Растерзанные, заколотые, сожженные — умирающие и воскресающие боги существовали в разных культурах. Ученые, однако, спорят, насколько применима к мифологическим персонажам эта категория. Так ли много общего у этих божеств разных народов?
Концепцию умирающего и воскресающего бога популяризировал в конце 1800-х годов социальный антрополог и фольклорист Джеймс Фрэзер. В список входили боги, которые не просто на время покидали мир живых, но также ассоциировались с циклами природы, ее способностью вновь цвести и плодоносить после ежегодного увядания и сбора урожая. Эти божества и их непростая судьба могли быть связаны с женским мифологическим персонажем с функциями богини-матери. Частью их культа нередко были ритуалы оплакивания.
Умирающие и воскресающие боги почитались по всему Ближнему Востоку. Оттуда их культы распространялись и в другие регионы, например в Грецию и Рим. Мифы о них могли появиться и в других регионах, также будучи отражением смены сезонов. Таков шумерский Думузи, сиро-финикийский Таммуз, фригийский Аттис, финикийские же Эшмун и Адон, которого мы знаем по греческим мифам как Адониса, — истории о них множились, переплетались между собой, обменивались мотивами, распространялись по миру.
Черты такого божества усматривают и в персонажах из Нового Света, прежде всего в мезоамериканском Кецалькоатле, связанном в том числе с урожаями маиса — главной культуры региона.
Современные исследователи, впрочем, считают термин «умирающий и воскресающий» неточным. Строго говоря, не все боги, связанные с природным циклом, умирают. Некоторые, как греческая Персефона, похищенная хозяином подземного царства Аидом, просто отправляются в отдаленные места, оставив мир живых без урожаев.
Что касается воскресения, то большинство этих богов не возрождаются полноценно; они получают право периодически возвращаться к живым на некий срок либо продолжают существовать уже в другом качестве и месте, как египетский Осирис. Либо они и вовсе пока не воскресли, но когда-нибудь должны, как скандинавский бог Бальдр.
Некоторые ученые сомневаются, стоит ли вообще использовать эту категорию: туда попадают слишком уж разные божества, которые, судя по сохранившимся мифам, не всегда без натяжки соответствуют определению «умирающий и воскресающий».
По мнению специалиста по сравнительной мифологии и истории религий, профессора Салернского университета Паолы Корренте, категория умирающего и воскресающего бога все же довольно широкое понятие; туда можно включать и персонажей, которые временно исчезают из мира живых или погружаются в сон. Это все состояния, которые можно трактовать как символическую смерть, так что общих черт у таких сюжетов достаточно, чтобы объединять их героев.
«Вместо того чтобы отрицать эту категорию целиком, мне кажется, правильнее просто переосмыслить ее», — считает исследовательница.
Думузи
Вероятно, самый древний из божеств в этом списке. Его почитали шумеры. Бог-пастух был женат на богине любви и плодородия Инанне, которой тоже пришлось пройти через смерть и воскресение. Собственно, с этого все и началось. Инанна спустилась в подземный мир, где богиню убила его владычица Эрешкигаль.
Посланцы богов уговорили Эрешкигаль, и та позволила вернуть Инанну к жизни, но из своего царства отпустила с условием, что та отдаст кого-то вместо себя. Освободившись, богиня разгневалась на мужа, что он не соблюдал по ней траур, и выбрала его в качестве выкупа. Как ни прятался Думузи, его нашли и растерзали демоны.
Потом, по одной из трактовок, Инанна пожалела об этом и договорилась, что Думузи полгода будет проводить с ней, а другие — в царстве мертвых, а на время, когда он там отсутствует, туда должна спускаться его сестра Гештинанна. С ежегодной смертью Думузи в Междуречье связывали летнюю засуху в степи.
Осирис
Древнеегипетский бог загробного мира и возрождающих сил природы. Когда-то он правил миром живых, и стараниями Осириса люди стали цивилизованными: он научил их возделывать землю и изготавливать пиво и вино, строить города, лечить болезни, работать с золотом и медью.
Его брат Сет, завидуя Осирису, устроил заговор: принес на пир дивно украшенный саркофаг, обещал подарить его тому, кому придется по мерке, и, когда Осирис лег туда, захлопнул и запаял крышку. Ящик Сет выбросил в Нил, однако жена Осириса Исида нашла тело мужа. Тогда Сет разрубил мертвеца на несколько частей и разбросал их — Исида собрала и похоронила.
От мертвого Осириса богиня зачала и родила сына Гора, который отомстил Сету за отца. Осирис, по разным версиям, был воскрешен женой или сыном, однако остался править подземным миром и судить попавших туда после смерти. Считалось, что Осирис умирает и воскресает каждый год, и эти события отождествлялись с разливом Нила, от которого зависел урожай.
Балу (Ваал)
Считался покровителем Угарита, древнего города-государства, процветавшего во II тысячелетии до н. э. на территории современной Сирии. Также Балу (или Баал, Ваал — «владыка») отвечал за бури, гром и молнии, дождь и зависящее от осадков плодородие.
По мифу, Балу был убит Муту, богом смерти и подземного мира. Анату (Анат), сестра и возлюбленная усопшего, нашла его тело, похоронила, а потом потребовала у Муту все-таки вернуть нужного всем бога плодородия из преисподней.
Тот отказался — и в свою очередь погиб от руки разъяренной Анату, а Балу вернулся в мир живых. Впрочем, и Муту со временем возродился, и конфликт богов продолжился.
Дионис
У этого греческого бога восточного происхождения неприятности начались еще во младенчестве. Согласно самому известному мифу о рождении Диониса, он был сыном Зевса и смертной женщины Семелы. Когда Семела была им беременна, она уговорила Зевса явиться ей в божественном облике — и умерла, опаленная молниями. Ребенка бог спас, зашил себе в бедро и выносил положенный срок.
Но есть и другие мифы, согласно которым Дионис рождался еще несколько раз. Одна из предыдущих «версий», Загрей, — плод связи Зевса и богини Персефоны. Младенец родился то ли с головой быка, то ли просто рогатым. Ревнивая жена Зевса, Гера, наслала на Диониса-Загрея титанов, и те растерзали его. Сохранилось только сердце, и с его помощью Зевс и Семела зачали Диониса, чтобы он смог возродиться. Дионис — божество, связанное с виноделием и стихийными силами природы.
Эшмун
Финикийский бог-целитель, способный даже воскрешать мертвых.
Поздние греческие источники приводят следующий миф. Эшмун изначально был смертным сыном бога. Мать богов Астроноя, увидев прекрасного юношу на охоте, воспылала к нему страстью.
Преследуемый ею, Эшмун оскопил себя и умер. Богиню это не остановило: она оживила жертву домогательств своим теплом и сделала богом.
Адонис
Изначально божество финикийского происхождения, которое называли Адон, что значит «господин», он почитался в Сирии, Египте, на Кипре и Лесбосе.
Ритуалы, связанные с культом Адониса, практиковали и в материковой Греции, в частности, выращивая ранней весной и поздней осенью в корзинах его «сады» — быстро растущую и так же быстро увядающую зелень, символ быстротечности жизни.
В греческих мифах Адонис превратился в смертного возлюбленного богини Афродиты. Прекрасного юношу убил на охоте вепрь. Богиня оплакивала утрату и, как писал в I веке Овидий в поэме «Метаморфозы», превратила его тело в цветок анемон.
Сохранились версии мифа, в которых Афродита оспорила Адониса у царицы подземного мира Персефоны, и в итоге было решено, что часть года он будет проводить среди мертвых, а другую — среди живых с богиней любви.
Бальдр
Скандинавский бог весны, славный красотой, стал жертвой коварства другого бога, завистливого трикстера Локи. Мать Бальдра, богиня Фригг, взяла клятву со всех вещей и живых существ, что они не причинят ему вреда, но пропустила совсем маленький побег омелы.
Это вызнал Локи и подсунул роковую ветвь слепому Хёду, когда боги забавлялись, испытывая неуязвимость Бальдра. Омела превратилась в оружие, прекрасный бог погиб от руки Хёда и попал в царство мертвых.
Хель, хозяйка этого царства, согласилась отпустить Бальдра, если окажется, что все живое без исключения оплакивает утрату. Локи превратился в великаншу Тёкк («благодарность»), которая отказалась скорбеть по Бальдру, и тот остался в мире мертвых, однако предсказано, что он воскреснет после конца света.
Кецалькоатль
В мифах Центральной Америки этот бог, изображавшийся в основном как человек или пернатый змей, предстает великим благодетелем. Он не только создал людей из костей их предшественников, которые принес, спустившись в подземное царство. Кецалькоатль добыл для человечества маис, научил строить, создавать ювелирные изделия, наблюдать за светилами и составлять календарь.
Есть версия, что Кецалькоатлей на самом деле два — бог и его жрец, чья биография слилась с мифом.
У Кецалькоатля были недоброжелатели, прежде всего бог ночи Тескатлипока, который подсунул ему опьяняющий напиток. Выпив, Кецалькоатль обезумел и вступил в запретную связь с сестрой. Раскаявшись в содеянном, он удалился в изгнание и, по разным версиям, умер и был сожжен или же сам бросился в костер и возродился в виде утренней звезды (планеты Венеры). Считалось, что когда-нибудь он должен вернуться к людям.
Обатала
Это божество народа йоруба, живущего в Западной Африке, если судить по мифам, не умирает, а только уходит в изгнание. Однако связанные с Обаталой новогодние ритуалы в городе Ифе (Нигерия), основателем которого он считается, намекают на символическую смерть и воскресение.
Обатала должен был сотворить мир, но плохо справился с этой миссией, перебрав пальмового вина. Дело было, по мифам, как раз на том месте, где потом возвели Ифе. Бог смерти Обамери изгнал Обаталу из этого города, но в его отсутствие поля перестали давать урожай, а люди и животные — размножаться.
Обаталу пришлось вернуть, и жизнь сразу наладилась. Новогодний ритуал воспроизводит изгнание и возвращение бога: его статую жрецы уносят на три дня в священную рощу, пересекая реку — символ границы с миром мертвых.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, ноябрь 2025
