В Серпуховском историко-художественном музее открылась масштабная выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского». Среди живописных полотен русских маринистов, собранных из ведущих музеев страны, внимание привлекает работа художника, имя которого долгое время находилось в тени и явно остается недооцененным.
Речь о Руфине Гавриловиче Судковском — одном из самых тонких мастеров марины второй половины XIX века. Сами Иван Айвазовский и Архип Куинджи готовы были признать его соперником.
Расскажем о биографии художника, талантах и достижениях, а также разберем его картину «Лунная ночь на море».
В тени великого мастера
Руфин Судковский родился в 1850 году в Очакове, в семье священника. Как и Айвазовский, он вырос на черноморском побережье и с ранних лет был очарован морем, его пластикой, светом и изменчивостью.
Окончив Одесскую рисовальную школу, в 1868 году Судковский поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге, но вынужден был оставить учебу по состоянию здоровья. Тем не менее, талант художника был отмечен серебряными медалями за этюды и пейзажи и специальным дипломом, присужденным «в знак особого исключения». Впоследствии Судковский был удостоен звания академика живописи.
Работы Судковского, как и других русских маринистов второй половины XIX века, неизбежно сравнивались современниками с произведениями Ивана Айвазовского, к тому времени ставшему живой легендой отечественной маринистики.
В начале творческого пути Судковский действительно находился под влиянием прославленного мастера, но уже в 1870-х годах начал вырабатывать свой собственный стиль — более сдержанный, менее театрализованный, сосредоточенный на передаче нюансов света и атмосферы. И если Айвазовский писал море как эпическую стихию, Судковский искал в нем музыку тишины, философскую глубину, внутреннюю поэзию.
Это эстетическое расхождение в восприятии маринистики вылилось даже в публичное соперничество. Айвазовский, уже в преклонном возрасте, воспринял успех молодого коллеги болезненно. После одной из выставок он публично обвинил Судковского в подражательстве, что вызвало резонанс в художественной среде.
Однако большинство критиков и современников признали право Судковского на самостоятельный путь, и, более того, многие начали говорить о нем как о возможном преемнике, а затем — и о реальном сопернике Айвазовского.
Судковский — возвращенный голос
Судковский предстает на выставке не учеником, не тенью Айвазовского, а самостоятельной художественной фигурой. Его «Лунная ночь на море» — один из тех редких пейзажей, что воплощают не столько зрелище, а настроение, которое оно пробуждает. Это настроение овеяно тишиной.
Картина звучит как пауза, как взгляд, как дыхание. Это не просто пейзаж — это почти музыкальное полотно, где каждая мазок кисти словно продолжает тихую мелодию, своего рода живописный ноктюрн.
На картине — спокойная морская гладь, мягкий свет луны, дрожащий в отражении, и крошечный силуэт парусника на горизонте.
Казалось бы, уже набивший оскомину в жанре марины романтический мотив сияющего лунного света на воде — очередное доказательство подражания Айвазовскому. Но именно в этом мотиве Судковский проявляет себя как самостоятельный, неповторимый мастер.
Его индивидуальность основана на постоянной, непрекращающейся работе с натуры. Оставив Петербург, Судковский вернулся в родной Очаков и практически не покидал его до своей преждевременной смерти. Он постоянно писал этюды на Кинбурнской косе, Днепровском лимане, у берегов Одессы, и, конечно, пристань в Очакове.
Изображал он море в разное время суток и в различном состоянии — от штиля до бури, воссоздавая кистью всю прихотливость движения морских волн и оттенки морской пучины.
Картина как медитация
Картина «Лунная ночь на море» — яркое воплощение лирического дарования Судковского, мастера тонкой и интеллектуальной живописи. Здесь важен не сюжет, а вызванное им элегическое настроение.
На полотне отсутствует внешний драматизм, поражающие глаз красочные эффекты, характерные для картин Айвазовского, но чувствуется глубокая внутренняя жизнь. В сдержанном колорите нет ничего лишнего, никаких внешних, нарочитых эффектов, но ощутимо внутреннее богатство. Художник словно погружает нас в пространство, в воздух, пронзающий облака лунный свет и, кажется, что время замерло в ночной тиши.
Современники отмечали, что главным принципом живописца стал реализм, «живопись правды морских видов и соединенного с нею высокого впечатления». Художник органично соединил традиции романтизма с реалистическим постижением и передачей природы, во всей ее глубине и подлинном разнообразии.
Судковский умер в 1885 году, не дожив до 35 лет. Его творчество на десятилетия было забыто, затерявшись в тени более громких имен. Но именно такие выставки, как «Море великих», дают шанс по-новому взглянуть на художников, чье искусство говорило негромким, но собственным чистым голосом.
Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» работает до 11 января 2026 года.