Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Оказался он живой: 9 умерших и воскресших богов разных народов

Во многих мифах встречаются персонажи, которые, несмотря на божественный статус, попадают в мир усопших, но потом возвращаются оттуда, насовсем или на время

6 декабря 2025Обсудить

Растерзанные, заколотые, сожженные — умирающие и воскресающие боги существовали в разных культурах. Ученые, однако, спорят, насколько применима к мифологическим персонажам эта категория. Так ли много общего у этих божеств разных народов?

Фредерик Лейтон «Возвращение Персефоны», около 1891 года, Художественная галерея Лидса | Источник: Frederic Leighton / Leeds Art Gallery, Public domain

Фредерик Лейтон. «Возвращение Персефоны». Ок. 1891 года

Источник:

Frederic Leighton / Leeds Art Gallery, Public domain

Концепцию умирающего и воскресающего бога популяризировал в конце 1800-х годов социальный антрополог и фольклорист Джеймс Фрэзер. В список входили боги, которые не просто на время покидали мир живых, но также ассоциировались с циклами природы, ее способностью вновь цвести и плодоносить после ежегодного увядания и сбора урожая. Эти божества и их непростая судьба могли быть связаны с женским мифологическим персонажем с функциями богини-матери. Частью их культа нередко были ритуалы оплакивания.

Умирающие и воскресающие боги почитались по всему Ближнему Востоку. Оттуда их культы распространялись и в другие регионы, например в Грецию и Рим. Мифы о них могли появиться и в других регионах, также будучи отражением смены сезонов. Таков шумерский Думузи, сиро-финикийский Таммуз, фригийский Аттис, финикийские же Эшмун и Адон, которого мы знаем по греческим мифам как Адониса, — истории о них множились, переплетались между собой, обменивались мотивами, распространялись по миру.

Черты такого божества усматривают и в персонажах из Нового Света, прежде всего в мезоамериканском Кецалькоатле, связанном в том числе с урожаями маиса — главной культуры региона.

Современные исследователи, впрочем, считают термин «умирающий и воскресающий» неточным. Строго говоря, не все боги, связанные с природным циклом, умирают. Некоторые, как греческая Персефона, похищенная хозяином подземного царства Аидом, просто отправляются в отдаленные места, оставив мир живых без урожаев.

Что касается воскресения, то большинство этих богов не возрождаются полноценно; они получают право периодически возвращаться к живым на некий срок либо продолжают существовать уже в другом качестве и месте, как египетский Осирис. Либо они и вовсе пока не воскресли, но когда-нибудь должны, как скандинавский бог Бальдр.

Некоторые ученые сомневаются, стоит ли вообще использовать эту категорию: туда попадают слишком уж разные божества, которые, судя по сохранившимся мифам, не всегда без натяжки соответствуют определению «умирающий и воскресающий».

По мнению специалиста по сравнительной мифологии и истории религий, профессора Салернского университета Паолы Корренте, категория умирающего и воскресающего бога все же довольно широкое понятие; туда можно включать и персонажей, которые временно исчезают из мира живых или погружаются в сон. Это все состояния, которые можно трактовать как символическую смерть, так что общих черт у таких сюжетов достаточно, чтобы объединять их героев.

«Вместо того чтобы отрицать эту категорию целиком, мне кажется, правильнее просто переосмыслить ее», — считает исследовательница.

Думузи

Изображение Думузи из коллекции Лувра | Источник: Musée du Louvre

Изображение Думузи из коллекции Лувра

Источник:

Musée du Louvre

Вероятно, самый древний из божеств в этом списке. Его почитали шумеры. Бог-пастух был женат на богине любви и плодородия Инанне, которой тоже пришлось пройти через смерть и воскресение. Собственно, с этого все и началось. Инанна спустилась в подземный мир, где богиню убила его владычица Эрешкигаль.

Посланцы богов уговорили Эрешкигаль, и та позволила вернуть Инанну к жизни, но из своего царства отпустила с условием, что та отдаст кого-то вместо себя. Освободившись, богиня разгневалась на мужа, что он не соблюдал по ней траур, и выбрала его в качестве выкупа. Как ни прятался Думузи, его нашли и растерзали демоны.

Потом, по одной из трактовок, Инанна пожалела об этом и договорилась, что Думузи полгода будет проводить с ней, а другие — в царстве мертвых, а на время, когда он там отсутствует, туда должна спускаться его сестра Гештинанна. С ежегодной смертью Думузи в Междуречье связывали летнюю засуху в степи.

Осирис

Осирис вдыхает аромат лотоса и папируса, Гробница Менны в Луксоре, Египет | Источник: Ibrahim Hanroush / iStock

Осирис вдыхает аромат лотоса и папируса, Гробница Менны в Луксоре, Египет

Источник:

Ibrahim Hanroush / iStock

Древнеегипетский бог загробного мира и возрождающих сил природы. Когда-то он правил миром живых, и стараниями Осириса люди стали цивилизованными: он научил их возделывать землю и изготавливать пиво и вино, строить города, лечить болезни, работать с золотом и медью.

Его брат Сет, завидуя Осирису, устроил заговор: принес на пир дивно украшенный саркофаг, обещал подарить его тому, кому придется по мерке, и, когда Осирис лег туда, захлопнул и запаял крышку. Ящик Сет выбросил в Нил, однако жена Осириса Исида нашла тело мужа. Тогда Сет разрубил мертвеца на несколько частей и разбросал их — Исида собрала и похоронила.

От мертвого Осириса богиня зачала и родила сына Гора, который отомстил Сету за отца. Осирис, по разным версиям, был воскрешен женой или сыном, однако остался править подземным миром и судить попавших туда после смерти. Считалось, что Осирис умирает и воскресает каждый год, и эти события отождествлялись с разливом Нила, от которого зависел урожай.

Балу (Ваал)

Стела с изображением божества Баала | Источник: Erich Lessing / Album via Legion Media

Стела с изображением божества Баала

Источник:

Erich Lessing / Album via Legion Media

Считался покровителем Угарита, древнего города-государства, процветавшего во II тысячелетии до н. э. на территории современной Сирии. Также Балу (или Баал, Ваал — «владыка») отвечал за бури, гром и молнии, дождь и зависящее от осадков плодородие.

По мифу, Балу был убит Муту, богом смерти и подземного мира. Анату (Анат), сестра и возлюбленная усопшего, нашла его тело, похоронила, а потом потребовала у Муту все-таки вернуть нужного всем бога плодородия из преисподней.

Тот отказался — и в свою очередь погиб от руки разъяренной Анату, а Балу вернулся в мир живых. Впрочем, и Муту со временем возродился, и конфликт богов продолжился.

Дионис

У этого греческого бога восточного происхождения неприятности начались еще во младенчестве. Согласно самому известному мифу о рождении Диониса, он был сыном Зевса и смертной женщины Семелы. Когда Семела была им беременна, она уговорила Зевса явиться ей в божественном облике — и умерла, опаленная молниями. Ребенка бог спас, зашил себе в бедро и выносил положенный срок.

Мозаика «Дионис верхом на гепарде» на полу «Дома Диониса». Археологический музей Пеллы, Греция | Источник: «House of Dionysos» at Pella, Greece, Public Domain

Мозаика «Дионис верхом на гепарде» на полу «Дома Диониса». Археологический музей Пеллы, Греция

Источник:

«House of Dionysos» at Pella, Greece, Public Domain

Но есть и другие мифы, согласно которым Дионис рождался еще несколько раз. Одна из предыдущих «версий», Загрей, — плод связи Зевса и богини Персефоны. Младенец родился то ли с головой быка, то ли просто рогатым. Ревнивая жена Зевса, Гера, наслала на Диониса-Загрея титанов, и те растерзали его. Сохранилось только сердце, и с его помощью Зевс и Семела зачали Диониса, чтобы он смог возродиться. Дионис — божество, связанное с виноделием и стихийными силами природы.

Эшмун

Эшмун | Источник: Reddit.com

Эшмун

Источник:

Reddit.com

Финикийский бог-целитель, способный даже воскрешать мертвых.

Поздние греческие источники приводят следующий миф. Эшмун изначально был смертным сыном бога. Мать богов Астроноя, увидев прекрасного юношу на охоте, воспылала к нему страстью.

Преследуемый ею, Эшмун оскопил себя и умер. Богиню это не остановило: она оживила жертву домогательств своим теплом и сделала богом.

Адонис

«Венера и Адонис». Картина кисти неизвестного художника из коллекции музея Прадо, XVII век | Источник: MUSEO DEL PRADO

«Венера и Адонис». Картина кисти неизвестного художника из коллекции музея Прадо, XVII век

Источник:

MUSEO DEL PRADO

Изначально божество финикийского происхождения, которое называли Адон, что значит «господин», он почитался в Сирии, Египте, на Кипре и Лесбосе.

Ритуалы, связанные с культом Адониса, практиковали и в материковой Греции, в частности, выращивая ранней весной и поздней осенью в корзинах его «сады» — быстро растущую и так же быстро увядающую зелень, символ быстротечности жизни.

В греческих мифах Адонис превратился в смертного возлюбленного богини Афродиты. Прекрасного юношу убил на охоте вепрь. Богиня оплакивала утрату и, как писал в I веке Овидий в поэме «Метаморфозы», превратила его тело в цветок анемон.

Сохранились версии мифа, в которых Афродита оспорила Адониса у царицы подземного мира Персефоны, и в итоге было решено, что часть года он будет проводить среди мертвых, а другую — среди живых с богиней любви.

Бальдр

«Смерть Бальдра». Гравюра конца XVIII века | Источник: Saddhiyama, Public domain, via Wikimedia Commons

«Смерть Бальдра». Гравюра конца XVIII века

Источник:

Saddhiyama, Public domain, via Wikimedia Commons

Скандинавский бог весны, славный красотой, стал жертвой коварства другого бога, завистливого трикстера Локи. Мать Бальдра, богиня Фригг, взяла клятву со всех вещей и живых существ, что они не причинят ему вреда, но пропустила совсем маленький побег омелы.

Это вызнал Локи и подсунул роковую ветвь слепому Хёду, когда боги забавлялись, испытывая неуязвимость Бальдра. Омела превратилась в оружие, прекрасный бог погиб от руки Хёда и попал в царство мертвых.

Хель, хозяйка этого царства, согласилась отпустить Бальдра, если окажется, что все живое без исключения оплакивает утрату. Локи превратился в великаншу Тёкк («благодарность»), которая отказалась скорбеть по Бальдру, и тот остался в мире мертвых, однако предсказано, что он воскреснет после конца света.

Кецалькоатль

Кецалькоатль | Источник: Musée du Quai Branly, CC BY-SA 2.0 — Jacques Chirac

Кецалькоатль

Источник:

Musée du Quai Branly, CC BY-SA 2.0 — Jacques Chirac

В мифах Центральной Америки этот бог, изображавшийся в основном как человек или пернатый змей, предстает великим благодетелем. Он не только создал людей из костей их предшественников, которые принес, спустившись в подземное царство. Кецалькоатль добыл для человечества маис, научил строить, создавать ювелирные изделия, наблюдать за светилами и составлять календарь.

Есть версия, что Кецалькоатлей на самом деле два — бог и его жрец, чья биография слилась с мифом.

У Кецалькоатля были недоброжелатели, прежде всего бог ночи Тескатлипока, который подсунул ему опьяняющий напиток. Выпив, Кецалькоатль обезумел и вступил в запретную связь с сестрой. Раскаявшись в содеянном, он удалился в изгнание и, по разным версиям, умер и был сожжен или же сам бросился в костер и возродился в виде утренней звезды (планеты Венеры). Считалось, что когда-нибудь он должен вернуться к людям.

Обатала

Это божество народа йоруба, живущего в Западной Африке, если судить по мифам, не умирает, а только уходит в изгнание. Однако связанные с Обаталой новогодние ритуалы в городе Ифе (Нигерия), основателем которого он считается, намекают на символическую смерть и воскресение.

Фигурка Обаталы и жрецы в храме божества в Ифе | Источник: ; Dierk Lange, CC0, via Wikimedia Commons

Фигурка Обаталы и жрецы в храме божества в Ифе

Источник:

; Dierk Lange, CC0, via Wikimedia Commons

Обатала должен был сотворить мир, но плохо справился с этой миссией, перебрав пальмового вина. Дело было, по мифам, как раз на том месте, где потом возвели Ифе. Бог смерти Обамери изгнал Обаталу из этого города, но в его отсутствие поля перестали давать урожай, а люди и животные — размножаться.

Обаталу пришлось вернуть, и жизнь сразу наладилась. Новогодний ритуал воспроизводит изгнание и возвращение бога: его статую жрецы уносят на три дня в священную рощу, пересекая реку — символ границы с миром мертвых.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, ноябрь 2025

Комментарии0
под именем
    РЕКЛАМА