Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Мореплаватели и первопроходцы: кем были братья Лаптевы, в честь которых назвали северное море

Рассказываем, как они вписали свои имена в историю освоения Арктики

28 мая 2025Обсудить

О том, что среди морей, омывающих северные берега России, есть море Лаптевых, нам известно со школьных времен. А вот кем были эти самые Лаптевы и как их, собственно говоря, звали, знают, увы, немногие. Vokrugsveta.ru рассказывает биографию первопроходцев Дмитрия и Харитона Лаптевых.

Мореплаватели и первопроходцы: кем были братья Лаптевы, в честь которых назвали северное море | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Ранние годы братьев Лаптевых

Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич Лаптевы происходили из мелкопоместных дворян Великолукского уезда будущей Псковской губернии и приходились друг другу двоюродными (по одной версии — троюродными) братьями. Харитон Лаптев появился на свет в отцовском имении Покарево (Пекарево) в 1700 году, а Дмитрий родился на год позже в располагавшейся неподалеку деревне Болотово.

Детство Харитона и Дмитрия пришлось на пору великих реформ Петра I, стремившегося сделать Россию морской державой. Братья росли вместе с крестьянскими детьми и были приучены к тяжелому физическому труду, а заодно усваивали азы грамоты. Харитон вдобавок учился арифметике и чтению у местного священника.

В 1715 году вышел указ Петра I, по которому был объявлен набор детей дворян северных провинций «яко живущих при водяных сообщениях» в Морскую академию, организованную в Петербурге. Братья Лаптевы с энтузиазмом восприняли это известие, так как выросли на реке Ловать, по которой в прошлом лежал путь из варяг в греки, и наверняка слышали увлекательные рассказы о дальних странствиях и морских сражениях.

Здание Морской академии на иллюстрации из «Военной энциклопедии» | Источник: Wikimedia Commons

Здание Морской академии на иллюстрации из «Военной энциклопедии»

Источник:

Wikimedia Commons

Поступив в академию, они принялись изучать штурманское дело, устройство и вооружение кораблей, теорию морского боя, основы кораблестроения, а также геометрию, астрономию, тригонометрию. В 1718 году после выпускных экзаменов братья в звании гардемаринов начали служить на Балтийском флоте.

Поначалу молодые гардемарины закрепляли на практике теоретические познания, полученные за годы учебы. Дмитрию Лаптеву это давалось легко: уже в 1721 году он получил звание мичмана, а спустя четыре года в чине унтер-лейтенанта командовал судном «Фаворитка». В 1727-м ему доверили командование фрегатом «Святой Яков».

А вот у Харитона дела шли не так успешно. В 1720 году ему присвоили унтер-офицерский чин подштурмана, а в мичманы произвели только спустя шесть лет. В 1734 году во время Войны за польское наследство французы обманом захватили фрегат «Митава», на котором служил Харитон Лаптев. По возвращении из плена в Россию Лаптеву и другим офицерам грозила смертная казнь за сдачу корабля без боя. К счастью, в ходе разбирательства, он был оправдан и смог вернуться к службе.

Арктические исследования

Дмитрий Яковлевич Лаптев ступил на путь освоения арктических просторов в 1730 году, когда на фрегате «Россия» бороздил Северный Ледовитый океан. В 1731-м его включили в состав Великой Северной (она же Вторая Камчатская) экспедиции, имевшей целью составление и подробное изучение очертаний Северного Ледовитого океана сибирских и дальневосточных владений Российской империи. Несколько лет его участие в экспедиции носило формальный характер, пока в 1736 году лейтенанту Лаптеву не поручили заменить погибшего от цинги руководителя Ленско-Колымского отряда экспедиции Петра Ласиниуса.

Весной того же года команда Лаптева вышла из Якутска и в июне достигла дельты Лены, где занималась картографическими работами. Затем исследователи на собачьих упряжках по льду доехали до устья реки Хара-Улах (Хриулах), где зимовал бот «Иркутск» Ленско-Колымского отряда. В июне Лаптев вывел судно в Северный Ледовитый океан и взял курс на северо-восток, но из-за сплошных льдов, преграждавших путь, решил вернуться. Летом 1737-го исследователь отправился в столицу с докладом об экспедиции и получил задание составить описание берега к востоку от реки Лены до устья Колымы, а оттуда постараться добраться до Камчатки.

Между тем Харитон Прокофьевич Лаптев подал императрице Анне Иоанновне прошение о зачислении в Северную экспедицию. В итоге он получил звание лейтенанта и назначение на должность командира дубель-шлюпки «Якутск».

Вскоре братья вместе отправились в Сибирь и стали готовиться к новым вылазкам. В конце июня 1739 года, после освобождения Лены ото льда, Дмитрий Лаптев вышел море и взял курс на восток. В течение трех лет его отряд обследовал побережье Северного Ледовитого океана от Алазеи до Колымы, составил первое научное описание устья Анадыри, а также рек Индигирки, Яны, Хромы. Участники экспедиции мужественно переносили тяготы, лишения, пробивались сквозь льды, преодолевали сотни верст на собачьих упряжках и собирали бесценную информацию о малоизученных тогда землях.

Тем временем Харитон Лаптев исследовал побережье к западу от Лены. Его судно шло среди коварных льдов, пока не было раздавлено ими у устья Хатанги. Но первопроходцы и не думали отступать и продолжили путешествие пешком и на собачьих упряжках. Харитону Лаптеву удалось пройти и измерить огромный неизведанный полуостров Таймыр, описать его рельеф, климат, лоцию берегов, изучить обычаи и быт местных народов.

Карта Таймыра, составленная Харитоном Лаптевым | Источник: Wikimedia Commons

Карта Таймыра, составленная Харитоном Лаптевым

Источник:

Wikimedia Commons

Харитон Прокофьевич составил географическую карту Таймыра, на которой впервые были близко к действительности нанесены озеро Таймыр, плато Путорана, Хатангский и Пясенский заливы и другие географически объекты. По итогам тяжелой экспедиции он подготовил труд под названием «Описание содержащееся от флота лейтенанта Харитона Лаптева в Камчатской экспедиции меж реками Лены и Енисея, в каком состоянии лежат реки на них всех живущих промышленников состояние».

Наследие и память

Харитон Лаптев вернулся в Петербург в 1743 году и продолжил службу на Балтике. В 1758 году его произвели в капитаны 1-го ранга. В сентябре того же года корабль, которым командовал Лаптев, попал в сильный шторм во время перехода в Кронштадт из Архангельска и был выброшен на отмель неподалеку от мыса Скаген. Буря унесла жизни 16 моряков, но Харитон Лаптев остался жив. За потерю корабля его отдали под суд, по итогам которого капитан был оправдан.

В 1762 году Харитона Лаптева произвели в чин капитан-командора и назначили обер-штер-кригскомиссаром Балтийского флота. В этой интендантской должности он пробыл недолго — Харитон Прокофьевич умер 21 декабря 1763 года.

Остров Большой Ляховский (в центре) и отделяющий его от материка пролив Дмитрия Лаптева | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru

Остров Большой Ляховский (в центре) и отделяющий его от материка пролив Дмитрия Лаптева

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Дмитрий Лаптев после завершения экспедиции также посвятил себя флотской службе, командовал разными кораблями. В 1757 году он был произведен в контр-адмиралы, а в 1762-м уже в чине вице-адмирала вышел в отставку. Остаток жизни Дмитрий Яковлевич провел в родном Болотове, где скончался 20 (31) января 1771 года.

В память об отважных братьях-мореходах в 1935 году было названо море Лаптевых, прежде звавшееся морем Норденшельда. Имя Харитона Лаптева носит юго-западное побережье полуострова Таймыр и мыс в Карском море. В честь Дмитрия Лаптева назван пролив между островом Большой Ляховский и Евразией, а также мыс в устье Колымы. Таким образом, благодарные потомки помнят и чтят заслуги выдающихся первопроходцев и моряков.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения