Медовый Спас — один из трёх спасов, которым завершается лето в православной традиции. В 2025 году этот праздник приходится на четверг, 14 августа (по новому стилю). Он совпадает с началом Успенского поста и отмечается как церковное торжество — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, а также как День памяти мучеников Маккавеев.
История праздника
История праздника уходит в Византию, где 1 августа по юлианскому календарю (14 августа по новому стилю) износили частицу Креста Господня из храма Святой Софии и торжественно несли по улицам Константинополя. Это делалось для освящения города и защиты от болезней, которые особенно часто распространялись в августе из-за жары и застоявшейся воды. Частицу Креста опускали в воду, которую затем освящали и раздавали народу. В этот же день совершается память мучеников Маккавеев — древнееврейских братьев, погибших за верность Закону Божию во времена жестоких гонений от сирийского царя Антиоха. Церковь чтит их как образцы стойкости и духовной твёрдости.
С течением времени праздник дополнился русскими народными обычаями, связанными с окончанием лета, сбором мёда и началом поста. Так появилось и само название — Медовый Спас.
Значение и традиции дня
Медовый Спас открывает череду августовских праздников — за ним следуют Яблочный и Ореховый. Это день благодарности Богу за плоды лета и первую сладость нового урожая — мёд. В православных храмах совершается малое водоосвящение и освящение мёда. Верующие приносят в церковь баночки с мёдом, сотами, воском и свечами. После освящения мёд раздают родным, соседям, а первую ложку вкушают с молитвой. Считается, что освящённый в этот день мёд особенно целебен и полезен, его хранят и приберегают на зиму, особенно для больных.
В этот день начинают употреблять новый мёд — до Медового Спаса его старались не есть. Также день связан с заботой о пчёлах — пасечники благодарят Бога за улей, благословляют пчёл, чистят ульи и собирают воск для свечей.
Обычаи и приметы праздника
Народное название «Мокрый Спас» связано с традицией освящения воды — в некоторых местах в этот день устраивали крестные ходы к колодцам, источникам и рекам. Вода считалась особенно святой, в ней купались, умывались, поили скот, а иногда даже запасали в бутылках на весь год. Считалось, что если в Медовый Спас искупаться в реке — болезни обойдут стороной. Девушки умывались освящённой водой для красоты, а мужчины — для силы и здоровья. Мёдом натирали губы младенцам, чтобы те росли добрыми и ласковыми.
Существовала и традиция печь медовые пряники — их дарили родным, соседям, а также раздавали нищим. Считалось, что доброе дело, совершённое в этот день, возвращается сторицей.
Также говорили: «Первый Спас — на воде стоим, Второй — яблочко едим, Третий — на поле спешим». Эта пословица подчёркивает природный и аграрный смысл праздника — Медовый Спас знаменует конец медосбора и начало сбора других даров лета.
Церковные службы и пост
Так как Медовый Спас совпадает с первым днём Успенского поста, в этот день действует строгое ограничение в пище — допускается только растительная еда, без масла. Поэтому даже освящённый мёд едят умеренно, в знак благодарности, а не праздника живота. В храмах совершаются литургия, водоосвящение, читаются особые молитвы на начало поста и в честь Маккавейских мучеников. Многим этот день напоминает, что телесное очищение должно сочетаться с духовным настроем: человек благодарит Бога за урожай и одновременно вступает на путь поста и покаяния.
Что можно делать в Медовый Спас
Посещать храм, молиться, участвовать в литургии и освящении воды и мёда;
приносить в церковь мёд и воск для освящения;
угощать родных, соседей и нуждающихся медовой выпечкой;
умываться или купаться в освящённой воде;
начинать мёдоуборку и заготовки на зиму;
благодарить Бога за урожай, подавать милостыню, совершать добрые дела.
Что нельзя делать в Медовый Спас
Устраивать шумные застолья, вечеринки, свадьбы;
употреблять мясо, молочные продукты и рыбу — действует пост;
лениться, ссориться, сплетничать, проявлять злобу;
начинать важные дела без молитвы;
игнорировать начало поста — духовного пути подготовки к Успению Богородицы.