Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Неизвестный маринист, «конкурент» Айвазовского: Руфин Судковский — и его «Лунная ночь на море»

Между романтизмом и реализмом

4 июля 2025Обсудить

В Серпуховском историко-художественном музее открылась масштабная выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского». Среди живописных полотен русских маринистов, собранных из ведущих музеев страны, внимание привлекает работа художника, имя которого долгое время находилось в тени и явно остается недооцененным.

Неизвестный маринист, «конкурент» Айвазовского: Руфин Судковский — и его «Лунная ночь на море» | Источник: архив Серпуховского историко-художественного музея
Источник:

архив Серпуховского историко-художественного музея

Речь о Руфине Гавриловиче Судковском — одном из самых тонких мастеров марины второй половины XIX века. Сами Иван Айвазовский и Архип Куинджи готовы были признать его соперником.

Расскажем о биографии художника, талантах и достижениях, а также разберем его картину «Лунная ночь на море».

В тени великого мастера

Руфин Судковский родился в 1850 году в Очакове, в семье священника. Как и Айвазовский, он вырос на черноморском побережье и с ранних лет был очарован морем, его пластикой, светом и изменчивостью.

Окончив Одесскую рисовальную школу, в 1868 году Судковский поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге, но вынужден был оставить учебу по состоянию здоровья. Тем не менее, талант художника был отмечен серебряными медалями за этюды и пейзажи и специальным дипломом, присужденным «в знак особого исключения». Впоследствии Судковский был удостоен звания академика живописи.

Работы Судковского, как и других русских маринистов второй половины XIX века, неизбежно сравнивались современниками с произведениями Ивана Айвазовского, к тому времени ставшему живой легендой отечественной маринистики.

В начале творческого пути Судковский действительно находился под влиянием прославленного мастера, но уже в 1870-х годах начал вырабатывать свой собственный стиль — более сдержанный, менее театрализованный, сосредоточенный на передаче нюансов света и атмосферы. И если Айвазовский писал море как эпическую стихию, Судковский искал в нем музыку тишины, философскую глубину, внутреннюю поэзию.

Это эстетическое расхождение в восприятии маринистики вылилось даже в публичное соперничество. Айвазовский, уже в преклонном возрасте, воспринял успех молодого коллеги болезненно. После одной из выставок он публично обвинил Судковского в подражательстве, что вызвало резонанс в художественной среде.

Однако большинство критиков и современников признали право Судковского на самостоятельный путь, и, более того, многие начали говорить о нем как о возможном преемнике, а затем — и о реальном сопернике Айвазовского.

Судковский — возвращенный голос

Судковский предстает на выставке не учеником, не тенью Айвазовского, а самостоятельной художественной фигурой. Его «Лунная ночь на море» — один из тех редких пейзажей, что воплощают не столько зрелище, а настроение, которое оно пробуждает. Это настроение овеяно тишиной.

Картина звучит как пауза, как взгляд, как дыхание. Это не просто пейзаж — это почти музыкальное полотно, где каждая мазок кисти словно продолжает тихую мелодию, своего рода живописный ноктюрн.

Руфин Гаврилович Судковский (1850-1885), «Лунная ночь на море», 1879 г. Холст, масло, 84,5 х 149,1 см. | Источник: Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Руфин Гаврилович Судковский (1850-1885), «Лунная ночь на море», 1879 г. Холст, масло, 84,5 х 149,1 см.

Источник:

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

На картине — спокойная морская гладь, мягкий свет луны, дрожащий в отражении, и крошечный силуэт парусника на горизонте.

Казалось бы, уже набивший оскомину в жанре марины романтический мотив сияющего лунного света на воде — очередное доказательство подражания Айвазовскому. Но именно в этом мотиве Судковский проявляет себя как самостоятельный, неповторимый мастер.

Его индивидуальность основана на постоянной, непрекращающейся работе с натуры. Оставив Петербург, Судковский вернулся в родной Очаков и практически не покидал его до своей преждевременной смерти. Он постоянно писал этюды на Кинбурнской косе, Днепровском лимане, у берегов Одессы, и, конечно, пристань в Очакове.

Изображал он море в разное время суток и в различном состоянии — от штиля до бури, воссоздавая кистью всю прихотливость движения морских волн и оттенки морской пучины.

Картина как медитация

Картина «Лунная ночь на море» — яркое воплощение лирического дарования Судковского, мастера тонкой и интеллектуальной живописи. Здесь важен не сюжет, а вызванное им элегическое настроение.

На полотне отсутствует внешний драматизм, поражающие глаз красочные эффекты, характерные для картин Айвазовского, но чувствуется глубокая внутренняя жизнь. В сдержанном колорите нет ничего лишнего, никаких внешних, нарочитых эффектов, но ощутимо внутреннее богатство. Художник словно погружает нас в пространство, в воздух, пронзающий облака лунный свет и, кажется, что время замерло в ночной тиши.

Современники отмечали, что главным принципом живописца стал реализм, «живопись правды морских видов и соединенного с нею высокого впечатления». Художник органично соединил традиции романтизма с реалистическим постижением и передачей природы, во всей ее глубине и подлинном разнообразии.

Судковский умер в 1885 году, не дожив до 35 лет. Его творчество на десятилетия было забыто, затерявшись в тени более громких имен. Но именно такие выставки, как «Море великих», дают шанс по-новому взглянуть на художников, чье искусство говорило негромким, но собственным чистым голосом.

Выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского» работает до 11 января 2026 года.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения
На информационном ресурсе применяются cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.