Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
От лаборатории к подиуму: как капрон заменил натуральные волокна и выдержал испытание временем
Об истории этого материала рассказывает исследователь моды
12 августа 2025
Фрагмент рекламы нейлоновых чулок, 1960-е
Источник:
piemags/library via Legion Media
Рожденный в лабораториях эпохи больших войн, этот материал он прошёл путь от полей сражений до подиумов, от технической службы и модных провокаций. Это не просто синтетика, а инновация, изменившая правила игры в текстиле и повседневной культуре: прочный, эластичный, доступный — он демократизировал моду и расширил возможности дизайнеров. Об истории этого материала рассказала персональный стилист, исследователь моды Анастасия Жарикова.
1930-1940-е: синтетическая революция
Разработка синтетических волокон была обусловлена комплексом экономических, военных и технологических причин. До ХХ века основным материалом для производства тонких тканей, женских чулок, парашютов и медицинских нитей был шелк. Он был дорогим, недостаточно прочным и зависел от поставок из Азии, в основном из Японии. Для США и Европы это было крайне невыгодно. Необходимо было изобрести аналог шелка, который будет доступнее и прочнее.
Уоллес Карозерс
Источник:
Wikimedia Commons
В 1935 году американский химик Уоллес Карозерс из компании DuPont синтезировал первое полностью искусственное полимерное волокно — нейлон. Чуть позже, но практически параллельно, в Германии химик Пауль Шлак разработал аналогичный материал — перлон. В СССР технология производства полиамидных волокон была освоена к началу 1940-х годов на основе немецких разработок, для полученного материала придумали название капрон.
Это была практически холодная война в области химии. История включает шпионаж, промышленный саботаж и юридические махинации. Материал, который стремились создать в разных странах, имел огромную важность на мировом уровне.
Новый материал был прочнее шелка, эластичнее, устойчивее к влаге. До начала Второй Мировой войны он обрел популярность в США, поскольку из него стали делать женские чулки. Покупательницы уже успели оценить все преимущества новинки, и за ней даже выстраивались в многочасовые очереди. Но с началом войны чулки стали большим дефицитом, так как все ресурсы использовали только в военных целях: для производства парашютов и плащ-палаток, тросов и канатов, деталей для техники.
На экспериментальной станции DuPont, в Уилмингтоне, штат Делавэр, США, нейлоновые чулки перерабатываются для получения материалов в военных целях, 1943
Источник:
Historica Graphica Collection/Heritage Images/Getty Images
Возвращение к мирному применению произошло после окончания войны и стало золотым веком капрона.
1950–1960-е: бум капроновых колготок и социальных изменений
Автомат по продаже капроновых чулок, 1950-е
Источник:
akg-images via Legion Media
В 1950-х годах этот материал совершил настоящую революцию в женском гардеробе. До капрона женщины носили дорогие и капризные в уходе шелковые чулки, либо толстые и совершенно не элегантные хлопковые и шерстяные.
Капроновые чулки обладали перед такими аксессуарами рядом преимуществ: доступная цена, высокая износостойкость и прочность (особенно в сравнении с хрупким шелком), хорошая эластичность, привлекательный внешний вид.
Массовое распространение капроновых чулок стало символом послевоенного оптимизма. Теперь женщинам не нужно было рисовать полоски-имитации вертикального шва чулок на ногах и терпеть лишения. Можно было позволить себе эту доступную роскошь в виде пары элегантных чулок, которые делают ноги такими привлекательными.
Париж, продажа нейлоновых чулок. 1956-1961
Источник:
akg-images / Peter Cornelius via Legion Media
Красоту женских ног позволяли продемонстрировать и мини-юбки, которые появились в противовес консервативной моде и сложным силуэтам 50-х. Короткие юбки стали популярными из-за доступности, так как для их пошива требовалось гораздо меньше ткани, чем для длины миди и макси. Но с чулками носить их было не удобно, они постоянно сползали, было видно подвязки. Поэтому стали изготавливать колготки: чулки, соединенные с шортиками. В дальнейшем большинство покупательниц предпочитали чулкам именно колготки.
Мэрилин Монро в фильме «Давай займемся любовью!» (1960)
Источник:
Legion Media
Колготки и чулки были элементом массовой культуры. В них на экранах появлялись кинозвезды Голливуда и известные певицы. На роскошных Одри Хепберн и Мерилин Монро хотели быть похожи все женщины. Маркетологи только подогревали спрос, убеждая в рекламе, что у каждой уважающей себя женщины должна быть пара капроновых колготок.
«Ничто не заставит вас чувствовать себя такой женственной, как нейлон». Реклама, 1960-е
Источник:
Pinterest
В СССР производство колготок и чулок еще не было налажено, их привозили из Чехословакии. Это был один из самых ценных и желанных подарков для советской женщины. Колготки надевали для особых выходов, носили аккуратно и зашивали, продлевая жизнь дорогой вещи.
К 1960 году капрон вытеснил натуральные материалы примерно в 70 процентах обастей, где ранее использовался шелк и хлопок, став символом научно-технического прогресса.
Капрон применялся в разных сферах промышленности. В текстильной — для изготовления швейных ниток и непромокаемой одежды, в медицине — для создания хирургических нитей и имплантатов, в автомобилестроении для изготовления запасных деталей.
Капрон широко применялся и в быту и повседневной жизни, так как использовался для производства зубных щеток, туристических палаток и тентов, канатов и альпинистских тросов, гимнастических снарядов.
Отдельно стоит отметить рыболовную отрасль. В ней произошло существенное снижение затрат за счет изготовления капроновых рыболовных сетей. Они служили дольше традиционных вариантов из растительных материалов, выдерживали больше нагрузки, были легче, не разлагались в воде. Это привело к резкому росту уловов в Северной Атлантике, в Балтийском, Японском и Средиземном морях (что в результате спровоцировало перепотребление и резкое сокращение улова рыбы в последующие годы).
В конце XX века капрон окончательно вошел в повседневный быт. И теперь его вновь можно было рассматривать не только как утилитарный материал — художники и дизайнеры начали активно использовать его свойства.
В украшении интерьера нейлоновые ткани применяли для ажурных штор и занавесок, для сетчатых абажуров. В скульптуре капроновые нити использовались для создания абстрактных объектов и подвижных конструкций. В театре из капрона изготавливали костюмы, кулисы и декорации. В живописи капроновые волокна смешивали с масляными красками для создания фактуры, использовали сетку для работ в стиле поп-арт.
Образ Yves Saint Lauren, 2001
Источник:
соцсети
В модной индустрии капрон занял особое место: прозрачность позволяла играть с обнажением и скрытием тела, эластичность давала возможность создавать облегающие силуэты, блеск добавлял образу фактуры и футуристичности.
В этот период капрон перестал быть просто тканью, он превратился в средство самовыражения и искусства. Например, дизайнер Вивьен Вествуд использовала сетчатые и рваные колготки в стиле панк для создания провокационных и бунтарских образов, символа бунта против правительства и капитализма.
Легендарный Ив Сен-Лоран одним из первых предложил женщинам прозрачную блузу, причем на подиуме она была представлена без нижнего белья. Это было символом свободы, силы и власти женщины, которая сама выбирает что и зачем ей прикрывать или оголять.
Миучча Прада представила нейлоновую сумку-рюкзак, намеренно противопоставив этот материал традиционной коже, заявив, что роскошь — это не материал, а идея, воплощенная в идеальной форме. Эти сумки стали символом вкуса и модного интеллектуального минимализма.
Современная эпоха относится к капрону противоречиво. С одной стороны, он остается популярным материалом для промышленности, несмотря на появление более современных материалов, таких как полиэстер и полипропилен. Капрон в наши дни применяется для изготовления одежды и аксессуаров, медицинских протезов, упаковки, фильтров, а также в высокотехнологичной сфере 3d-печати.
Рекламная фотография. Капроновое волокно сегодня широко применяется и для производства эластичного нижнего белья
Источник:
соцсети
С другой, встал острый вопрос об его экологичности. Производство капрона токсично и требует большого расхода воды. В природе изделия из капрона не разлагаются сотни лет, при сжигании выделяют вредные газы, а при попадании на свалку могут загрязнять почву и грунтовые воды. Инженеры и экологи работают над тем, чтобы сохранить все преимущества капрона, минимизировав его воздействие на окружающую среду:
Работают над созданием биоразлагаемых аналогов капрона (биополиамиды). Особенно активно этим занимаются В США и европейски странах: Франции, Нидерландах, Германии и Италии.
Разрабатывают технологии переработки синтетических волокон
Используют переработанное сырье в производстве. В машиностроении для изготовления деталей, в текстильной промышленности для подкладок и утеплителей, в строительстве для элементов теплоизоляции, для упаковки
Следят за снижением вредных выбросов парниковых газов в атмосферу и очистку сточных вод на производстве, внедряют технологические инновации фильтрации.
Капрон продолжает быть важным игроком и в моде, помогая создавать смелые образы. Яркий пример — скандальное прозрачное платье, в котором Бьянка Цензори, супруга рэпера Канье Уэста, появилась на красной дорожке церемонии «Грэмми» в феврале 2025 года. Этот эпизод вновь поднял вопросы о границах допустимого в моде, дресс-коде и роли прозрачных материалов в создании образов.
Капрон продолжает оставаться актуальным спустя почти столетие после своего изобретения. От лабораторных экспериментов до красных дорожек мировых премий. Сегодня капрон стоит на перекрестке традиций и инноваций. С одной стороны, он сохраняет свою практическую актуальность. С другой — вынужден адаптироваться к новым экологическим стандартам и меняющимся потребительским предпочтениям.
Одно можно сказать точно: капрон ещё не сказал своего последнего слова. Технологии не стоят на месте, поэтому будем следить за развитием истории капрона, который нас может еще не раз удивить.