и естественность рождения, а также согревая новорожденного своим дыханием.

На многих иконах, посвященных Рождеству, изображено несколько сцен. В центре находятся Богоматерь с младенцем Иисусом и склонившиеся перед ним волхвы с дарами. В левом верхнем углу троица волхвов изображена по пути к Пещере Рождества, в правом верхнем углу иконописцы помещали ангелов, в правом нижнем — сцену омовения новорожденного Христа, а в левом нижнем — мужа Богородицы Иосифа Обручника и ветхозаветного пророка Исайю, предсказавшего рождение Иисуса.

Что же касается рождественских полотен художников, то едва ли не чаще всего на них запечатлена сцена поклонения волхвов. В зависимости от эпохи и авторских предпочтений эти картины могут в той или иной степени следовать основным иконописным канонам, либо сосредотачиваются на Святом семействе, создавая более человечные и эмоциональные образы Богородицы, Иосифа и Христа. Таковы, например, работы Рембрандта или Ильи Репина.

«Рождество Христово». Православная икона из коллекции Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. 1497. В православной традиции согбенный старик в нижнем левом углу зачастую трактуется как бес, пытающийся посеять зерно сомнения в душе Иосифа Обручника | Источник: piemags via Legion Media
«Рождество». Фреска Джотто ди Бондоне в капелле Скровеньи в Падуе. Ок. 1305 | Источник: piemags via Legion Media
Леонардо да Винчи. Незавершенная картина «Поклонение волхвов». 1481 | Источник: Peter Horree via Legion Media
Эль Греко. «Поклонение пастухов». 1603–1605 | Источник: Fine Art Images/Heritage Images via Legion Media
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Святое семейство». 1645 | Источник: ARTGEN via Legion Media
Илья Репин. «Рождество Христово». 1890 | Источник: Fine Art Images via Legion Media

Отдых на пути в Египет

Тициан. «Отдых на пути в Египет». Ок. 1508 | Источник: Wikimedia Commons

Тициан. «Отдых на пути в Египет». Ок. 1508

Источник:

Wikimedia Commons

Этот знаменитый евангельский сюжет повествует о спасительном бегстве Святого семейства от гнева царя Ирода. Когда к правителю явились трое волхвов и сказали, что ищут новорожденного будущего Царя Иудейского, напуганный Ирод попросил их, когда они отыщут младенца, вернуться в Иерусалим и сообщить ему, где находится дитя, чтобы Ирод и сам поклонился ему.

После того как волхвы последовали за Вифлеемской звездой, отыскали Иисуса и поднесли ему дары, они получили откровение о намерении Ирода избавиться от обещанного пророчеством Царя Иудейского. Они не стали возвращаться в Иерусалим и тогда разгневанный и охваченный страхом Ирод повелел уничтожить всех новорожденных мужского пола в Вифлееме и его окрестностях. Так случилось библейское Избиение младенцев.

Предупрежденные ангелом о надвигающейся опасности, Мария и Иосиф были вынуждены спешно покинуть родную землю. Взяв младенца Иисуса, они отправились в долгий и опасный путь в Египет, где и нашли убежище.

В западноевропейской живописи этот сюжет существует в двух вариантах: «Отдых на пути в Египет», где обычно изображали ангела, Марию, младенца и Иосифа на фоне пейзажа, и «Бегство в Египет», в котором Мария с Иисусом на руках едет на ослике, а рядом шагает Иосиф.

«Бегство в Египет». Фреска Джотто ди Бондоне и его учеников в базилике Святого Франциска в Ассизи. 1310-е годы | Источник: Wikimedia Cmmons
Альбрехт Дюрер. «Бегство в Египет». Ок. 1497 | Источник: Wikimedia Commons
Караваджо. «Отдых на пути в Египет». Ок. 1595–1596 | Источник: Wikimedia Commons
Бартоломе Эстебан Мурильо. «Отдых по пути в Египет». Ок. 1665 | Источник: Impaint via Legion Media
Ханс Роттенхаммер, Ян Брейгель Старший. «Бегство в Египет». XVII век | Источник: The Picture Art Collection via Legion Media
Франсуа Буше. «Отдых на пути в Египет». 1757 | Источник: Album via Legion Media

Несение креста

Питер Брейгель Старший. «Путь на Голгофу». 1564 | Источник: Wikimedia Commons

Питер Брейгель Старший. «Путь на Голгофу». 1564

Источник:

Wikimedia Commons

Этот сюжет изображает один из самых драматичных моментов Страстей Христовых — путь Иисуса на Голгофу. В живописи этот эпизод традиционно представлен как многофигурная композиция, где центральная фигура Христа, несущего тяжелый крест, окружена римскими воинами, любопытствующей толпой и немногими сострадающими.

Особую выразительность сюжету придает контраст между физическим страданием Спасителя и его духовным величием, что особенно ярко проявляется в работах некоторых живописцев. Например, у Питера Брейгеля Старшего в «Пути на Голгофу» Христос буквально теряется в массе людей — солдат, крестьян, зевак, — что создает мощный образ духовной слепоты общества.

Эль Греко в своем «Несении креста» делает акцент на мистической связи между измученным Христом и зрителем, используя характерную для маньеризма экспрессию и вытянутые пропорции фигур, а Уголино ди Нерио в работе «Путь на Голгофу» сохраняет средневековую условность изображения, сочетая ее с глубокой эмоциональностью.

Уголино ди Нерио. «Путь на Голгофу». 1324 | Источник: Wikimedia Commons
Иероним Босх. «Несение креста». Между 1498 и 1505 | Источник: Wikimedia Commons
Бенвенуто Тизи. «Несение креста». 1528–1531 | Источник: Wikimedia Commons
+2
Тициан. «Несение креста». Ок. 1565 | Источник: ARTGEN via Legion Media
Эль Греко. «Несение креста». 1590-1595 | Источник: Ava via Legion Media

Снятие с креста

Рогир ван дер Вейден. «Снятие с креста». Между 1435 и 1438 | Источник: Wikimedia Commons

Рогир ван дер Вейден. «Снятие с креста». Между 1435 и 1438

Источник:

Wikimedia Commons

Момент Страстей Христовых, когда тело Иисуса снимают с креста после распятия, запечатлен на множестве полотен. В Евангелиях не приводятся подробности этого события — лишь говорится, что распятого Христа с разрешения Пилата снял с креста и похоронил тайный ученик Иисуса Иосиф Аримафейский.

Чтобы придать сюжету эмоциональную насыщенность и дополнительный символизм, иконописцы и художники разных эпох, добавляли в сцену и других действующих лиц, включая Богородицу, Марию Магдалину, Иоанна Богослова, ангелов и простых людей.

Художники часто акцентировали внимание на нежности и заботе, с которой окружающие берут тело Христа. Так, у Рембрандта композиция воспринимается как народная трагедия — зритель оказывается погружен в атмосферу жизни простых людей, охваченных горечью утраты. Игра света и тени подчеркивает эмоциональную напряженность и драматизм происходящего.

«Снятие с креста». Православная икона XVI века | Источник: Fine Art Images/Heritage Images via Legion Media
Питер Пауэл Рубенс. «Снятие с креста». Ок. 1612 | Источник: piemags via Legion Media
Тинторетто. «Снятие с креста». Ок. 1547–1549 | Источник: piemags via Legion Media
+2
Рембрандт. «Снятие с креста». 1634 | Источник: ARTGEN via Legion Media
Жан Жувене. «Снятие с креста». 1697 | Источник: Erich Lessing / Album via Legion Media

Оплакивание Христа

Мастерская Рогира ван дер Вейдена. «Оплакивание Христа». Ок. 1460 | Источник: piemags via Legion Media

Мастерская Рогира ван дер Вейдена. «Оплакивание Христа». Ок. 1460

Источник:

piemags via Legion Media

Одна из самых трогательных сцен Страстей Христовых, изображающая скорбь Марии, апостолов и других близких Иисуса после Снятия с креста. Здесь раскрывается глубина человеческой печали, а также духовная значимость жертвы. На картинах действие этой сцены разворачивается либо у креста, либо возле Гроба Господня перед погребением тела Христа.

Изображения (а также скульптуры) сцены оплакивания, на которых запечатлены Богородица и лежащее у нее на коленях или возле ног тело Христа, а другие действующие лица отсутствуют, либо находятся чуть поодаль, относят к отдельному типу под названием пьета (итал. pietà — «сострадание»).

Фреска «Оплакивание Христа» Джотто ди Бондоне в капелле Скровеньи в Падуе — произведение, которое стало революционным благодаря отказу от византийских канонов и введению реалистичных эмоций. Художник мастерски передал разнообразные проявления скорби: тихую и глубокую печаль Марии, отчаяние женщин и стойкость апостолов. Композиция сосредоточена вокруг распростертого тела Христа, при этом взгляд зрителя естественно устремляется к лицу Богородицы и телу Иисуса.

«Оплакивание Христа». Фреска Джотто ди Бондоне в капелле Скровеньи в Падуе. Ок. 1305 | Источник: Wikimedia Commons
Пьетро Перуджино. «Пьета». 1490 | Источник: Wikimedia Commons
Паоло Воронезе. «Оплакивание Христа». 1547 | Источник: ARTGEN via Legion Media
Аннибале Карраччи. «Оплакивание Христа». Ок. 1604 | Источник: IanDagnall Computing via Legion Media
Никола Пуссен. «Снятие с креста (Оплакивание)». 1627–1628 | Источник: Fine Art Images via Legion Media
Жак Белланж. «Оплакивание Христа». 1615–1616 | Источник: Wikimedia Commons

Вознесение Девы Марии

Гверчино. «Вознесение Девы Марии». Ок. 1623 | Источник: Wikimedia Commons

Гверчино. «Вознесение Девы Марии». Ок. 1623

Источник:

Wikimedia Commons

В Новом Завете не встречается упоминаний о кончине (успении) Богородицы и ее погребении. Этот пробел в IV веке и позднее восполнили различные апокрифические тексты, порой противоречащие друг другу.

Утвердившаяся в итоге версия гласит, что за три дня до смерти Деве Марии явился архангел Гавриил, который объявил, что сын Иисус примет ее на небесах. Богородица умерла в назначенный срок, а в ее погребении принимали участие апостолы, кроме Фомы, который оказался в Иерусалиме после похорон Девы Марии и утверждал, что ее гробница пуста, так как ему было явлено вознесение Богородицы на небо.

Когда гробницу отворили, тела Марии в ней не оказалось. Фома же, попросив Богородицу о благословении, получил в дар ее пояс.

Вознесение Богородицы изображали многие известные живописцы. Композиция работ на эту тему часто насыщена образами ангелов, световыми эффектами и динамикой движения вверх, подчеркивающими торжественность и духовную возвышенность события. Также на картинах часто изображены свидетели телесного Вознесения Девы Марии.

Кроме сцены Вознесения Богородицы художники также обращались к сюжету, известному как Коронование Девы Марии на небесах, которое произошло после ее чудесного Вознесения.

Тициан. «Вознесение Девы Марии». 1516–1518 | Источник: Wikimedia Commons
Антонис ван Дейк. «Вознесение Девы Марии». Ок. 1628 | Источник: ARTGEN via Legion Media
Диего Веласкес. «Коронование Девы Марии». 1635–1636 | Источник: Wikimedia Commons
+2
Рафаэль Санти. Алтарь Одди. 1502–1503. На картине, хранящейся в церкви святого Франциска в Перудже, художник изобразил Коронование Девы Марии, свидетелям которого становятся Фома и другие апостолы, стоящие у пустой гробницы | Источник: Eraza Collection via Legion Media
Питер. Пауэл Рубенс. «Вознесение Пресвятой Девы Марии». 1626 | Источник: ARTGEN via Legion Media

Давид

Караваджо. «Давид и Голиаф». 1600 | Источник: Wikimedia Commons

Караваджо. «Давид и Голиаф». 1600

Источник:

Wikimedia Commons

Легендарный правитель Израильского царства и пророк Давид, биография которого подробно изложена в Ветхом Завете, «подарил» живописцам и скульпторам сразу несколько популярных сюжетов.

Прежде всего, речь идет о поединке юного пастуха Давида с великаном Голиафом из войска филистимлян. Художники изображали Давида в момент боя или после победы над грозным противником, которую удалось одержать благодаря несгибаемой вере. На этих полотнах он символизирует мужество, веру и божественную защиту.

С другой стороны, сюжет о Давиде, Вирсавии и Урии отражает человеческие слабости великого царя. Однажды Давид увидел с крыши своего дворца купающуюся Вирсавию (Бат-Шеву), жену воина Урии, который отправился на войну. Соблазнившись ее красотой, он повелел доставить Вирсавию к себе. Проведя с царем ночь, та забеременела. Пытаясь скрыть свой грех, Давид призвал Урию в Иерусалим — царь надеялся, что усталый воин поспешит к жене, и так беременность Вирсавии не вызовет ни у кого подозрений.

Однако Урия поклялся не давать себе отдыха, пока его товарищи бьются с врагами. Тогда Давид приказал полководцу Иоаву направить Урию в самую гущу боя, чтобы тот погиб. Верный воин сам доставил и вручил военачальнику письмо Давида. В итоге Урию убили, а Давид женился на Вирсавии. Разгневанный Бог послал пророка Нафана обличить Давида притчей о богаче и бедняке — тот раскаялся, но в наказание их с Вирсавией первенец умер.

Питер Пауэл Рубенс. «Давид, обезглавливающий Голиафа». Ок. 1616 | Источник: Impaint via Legion Media
Якоб ван Ост Старший. «Давид с головой Голиафа». 1643 | Источник: IanDagnall Computing via Legion Media
Ян Массейс. «Давид и Вирсавия». 1562 | Источник: Wikimedia Commons
+2
Питер Ластман. «Давид вручает Урии письмо для Иоава». 1619 | Источник: Wikimedia Commons
Якопо Пальма Младший. «Пророк Нафан обличает царя Давида». 1600-е | Источник: Wikimedia Commons

Блудный сын

Рембрандт. «Возвращение блудного сына». Ок. 1668 | Источник: Wikimedia Commons

Рембрандт. «Возвращение блудного сына». Ок. 1668

Источник:

Wikimedia Commons

Новозаветная притча повествует о юноше, который, потребовав свою долю наследства, покинул отчий дом и промотал все состояние в беспутной жизни. Доведенный до крайней нищеты, он решил вернуться, готовый стать наемным работником у собственного отца. Однако тот, увидев блудного сына, с радостью принял его, простил и велел устроить праздник. Верный старший сын возмутился такому милосердию, но отец объяснил: «Надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся».

В изобразительном искусстве этот евангельский сюжет чаще всего воплощен в трогательной сцене возвращения, где центральное место занимает образ всепрощающей отцовской любви. Художники подчеркивают в этой композиции мотивы покаяния, милосердия и духовного преображения, делая акцент на эмоциональном моменте встречи отца с заблудшим сыном. В то же время некоторые живописцы обращались к теме злоключений блудного сына или создавали целые серии картин, иллюстрирующих притчу.

Джордано Лука. «Возвращение блудного сына». Между 1680 и 1685 | Источник: piemags via Legion Media
Карл Эмануэль Янссон. «Возвращение блудного сына». 1866 | Источник: Heritage Art/Heritage Images via Legion Media
Жан-Жермен Друэ. «Возвращение блудного сына». 1780-е | Источник: piemags via Legion Media

Апостол Петр

Питер Пауэл Рубенс. «Святой Петр». Между 1610 и 1612 | Источник: Wikimedia Commons

Питер Пауэл Рубенс. «Святой Петр». Между 1610 и 1612

Источник:

Wikimedia Commons

Апостол Петр, изначально Симон, был рыбаком из Вифсаиды и одним из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа. Иисус нарек его Петром (др.-греч. Πέτρος — «камень»), заявив, что на нем будет основана Церковь, и вручил ключи от Царствия Небесного — символ власти над ней.

Петр отличался пламенной преданностью и решительностью, однако именно он трижды отрекся от Христа в ночь Тайной вечери, но после Воскресения был прощен. По преданию, он стал первым епископом Рима — с него ведется отсчет римских пап.

На иконах и картинах Петр часто изображается с ключами, символизирующими власть над Церковью, а также с книгой или крестом. Его образ подчеркивает верность, мужество и духовное лидерство. Также можно встретить сюжет о мученичестве Петра, который во время гонений на христиан в I веке был распят на кресте вниз головой. Среди прочих этот сюжет драматично изобразил итальянский художник Лионелло Спада.

Франческо дель Косса. «Святой Петр». Ок. 1473 | Источник: Wikimedia Commons
Караваджо. «Распятие Святого Петра». 1601 | Источник: Wikimedia Commons
Лионелло Спада. «Мученичество Святого Петра». 1630-е | Источник: Wikimedia Commons
+1
Бартоломе Эстебан Мурильо. «Освобождение апостола Петра из темницы». Между 1665 и 1667 | Источник: Wikimedia Commons

Мария Магдалина

Александр Иванов. «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». 1835 | Источник: Wikimedia Commons

Александр Иванов. «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». 1835

Источник:

Wikimedia Commons

Образ Марии Магдалины в искусстве охватывает множество аспектов ее жизни и духовного пути, отражая сложность и многогранность образа как святой, ученицы Христа и кающейся грешницы. Вот основные связанные с Магдалиной сюжеты, которые вдохновляли художников:

  • Встреча и обращение к вере — изображение момента, когда Мария Магдалина принимает христианство, часто связанное с исцелением от семи бесов. В православной традиции ее образ подчеркивает чистоту веры и духовное просветление, а не греховность. В католической традиции, где слились образы нескольких женщин из Евангелия, Магдалина часто представляется как раскаявшаяся блудница.

  • Сцены из жизни Христа — омовение ног Иисуса, присутствие при распятии, плач у креста, а также явление воскресшего Христа Марии Магдалине, когда она становится первой свидетельницей Воскресения.

  • Кающаяся Мария Магдалина — один из самых распространенных сюжетов, особенно в эпоху Возрождения. Здесь она изображается в пустыне или уединении, с распущенными волосами, иногда с сосудом с миром (символом помазания Христа), черепом (символом бренности жизни) и книгой (символом духовного знания). Этот образ выражает глубокое раскаяние и стремление к духовному очищению.

Художники часто писали портреты Магдалины, подчеркивая красоту, меланхолию и внутреннюю борьбу. В зависимости от культурных и религиозных традиций, изображение Марии Магдалины менялось: от строгого и возвышенного в православии до более эмоционального и чувственного в западноевропейском искусстве. Эта многогранность сделала Марию Магдалину одним из самых популярных и выразительных персонажей христианской живописи.

Ян ван Скорел. «Мария Магдалина». 1530 | Источник: Wikimedia Commons
Паоло Веронезе. «Обращение Марии Магдалины». Ок. 1545–1548 | Источник: Wikimedia Commons
Тициан. «Кающаяся Мария Магдалина». 1560-е | Источник: Wikimedia Commons
+2
Жорж де Латур. «Магдалина с дымящей свечой». Ок. 1638–1640 | Источник: The Picture Art Collection via Legion Media
Артемизия Джентилески. «Мария Магдалина». 1640 | Источник: Heritage Art/Heritage Images via Legion Media

Святой Себастьян

Мастерская Герарда ван Хонтхорста. «Мученичество святого Себастьяна». Ок. 1623 | Источник: piemags via Legion Media

Мастерская Герарда ван Хонтхорста. «Мученичество святого Себастьяна». Ок. 1623

Источник:

piemags via Legion Media

Cвятой Себастьян, живший в III веке, представляет собой один из наиболее выразительных примеров мученичества за веру. Этот начальник преторианской гвардии, тайно исповедовавший христианство, был приговорен к смерти императором Диоклетианом за отказ отречься от своих убеждений.

Казнь святого, осуществленная через расстрел отрядом лучников, приобрела в искусстве глубокую символическую трактовку, воплощая идею духовной стойкости перед лицом физических страданий. Основной иконографический образ — Себастьян, привязанный к столбу или дереву и пронзенный стрелами.

Существует и второй вариант сюжета — изображение исцеления раненого Себастьяна, когда богатая римлянка Ирина с помощью служанок извлекает стрелы из его тела. Согласно жизнеописанию святого, Себастьян после этого не покинул Рим и был вторично приговорен императором к казни — на сей раз его забили камнями.

Образ святого Себастьяна был чрезвычайно популярен в европейской живописи и скульптуре. Его изображали такие мастера, как Антонелло да Мессина, Тициан, Гвидо Рени, Эль Греко, Пьетро Перуджино и другие.

В изображениях эпохи Возрождения и барокко акцент сместился с демонстрации ран святого на красоту и идеализацию человеческого тела, а также на внутреннее духовное преображение. Лицо Себастьяна часто изображается спокойным, даже возвышенным, несмотря на страдания.

Интерес к этому сюжету объясняется не только религиозным значением, но и возможностью показать обнаженное мужское тело в искусстве, что было важно для художников эпохи Возрождения. Кроме того, святой Себастьян почитался как защитник от чумы, что усиливало его популярность во время эпидемий этой болезни.

«Святой Себастьян». 1476 | Источник: Wikimedia Commons
Пьетро Перуджино. «Святой Себастьян». Ок. 1490 | Источник: Wikimedia Commons
Тициан. «Святой Себастьян». Ок. 1576 | Источник: Wikimedia Commons
+2
Эль Греко. «Святой Себастьян». Ок. 1577 | Источник: akg-images / André Held via Legion Media
Жорж де ла Тур. «Мученичество святого Себастьяна (Святой Себастьян, окруженный заботой святой Ирины)». Ок. 1649 | Источник: Wikimedia Commons

Конечно, это лишь малая часть библейских сюжетов и персонажей, которыми вдохновлялись художники Средневековья, Возрождения и Нового времени. И все же, теперь вам будет гораздо проще разобраться в символизме и композиции многих картин прославленных мастеров, которые раньше казались непонятными и загадочными, а также проследить, как от эпохи к эпохе менялись менялись каноны изображения одних и тех же сюжетов.

Комментарии0
под именем
    РЕКЛАМА