В преданиях бурят и эвенков цветущая долина исчезает после землетрясения, из-под земли вырывается огонь, а с гор хлещет поток воды, заполняя трещину в земле. В науке это описывают иначе: миллионы лет назад в глубине Азии начала расходиться земная кора, образовав рифтовую впадину, куда пришли воды рек и ледников.
И все же в легендах и научных теориях остается общее — представление о великой силе, изменившей ландшафт и создавшей самое глубокое озеро планеты. Какие народы живут на территории Байкала и какие рассказывают легенды об озере, узнали из книги «Мифы Байкала», вышедшей в издательстве МИФ.
Кто живет на Байкале
Байкальский регион традиционно делят на две крупные области. Западнее озера находится Предбайкалье, включающее Иркутскую область, а восточнее — Забайкалье, куда входят Республика Бурятия и Забайкальский край. С давних времен здесь проживают буряты — самый многочисленный коренной народ региона. Территорию их расселения называют этнической Бурятией, чтобы отличить её от одноименной республики, занимающей лишь часть этой обширной земли.
Главное отличие между бурятами, живущими на западе и востоке, в их религиозных традициях. Для западных бурят ведущую роль играет шаманизм. Их верования уходит корнями в историю и сохранили множество черт, которые были утрачены другими монгольскими народами после распространения буддизма.
Восточные буряты принадлежат к той группе монгольских народов, которые оказались под влиянием буддизма: еще в XVIII веке буддизм стал официальной религией забайкальских бурят. Такое изменение отразилось на их мировоззрении: прежние шаманские представления постепенно отошли на второй план, уступив место буддийским учениям и образам.
Вплоть до начала ХХ века у западных бурят не было письменной традиции и литературы, поэтому об их мифологии можно узнать только по записям устных сочинений — легенд, эпических сказаний, шаманских песнопений, преданий.
Восточные буряты, напротив, пользовались тибетской и монгольской письменностью: они читали книги, привозимые из Монголии и Тибета, и вместе с тем создавали собственные произведения. Благодаря этому их духовное наследие зафиксировано в письменных источниках — буддийской ритуальной и дидактической литературе, летописях.
Сегодня основную часть населения Байкальского региона составляют русские. Они начали заселять эти земли в XVII веке, когда территория вокруг Байкала вошла в состав России. С тех пор русские жили бок о бок с коренными народами, а в местные мифологические представления постепенно проникли христианские мотивы.
Особенно заметно влияние русской культуры на шаманские традиции эвенков и предбайкальских бурят. Власть стремилась обратить эти народы в христианство, считая их традиции языческими, тогда как буддизм признавался одной из мировых религий. Однако даже после крещения буряты и эвенки продолжали хранить свои обычаи: в преданиях христианские мотивы переплелись с шаманскими представлениями, образовав уникальное сочетание.
Легенды о появлении Байкала
Для коренных народов Байкал всегда имел особое значение. С давних времен его считали уникальным природным объектом, отличающимся от всех других водоемов. Буряты и эвенки называют Байкал морем из-за его формы и величины, значительно превосходящей размеры других озер региона.
В народных преданиях чаще всего рассказывается, что Байкал возник как гигантская расщелина в земле, которую заполнила вода. Говорят, когда-то здесь простиралась равнина, но в один миг земля раскололась — и так появилось величайшее озеро мира.
Иногда разгадку происхождения Байкала связывают с его названием. По-бурятски оно звучит как Байгал, это слово созвучно выражению «Бай гал», которое можно перевести как «Остановись, огонь!». В одном из преданий упоминается, что на месте провала бушевал огромный пожар. Чтобы пламя угасло, люди стали молиться — и небеса их услышали: хлынувшая вода затопила огонь и наполнила впадину, образовав озеро.
Существует иное толкование: некогда вся эта земля была скована льдами, но позже лед растаял, вода заполнила пади, и в одной из низин возникло огромное озеро.
В русских преданиях тоже встречаются легенды о происхождении Байкала. Например, в одном из них говорится, что в былые времена здесь раскинулась цветущая долина с массой зверя и птицы. Племена охотились и возделывали землю, но позже за их тяжкие грехи боги ниспослали землетрясение.
Земля разверзлась, цветущую долину поглотил огонь. Испуганные люди бросились в бегство, моля Тэнгри — высших божеств-небожителей — о помощи. И боги смилостивились: с Хамар-Дабанских гор устремились потоки воды. Пламя и вода встретились в яростной схватке. Огонь проиграл и ушел под землю, а глубокий провал заполнился водой — так и возник Байкал.
Хозяева Байкала
В мифах встречается и образ духа-хозяина Байкала. Чаще всего это женские персонажи, ведь у монголов хранительницами озер и рек традиционно считались бабушки или матери. В бурятском фольклоре Хозяйка Байкала предстает величественной и могущественной бабушкой: она добра и благосклонна к тем, кто проявляет почтение, но может обрушить ярость и гнев на тех, кто относится к ней с пренебрежением. В ее распоряжении все богатства Байкала.
Иногда дух-хозяин представлен в мужском обличии. Например, в преданиях прибайкальских бурят упоминается Далайн эзэн — «Хозяин моря». В шаманском пантеоне западных бурят существует и особое божество — повелитель Байкала Бахар-Хара-нойон, которого относят к божествам восточного небесного свода, что подчеркивает его силу и могущество.
Откуда взялся человек на Байкале
У народов, живущих вблизи Байкала, сохранились различные мифы о происхождении человека. У бурят в ряде преданий утверждается: первые люди появились сами собой. Когда боги Эхэ-Юрэн и Эсэгэ-Малан создавали землю, они подняли частицы грунта со дна океана и те разлетелись, попав в воду. Частицы начали разрастаться, прикрепляться к берегам — и со временем становились людьми. Рассказывали и другую историю: щепки, плывущие по реке, прибивались к берегу и превращались в человеческие фигуры.
Во многих сказаниях о происхождении людей действуют два героя — добрый Творец и злой разрушитель. Творец лепил первых людей из песка, глины или земли, и они выходили нагими. Тогда являлся русский чёрт — у бурят Шудхэр, у эвенков Харги. Он облизывал людям макушки, плевал им в грудь, и в этих местах у человека появлялись волосы.
Иногда рассказывали и обратную историю: будто сначала люди были полностью покрыты шерстью. Но соперник Творца вмешался — снял с людей лишние волосы и передал их собаке. Так она осталась вся в шерсти. Однако проделки злого духа не всегда были безобидны. В отдельных версиях преданий говорилось, что именно его плевок отнял у людей бессмертие.
Хранители Байкала
Мифы о хатах дополняют картину происхождения Байкала, где каждое явление природы связано со своими покровителями и историями.
В бурятской мифологии хаты — это могущественные духи Среднего мира, близкие по статусу к божествам-тэнгриям, но живущие рядом с людьми. У каждого хата есть свое место — гора, река или долина. Их имена сопровождаются титулами «нойон» (господин) или «хатан» (госпожа). Считается, что они потомки тэнгриев: западные хаты добры и защищают людей, восточные же злобны и несут болезни и раздоры.
По преданиям, западные хаты появились, когда дети верховного небесного божества Эсэгэ-Малана приняли угощение от земного человека — молоко и пищу. Вернувшись на небо, они уже не считались чистыми и были отправлены отцом жить на землю.
Так на земле поселились девяносто девять западных хатов во главе с Хан-Шаргай-нойоном. Его называют главным среди хатов и защитником бурят: в преданиях он предстает богатырем на коне с луком, саблей и щитом, покровителем воинов.
В другой версии мифа хаты появились как защитники людей: девять сыновей западных тэнгриев спустились на землю, чтобы противостоять злым восточным духам, и стали покровителями людей.
Особое место занимают водные хаты, они считаются обитателями и хозяевами рек и озер. Главный среди них — владыка вод Усан-Лубсан. Образ жизни водных хатов похож на земной: они селятся в подводных жилищах, ездят в повозках и плавают на больших весельных лодках. Они помогают людям, защищая их от коварных подводных духов, которые могут утащить человека на дно или запутать, чтобы он не нашел дорогу к берегу.
Александр Исаков
«Мифы Байкала. От сына неба Гэсэра и загробной канцелярии до горы Сумбэр и Чингисхана»
Народы, живущие у Байкала, зовут его не озером, а морем. И во все стороны от этого моря раскинулся волшебный и густонаселенный мир: на небе обитают звезды и божества-тэнгрии, на земле — духи, выглядящие как иголки, одноглазо-одноногие чулугды и прочая нечисть, а в «подземной канцелярии» вершит свою тяжбу Эрлик-хан и его демоны.
Книга Александра Исакова — это увлекательное изложение легенд, преданий и сказок бурят и эвенков, чья уникальная культура много веков жила на перекрестке путей — между шаманизмом, буддизмом и христианством. Вы узнаете, как возникла земля и как обрели свой дар шаманы, прочтете о священной горе Сумбэр, которая считалась вратами в иной мир, и об удивительных подвигах Гэсэра и самого Чингисхана. А еще — о том, как шаманы спасают людей от нечистой силы и зачем им время от времени путешествовать в «обитель мрака», где питаются одними кузнечиками…
Почему название Байкала значит «Остановись, огонь»? Зачем большому лосю похищать ночью Солнце? В чем различие между «западными» и «восточными» тэнгриями — и между «белыми» и «черными» кузнецами? Какое высшее божество в Бурятии — аналог Деда Мороза? Отчего у бога мертвых сгнили обе ноги? Как бюрократический аппарат царской России повлиял на идеи бурят об устройстве загробного мира? Наконец, как Чингисхан превратился для байкальских народов из исторической личности в демиурга и первопредка?
Через шаманские сказания, старинные летописи и обрядовые песни эта книга погружает в мир волшебной степи, где каждое дерево и камень наполнены тайной.
Фото в анонсе: Oleksandr Sushko / Unsplash