Библейские истории и образы веками вдохновляли художников, которые, будучи ограниченными описаниями из Библии и (порой) апокрифов, находили возможность по-своему интерпретировать их. Но если еще полтора века назад эти сюжеты были хорошо знакомы каждому мало-мальски образованному человеку, воспитанному в традициях христианской культуры, то в наше время с легкостью опознать их сможет не всякий.
Для тех, кто хотел бы лучше ориентироваться в мире классического искусства, Vokrugsveta.ru подготовил небольшой путеводитель по основным библейским сюжетам в живописи и иконографии — знание их композиции и символики сделает ваши походы в художественные музеи гораздо более увлекательными.
Благовещение Богородицы
Благовещение — один из ключевых библейских сюжетов. В Библии историю явления архангела Гавриила Деве Марии с вестью о том, что ей предстоит стать матерью Спасителя, описал евангелист Лука, и этот момент занимает важное место в иконографии христианского мира и многократно изображался художниками разных эпох.
В классической композиции сцена строится по принципу диалога: архангел Гавриил (слева), протянув вперед правую руку в благословляющем жесте, обращается к Богородице (справа), которая выражает благоговейное удивление и смиренное согласие.
Основные элементы и детали сюжета
В западной традиции Гавриил часто изображается с белой лилией — эмблемой девственной чистоты. Иногда это может быть оливковая ветвь. В восточной иконографии архангел держит жезл или посох, подчеркивающий его роль посланца;
Богородица изображается стоящей или сидящей на возвышении. В руках у нее может быть Священное Писание, но чаще — пряжа. Священное Предание гласит, что в момент явления Гавриила Мария плела завесу Иерусалимского храма. Пурпурный цвет пряжи символизирует царское достоинство;
Действие чаще всего разворачивается в интерьере: в доме Богородицы или в пространстве, символизирующем Небесный Иерусалим. Во втором случае Мария восседает на троне, а на фоне может быть изображен райский сад. Также пространство иконы или картины может быть разделено на две части, символизирующие земной и небесный миры;
Луч божественного света, спускающийся сверху, символизирует предсказанное архангелом сошествие Святого Духа (может изображаться в виде белого голубя) на Богородицу;
Часто атрибутом сюжета является велум — соединяющая два строения красная ткань, которая указывает на то, что действие происходит в помещении, а также символизирует преемственность Ветхого и Нового Заветов.
Если иконописцы старались соблюдать канон, который, впрочем, постепенно менялся, то художники трактовали его свободнее: добавляли или опускали некоторые детали, переносили действие в современную им эпоху и т. д. Существует также аллегорическая вариация на тему Благовещения, в которой этот сюжет изображается как мистическая охота на единорога.
Рождество Христово
Рождество Христово занимает центральное место в христианской иконографии. Многослойный сюжет, связанный с появлением на свет младенца Иисуса, не только показывает конкретное библейское событие, но и исполнен богословской символикой.
Основные элементы и детали сюжета
Святое семейство — Мария, Иосиф и Иисус. Спаситель появляется на свет в вифлеемской пещере (вертепе), приспособленной под хлев. Колыбелью ему служат ясли — кормушка для скота;
Первые свидетели чуда — простые пастухи, символизирующие чистоту сердца и открытость Божественному откровению;
Вифлеемская звезда — яркая звезда озаряет небо, возвещая появление на свет Спасителя и указывая на вертеп;
Поклонение волхвов — мудрецы с Востока, ведомые звездой, приносят дары (золото, ладан, смирну), символизирующие царственность, божественность и страдания Христа. Этот момент выделяется как признание Мессии язычниками;
Ангелы — воспевают славу Бога и сообщают миру радостную весть;
Животные — осел и вол стоят возле яслей, символизируя простоту и естественность рождения, а также согревая новорожденного своим дыханием.
На многих иконах, посвященных Рождеству, изображено несколько сцен. В центре находятся Богоматерь с младенцем Иисусом и склонившиеся перед ним волхвы с дарами. В левом верхнем углу троица волхвов изображена по пути к Пещере Рождества, в правом верхнем углу иконописцы помещали ангелов, в правом нижнем — сцену омовения новорожденного Христа, а в левом нижнем — мужа Богородицы Иосифа Обручника и ветхозаветного пророка Исайю, предсказавшего рождение Иисуса.
Что же касается рождественских полотен художников, то едва ли не чаще всего на них запечатлена сцена поклонения волхвов. В зависимости от эпохи и авторских предпочтений эти картины могут в той или иной степени следовать основным иконописным канонам, либо сосредотачиваются на Святом семействе, создавая более человечные и эмоциональные образы Богородицы, Иосифа и Христа. Таковы, например, работы Рембрандта или Ильи Репина.
Отдых на пути в Египет
Этот знаменитый евангельский сюжет повествует о спасительном бегстве Святого семейства от гнева царя Ирода. Когда к правителю явились трое волхвов и сказали, что ищут новорожденного будущего Царя Иудейского, напуганный Ирод попросил их, когда они отыщут младенца, вернуться в Иерусалим и сообщить ему, где находится дитя, чтобы Ирод и сам поклонился ему.
После того как волхвы последовали за Вифлеемской звездой, отыскали Иисуса и поднесли ему дары, они получили откровение о намерении Ирода избавиться от обещанного пророчеством Царя Иудейского. Они не стали возвращаться в Иерусалим и тогда разгневанный и охваченный страхом Ирод повелел уничтожить всех новорожденных мужского пола в Вифлееме и его окрестностях. Так случилось библейское Избиение младенцев.
Предупрежденные ангелом о надвигающейся опасности, Мария и Иосиф были вынуждены спешно покинуть родную землю. Взяв младенца Иисуса, они отправились в долгий и опасный путь в Египет, где и нашли убежище.
В западноевропейской живописи этот сюжет существует в двух вариантах: «Отдых на пути в Египет», где обычно изображали ангела, Марию, младенца и Иосифа на фоне пейзажа, и «Бегство в Египет», в котором Мария с Иисусом на руках едет на ослике, а рядом шагает Иосиф.
Несение креста
Этот сюжет изображает один из самых драматичных моментов Страстей Христовых — путь Иисуса на Голгофу. В живописи этот эпизод традиционно представлен как многофигурная композиция, где центральная фигура Христа, несущего тяжелый крест, окружена римскими воинами, любопытствующей толпой и немногими сострадающими.
Особую выразительность сюжету придает контраст между физическим страданием Спасителя и его духовным величием, что особенно ярко проявляется в работах некоторых живописцев. Например, у Питера Брейгеля Старшего в «Пути на Голгофу» Христос буквально теряется в массе людей — солдат, крестьян, зевак, — что создает мощный образ духовной слепоты общества.
Эль Греко в своем «Несении креста» делает акцент на мистической связи между измученным Христом и зрителем, используя характерную для маньеризма экспрессию и вытянутые пропорции фигур, а Уголино ди Нерио в работе «Путь на Голгофу» сохраняет средневековую условность изображения, сочетая ее с глубокой эмоциональностью.
Снятие с креста
Момент Страстей Христовых, когда тело Иисуса снимают с креста после распятия, запечатлен на множестве полотен. В Евангелиях не приводятся подробности этого события — лишь говорится, что распятого Христа с разрешения Пилата снял с креста и похоронил тайный ученик Иисуса Иосиф Аримафейский.
Чтобы придать сюжету эмоциональную насыщенность и дополнительный символизм, иконописцы и художники разных эпох, добавляли в сцену и других действующих лиц, включая Богородицу, Марию Магдалину, Иоанна Богослова, ангелов и простых людей.
Художники часто акцентировали внимание на нежности и заботе, с которой окружающие берут тело Христа. Так, у Рембрандта композиция воспринимается как народная трагедия — зритель оказывается погружен в атмосферу жизни простых людей, охваченных горечью утраты. Игра света и тени подчеркивает эмоциональную напряженность и драматизм происходящего.
Оплакивание Христа
Одна из самых трогательных сцен Страстей Христовых, изображающая скорбь Марии, апостолов и других близких Иисуса после Снятия с креста. Здесь раскрывается глубина человеческой печали, а также духовная значимость жертвы. На картинах действие этой сцены разворачивается либо у креста, либо возле Гроба Господня перед погребением тела Христа.
Изображения (а также скульптуры) сцены оплакивания, на которых запечатлены Богородица и лежащее у нее на коленях или возле ног тело Христа, а другие действующие лица отсутствуют, либо находятся чуть поодаль, относят к отдельному типу под названием пьета (итал. pietà — «сострадание»).
Фреска «Оплакивание Христа» Джотто ди Бондоне в капелле Скровеньи в Падуе — произведение, которое стало революционным благодаря отказу от византийских канонов и введению реалистичных эмоций. Художник мастерски передал разнообразные проявления скорби: тихую и глубокую печаль Марии, отчаяние женщин и стойкость апостолов. Композиция сосредоточена вокруг распростертого тела Христа, при этом взгляд зрителя естественно устремляется к лицу Богородицы и телу Иисуса.
Вознесение Девы Марии
В Новом Завете не встречается упоминаний о кончине (успении) Богородицы и ее погребении. Этот пробел в IV веке и позднее восполнили различные апокрифические тексты, порой противоречащие друг другу.
Утвердившаяся в итоге версия гласит, что за три дня до смерти Деве Марии явился архангел Гавриил, который объявил, что сын Иисус примет ее на небесах. Богородица умерла в назначенный срок, а в ее погребении принимали участие апостолы, кроме Фомы, который оказался в Иерусалиме после похорон Девы Марии и утверждал, что ее гробница пуста, так как ему было явлено вознесение Богородицы на небо.
Когда гробницу отворили, тела Марии в ней не оказалось. Фома же, попросив Богородицу о благословении, получил в дар ее пояс.
Вознесение Богородицы изображали многие известные живописцы. Композиция работ на эту тему часто насыщена образами ангелов, световыми эффектами и динамикой движения вверх, подчеркивающими торжественность и духовную возвышенность события. Также на картинах часто изображены свидетели телесного Вознесения Девы Марии.
Кроме сцены Вознесения Богородицы художники также обращались к сюжету, известному как Коронование Девы Марии на небесах, которое произошло после ее чудесного Вознесения.
Давид
Легендарный правитель Израильского царства и пророк Давид, биография которого подробно изложена в Ветхом Завете, «подарил» живописцам и скульпторам сразу несколько популярных сюжетов.
Прежде всего, речь идет о поединке юного пастуха Давида с великаном Голиафом из войска филистимлян. Художники изображали Давида в момент боя или после победы над грозным противником, которую удалось одержать благодаря несгибаемой вере. На этих полотнах он символизирует мужество, веру и божественную защиту.
С другой стороны, сюжет о Давиде, Вирсавии и Урии отражает человеческие слабости великого царя. Однажды Давид увидел с крыши своего дворца купающуюся Вирсавию (Бат-Шеву), жену воина Урии, который отправился на войну. Соблазнившись ее красотой, он повелел доставить Вирсавию к себе. Проведя с царем ночь, та забеременела. Пытаясь скрыть свой грех, Давид призвал Урию в Иерусалим — царь надеялся, что усталый воин поспешит к жене, и так беременность Вирсавии не вызовет ни у кого подозрений.
Однако Урия поклялся не давать себе отдыха, пока его товарищи бьются с врагами. Тогда Давид приказал полководцу Иоаву направить Урию в самую гущу боя, чтобы тот погиб. Верный воин сам доставил и вручил военачальнику письмо Давида. В итоге Урию убили, а Давид женился на Вирсавии. Разгневанный Бог послал пророка Нафана обличить Давида притчей о богаче и бедняке — тот раскаялся, но в наказание их с Вирсавией первенец умер.
Блудный сын
Новозаветная притча повествует о юноше, который, потребовав свою долю наследства, покинул отчий дом и промотал все состояние в беспутной жизни. Доведенный до крайней нищеты, он решил вернуться, готовый стать наемным работником у собственного отца. Однако тот, увидев блудного сына, с радостью принял его, простил и велел устроить праздник. Верный старший сын возмутился такому милосердию, но отец объяснил: «Надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся».
В изобразительном искусстве этот евангельский сюжет чаще всего воплощен в трогательной сцене возвращения, где центральное место занимает образ всепрощающей отцовской любви. Художники подчеркивают в этой композиции мотивы покаяния, милосердия и духовного преображения, делая акцент на эмоциональном моменте встречи отца с заблудшим сыном. В то же время некоторые живописцы обращались к теме злоключений блудного сына или создавали целые серии картин, иллюстрирующих притчу.
Апостол Петр
Апостол Петр, изначально Симон, был рыбаком из Вифсаиды и одним из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа. Иисус нарек его Петром (др.-греч. Πέτρος — «камень»), заявив, что на нем будет основана Церковь, и вручил ключи от Царствия Небесного — символ власти над ней.
Петр отличался пламенной преданностью и решительностью, однако именно он трижды отрекся от Христа в ночь Тайной вечери, но после Воскресения был прощен. По преданию, он стал первым епископом Рима — с него ведется отсчет римских пап.
На иконах и картинах Петр часто изображается с ключами, символизирующими власть над Церковью, а также с книгой или крестом. Его образ подчеркивает верность, мужество и духовное лидерство. Также можно встретить сюжет о мученичестве Петра, который во время гонений на христиан в I веке был распят на кресте вниз головой. Среди прочих этот сюжет драматично изобразил итальянский художник Лионелло Спада.
Мария Магдалина
Образ Марии Магдалины в искусстве охватывает множество аспектов ее жизни и духовного пути, отражая сложность и многогранность образа как святой, ученицы Христа и кающейся грешницы. Вот основные связанные с Магдалиной сюжеты, которые вдохновляли художников:
Встреча и обращение к вере — изображение момента, когда Мария Магдалина принимает христианство, часто связанное с исцелением от семи бесов. В православной традиции ее образ подчеркивает чистоту веры и духовное просветление, а не греховность. В католической традиции, где слились образы нескольких женщин из Евангелия, Магдалина часто представляется как раскаявшаяся блудница.
Сцены из жизни Христа — омовение ног Иисуса, присутствие при распятии, плач у креста, а также явление воскресшего Христа Марии Магдалине, когда она становится первой свидетельницей Воскресения.
Кающаяся Мария Магдалина — один из самых распространенных сюжетов, особенно в эпоху Возрождения. Здесь она изображается в пустыне или уединении, с распущенными волосами, иногда с сосудом с миром (символом помазания Христа), черепом (символом бренности жизни) и книгой (символом духовного знания). Этот образ выражает глубокое раскаяние и стремление к духовному очищению.
Художники часто писали портреты Магдалины, подчеркивая красоту, меланхолию и внутреннюю борьбу. В зависимости от культурных и религиозных традиций, изображение Марии Магдалины менялось: от строгого и возвышенного в православии до более эмоционального и чувственного в западноевропейском искусстве. Эта многогранность сделала Марию Магдалину одним из самых популярных и выразительных персонажей христианской живописи.
Святой Себастьян
Cвятой Себастьян, живший в III веке, представляет собой один из наиболее выразительных примеров мученичества за веру. Этот начальник преторианской гвардии, тайно исповедовавший христианство, был приговорен к смерти императором Диоклетианом за отказ отречься от своих убеждений.
Казнь святого, осуществленная через расстрел отрядом лучников, приобрела в искусстве глубокую символическую трактовку, воплощая идею духовной стойкости перед лицом физических страданий. Основной иконографический образ — Себастьян, привязанный к столбу или дереву и пронзенный стрелами.
Существует и второй вариант сюжета — изображение исцеления раненого Себастьяна, когда богатая римлянка Ирина с помощью служанок извлекает стрелы из его тела. Согласно жизнеописанию святого, Себастьян после этого не покинул Рим и был вторично приговорен императором к казни — на сей раз его забили камнями.
Образ святого Себастьяна был чрезвычайно популярен в европейской живописи и скульптуре. Его изображали такие мастера, как Антонелло да Мессина, Тициан, Гвидо Рени, Эль Греко, Пьетро Перуджино и другие.
В изображениях эпохи Возрождения и барокко акцент сместился с демонстрации ран святого на красоту и идеализацию человеческого тела, а также на внутреннее духовное преображение. Лицо Себастьяна часто изображается спокойным, даже возвышенным, несмотря на страдания.
Интерес к этому сюжету объясняется не только религиозным значением, но и возможностью показать обнаженное мужское тело в искусстве, что было важно для художников эпохи Возрождения. Кроме того, святой Себастьян почитался как защитник от чумы, что усиливало его популярность во время эпидемий этой болезни.
Конечно, это лишь малая часть библейских сюжетов и персонажей, которыми вдохновлялись художники Средневековья, Возрождения и Нового времени. И все же, теперь вам будет гораздо проще разобраться в символизме и композиции многих картин прославленных мастеров, которые раньше казались непонятными и загадочными, а также проследить, как от эпохи к эпохе менялись менялись каноны изображения одних и тех же сюжетов.