Образ успешной рок-группы ассоциируется у нас с обширной дискографией, знакомство с которой позволяет проследить путь коллектива к славе. Но не бывает правил без исключений — в музыкальном мире найдется достаточно групп, записавших всего один альбом, что не помешало им стать знаменитыми. Обычно такие группы-«однодневки» создают именитые музыканты, но и из этого правила есть исключения. Vokrugsveta.ru составил свой топ-10 известных рок-групп, дискография которых насчитывает всего один альбом.
Blind Faith — Blind Faith (1969)
После распада в 1968 году прославившей его группы Cream гитарист Эрик Клэптон тут же сформировал новый коллектив Blind Faith. Туда он позвал своего бывшего коллегу по «Крему» барабанщика Джинджера Бейкера, а также мультиинструменталистов Стива Уинвуда (уже прославившегося в группе Traffic) и Рика Греча. Первый концерт Blind Faith состоялся 7 июня в лондонском Гайд-парке перед примерно сотней тысяч фанатов, привлеченных звездными именами исполнителей.
Поначалу Blind Faith приходилось играть старые песни Cream и Traffic, которые нравились публике, но группе хотелось обзавестись собственным материалом. Они приступили к работе над новыми песнями в начале 1969 года. Запись альбома была прервана туром по Скандинавии, а затем по США. Сами музыканты жаловались, что им так и не дали толком поработать над пластинкой и оттого материал альбома, которому они даже не удосужились дать название, вышел неровным и скомканным.
Вторая сторона пластинки состояла всего из двух композиций, одной из которых был 15-минутный джем-импровизация Do What You Like. Тем не менее группа сработала две ладные вещи, выбившиеся в хиты: Can’t Find My Way Home Уинвуда и Presence of the Lord Клэптона.
Альбом, вышедший в августе 1969-го, получил противоречивые оценки критиков — некоторые не нашли для пластинки хороших слов. Несмотря на это, она возглавила альбомные чарты в Великобритании, Канаде и США, заняла 40-е место в американском чарте соул-альбомов и получила платиновый сертификат от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA).
Успеху отчасти поспособствовал флер скандала, связанный с обложкой пластинки — на ней была фотография 11-летней девочки Мариоры Гошен с обнаженной грудью, держащей в руках игрушечный самолет. В США альбом выпустили с альтернативной обложкой, основанной на элементах афиши концерта группы в Гайд-парке.
Песня Presence Of The Lord с альбома Blind Faith (chadiatary 1960 / YouTube)
Группа тем временем доиграла тур в США. После концерта на Гавайях Blind Faith распались — Клэптон и Уинвуд решили, что им некомфортно работать вместе.
Спустя много лет критики пересмотрели свое мнение о единственном альбоме Blind Faith и стали его хвалить. Теперь говорят, что он более проникновенный, чем Cream, более тяжелый и блюзовый, чем Traffic. Игра Клэптона в трех самых ярких треках — Had To Cry Today, Sea Of Joy и Presence Of The Lord — отточена и удивительно мелодична, а хаммонд-орган и вокал Уинвуда добавляют им ярких красок.
Derek and the Dominos — Layla and Other Assorted Love Songs (1970)
Расставшись с Blind Faith, Клэптон весной 1970 года создал новую блюз-рок группу, куда позвал клавишника и вокалиста Бобби Уитлока, басиста Карла Рэдла и барабанщика Джима Гордона, с которыми хорошо сработался. Сначала они помогли Джорджу Харрисону в работе над его эпохальным тройным альбомом All Things Must Pass, а 14 июня 1970 года впервые выступили вместе под названием Derek and the Dominos — на благотворительном концерте в лондонском театре «Лицеум».
Новая группа начала активно выступать в Великобритании в клубах и на других небольших площадках — причем Клэптон предпочитал играть инкогнито, не называя себя, ибо устал от славы. А в августе они вылетели в Майами, где в течение полутора недель записывали материал для будущего двойного альбома Layla and Other Assorted Love Songs. Значительная часть песен (в особенности Layla) была вдохновлена любовью Клэптона к супруге Джорджа Харрисона Патти Бойд.
Увы, группа пристрастилась к наркотикам, так что запись проходила не слишком продуктивно. Дело пошло бодрее, когда в студии появился талантливый гитарист Дуэйн Оллман из группы Allman Brothers. Между ним и Клэптоном мгновенно возникла «химия» и Оллман принял участие в создании большинства треков альбома. Клэптон называл его «музыкальным братом, которого у меня никогда не было, но о котором я всегда мечтал».
После окончания записи Derek and the Dominos вернулись к гастролям. «Лейла и другие отборные песни о любви» были выпущены в ноябре 1970 года. Несмотря на высокие ожидания группы и положительные отзывы в Rolling Stone и The Village Voice, альбом не попал в десятку лучших в США и вовсе пролетел мимо британских чартов. И так бы он и канул в лету, если бы в июле 1972-го года лейбл Atlantic не выпустил песню Layla отдельным синглом. Она стала хитом, заняв 10-е место в чартах Америки и 7-е место в Великобритании.
Песня Layla с альбома Layla and Other Assorted Love Songs (Derek and the Dominos / YouTube)
Успех заглавной песни привел к переоценке альбома. Layla and Other Assorted Love Songs получил широкое признание критиков и был включен в списки лучших альбомов всех времен по версии телеканала VH1 (89-е место) и журнала Rolling Stone (115-е место).
Но группе это уже никак не помогло, ибо она к тому времени распалась. Клэптона подкосили трагические смерти его друзей Джимми Хендрикса и Дуэйна Оллмана, а первоначальную прохладную реакцию критиков и публики на альбом он воспринял, как личное оскорбление. Это ускорило его погружение в наркотическую зависимость и депрессию. Работа над вторым альбомом, по словам Эрика, «остановилась на полпути из-за паранойи и напряжения».
После распада группы Клэптон на три года отказался от гастролей и записи альбомов, чтобы справиться с наркозависимостью, а впоследствии предпочел работать сольно. Кстати, в 1979-м он женился на Патти Бойд.
Sex Pistols — Never Mind the Bollocks, Here’s the Sex Pistols (1977)
Sex Pistols считаются одной из влиятельнейших групп всех времен и народов — так далеко разнеслись отголоски устроенного ими культурного взрыва. Удивительно, но добиться такого результата они сумели, имея в активе единственный студийный альбом!
Пластинка с заковыристым названием Never Mind the Bollocks, Here’s the Sex Pistols («Не грузись ерундой, вот тебе Sex Pistols»), записывалась целый год и вышла 28 октября 1977 года. Крупные лейблы отказались работать с группой, имевшей репутацию скандалистов и дебоширов — в итоге контракт согласилась заключить независимая компания Virgin Records, выпускавшая до этого монументальный прогрессивный рок, а также популяризовавшая исполнителей краут-рока.
Альбом продюсировали Крис Томас, имевший опыт сотрудничества с такими мастодонтами, как The Beatles и Pink Floyd, и Билл Прайс, — заключенная в музыке Sex Pistols взрывная энергия и неподдельная искренность всерьез заинтересовали опытных специалистов, почуявших, что здесь пахнет большим успехом.
В альбом вошел почти весь материал, имевшийся тогда у Sex Pistols, и все их ранее вышедшие синглы: Anarchy in the U.K., God Save the Queen, Pretty Vacant и Holidays in the Sun. Не желая довольствоваться «грязным» живым звуком Sex Pistols, Томас применил метод многократных наложений, заставляя гитариста Стива Джонса вновь и вновь проигрывать свои партии.
Большинство партий баса записал тот же Джонс, ибо штатный басист группы Сид Вишез толком играть на своем инструменте не умел и учиться не хотел. Поэтому остальные участники Sex Pistols прилагали все усилия, чтобы и близко не подпускать его к студии.
Песня God Save the Queen с альбома Never Mind the Bollocks, Here’s the Sex Pistols (crysis69 / YouTube)
Диск занял первое место в британском хит-параде. Успеху поспособствовал скандал из-за названия, приведший группу в суд — некоторые блюстители морали сочли слово Bollocks нецензурным. Но суд отклонил иск, поскольку защите удалось доказать, что это вполне допустимое в публичной речи древнеанглийское слово, означающее в контексте названия альбома «ерунда» или «чепуха».
Через три месяца после выхода альбома группа распалась.
Temple of the Dog — Temple of the Dog (1991)
В 1990 году лидер известной к тому времени группы Soundgarden Крис Корнелл решил отдать дань уважения погибшему другу — вокалисту группы Mother Love Bone Эндрю Вуду, умершему от передозировки. Для этого Корнелл создал новый коллектив, в который закономерно позвал участников Mother Love Bone, Soundgarden, а также набиравшей популярность гранж-группы Pearl Jam.
Новую группу назвали Temple of the Dog («Храм собаки») — по образу, упомянутому в песне Man of Golden Words группы Mother Love Bone. Коллектив выпустил лишь один альбом, так и оставшийся безымянным. Над ним корпели всего пятнадцать дней — процесс не занял много времени, так как у Корнелла и его коллег Стоуна Госсарда, Джеффа Амента и Мэтта Кэмерона имелся нереализованный материал их авторства.
Смысловым центром альбома стала песня Say Hello 2 Heaven, написанная Корнеллом в честь покойного Вуда. В целом, стиль альбома сюрпризом не стал — это был модный в начале 1990-х гранж, пусть и несколько более спокойный, чем у Курта Кобейна и «Нирваны».
Диск Temple of the Dog был выпущен лейблом A&M Records 16 апреля 1991 года. Наваявшие его музыканты с чувством исполненного долга занялись другими делами. Сама же пластинка, казалось, звезд с неба не хватала — первоначальные продажи Temple of the Dog составили скромные для той эпохи, еще не оскверненной массовым скачиванием, 70 000 экземпляров. Но они резко возросли после выхода в августе и октябре того же года альбомов Pearl Jam и Soundgarden (Ten и Badmotorfinger соответственно), снискавших большой успех.
Песня Say Hello 2 Heaven с альбома Temple of the Dog (Temple of the Dog / YouTube)
Осенью 1992 года Temple of the Dog получил платиновую сертификацию от Американской и Канадской ассоциаций звукозаписывающих компаний, а очнувшиеся критики стали осыпать альбом похвалами. «Энди это действительно понравилось бы», — сказал Крис Корнелл, но продолжения Temple of the Dog не получил.
Coverdale and Page — Coverdale and Page (1993)
В 1991 году именитый гитарист Джимми Пейдж, известный миру как бывший участник группы Led Zeppelin, отчаянно нуждался в вокалисте. У него накопились идеи новых композиций, да вот беда — не было того, кто исполнит для них партию вокала. Тогда исполнительного директора лейбла Geffen Records Джона Калоднера осенило: почему бы не свести Пейджа с Дэвидом Ковердэйлом, вокалистом другой знаменитой группы Whitesnake? На тот момент Ковердэйл распустил Whitesnake и тоже сидел без дела.
Два титана быстро нашли общий язык и приступили к сотрудничеству в рамках новой группы, незатейливо названной Coverdale and Page. У этого сотрудничества изначально был несколько ироничный оттенок. Дело в том, что критики и слушатели неоднократно обвиняли Whitesnake в том, что она якобы подражает Led Zeppelin, а сам Ковердэйл копирует сценическое поведение вокалиста LZ Роберта Планта.
Пейдж и Ковердэйл, нанявшие семерых высокопрофессиональных студийных музыкантов, поработали недолго, но плодотворно. В 1993 году они выпустили пять синглов и отправились в турне, которое, увы пришлось свернуть уже после семи концертов из-за финансовых проблем. Зато альбом Coverdale and Page вышедший в марте 1993 года, попал на четвертое место в английском хит-параде и на пятое — в США. Он стал самой коммерчески успешной работой Пейджа после распада Led Zeppelin в 1980 году.
Знаменитый музыкальный журналист Мик Уолл говорит, что вместе Ковердэйл и Пейдж сотворили именно то, чего все втайне желали: фактически, это новый альбом Led Zeppelin, да еще и будто бы записанный в ранние, самые плодотворные годы великой группы.
Альбом начинается с блюз-рокового колосса Shake My Tree и представляет собой настоящее блаженство: от мистического блюза Don’t Leave Me This Way до грандиозного финала Whisper A Prayer For The Dying, навевающего ассоциации c «цеппелиновскими» нетленками Stairway To Heaven и Kashmir.
Песня Don’t Leave Me This Way с альбома Coverdale and Page (Coverdale & Page / YouTube)
За всем этим со стороны следил с недоумением, обидой и ревностью Роберт Плант. Он искренне возмущался: да как посмел этот «жалкий подражатель» Ковердэйл увести его, Планта, старого гитариста? Так у Роберта появился стимул воссоединиться со старым коллегой, от которого он в течение тринадцати лет дистанцировался, так как хотел в своем сольном творчестве избежать ассоциаций с Led Zeppelin. И стоит ли удивляться, что вскоре Пейдж и Плант возобновили совместную работу?
Control Denied — The Fragile Art of Existence (1999)
Во второй половине 1990-х гитарист Чак Шульдинер, пионер дэт-метала, окончательно устал от своей группы Death. Ему захотелось играть несколько другую музыку: не уже привычный дэт, а более мелодичный и прогрессивный материал — причем с «чистым» вокалом, а не с характерным для дэт-метала гроулингом. Сказано — сделано: Шульдинер поставил Death на паузу и создал новый коллектив Control Denied, для которого рекрутировал певца Тима Аймара и музыкантов, с которыми раньше играл в Death.
В 1997 году Шульдинер подписал контракт на запись альбома с лейблом Nuclear Blast. По условиям соглашения, до выхода первого альбома Control Denied группа Death должна была выпустить еще одну свою работу. Шульдинер выполнил это требование (в 1998-м вышел диск The Sound of Perseverance) и сосредоточился на новом проекте.
Запись дебютного альбома Control Denied завершилась в апреле 1999-го, а в ноябре того же года он вышел. Альбом получил пророческое, как вскоре выяснилось, название The Fragile Art of Existence («Хрупкое искусство существования»).
Этот студийник был прекрасно принят метал-сообществом — слушатели говорили, что альбом отличный, хитовый, прекрасно записанный. Музыка получилась мощная и агрессивная, но в тоже время мелодичная, с разными необычными нюансами. Здесь есть и пронзительные соло, и лирические мягкие отрывки с акустической гитарой, и загадочные и философские тексты.
Песня Believe с альбома The Fragile Art of Existence (Control Denied / YouTube)
Вдохновленные успехом, Control Denied засели за работу над вторым альбомом, который назвали When Machine and Man Collide. Однако увидеть свет ему было не суждено. В мае 1999-го у Чака Шульдинера диагностировали рак мозга. Он храбро сражался с болезнью, но победить ее не смог. 13 декабря 2001 года Шульдинер скончался.
Оставшиеся музыканты неоднократно говорили о желании закончить работу над When Machine and Man Collide, но по разным причинам сделать это не получилось. Смерть Тима Аймара в феврале 2023 года окончательно поставила крест на многострадальном альбоме.
Damageplan — New Found Power (2004)
В 2003 году великая группа Pantera, открывшая миру жанр грув-метал и записавшая пять поистине революционных альбомов, объявила о распаде. Родные братья гитарист Даймбэг Даррелл и барабанщик Винни Пол вконец рассорились с вокалистом Филом Ансельмо — и решили дальше идти разными путями.
Братья создали новый коллектив Damageplan, куда пригласили человека, не особо известного широкой публике — вокалиста Патрика Лачмана (до этого он работал гитаристом в сольном проекте бывшего певца Judas Priest Роба Хэлфорда). В таком составе группа Damageplan и записала свой дебютный альбом New Found Power, релиз которого состоялся 10 февраля 2004 года.
Это оказалась разноплановая работа, одновременно похожая и непохожая на произведения Pantera. От «материнской» группы братьев Damageplan отличались тем, что умеренно внедряли в свою музыку элементы новых веяний в духе модного тогда ню-метала. Гостевыми появлениями в альбоме отметились вокалист Кори Тейлор из Slipknot, а также гитаристы Закк Уайлд, аккомпанировавший Оззи Осборну, и Джерри Кантрелл из Alice In Chains.
Братья рассматривали эту работу как фундамент нового здания, которое они хотели сделать не менее грандиозным, чем прежнее. Даймбэг Даррелл, комментируя новый материал, так объяснил значение песен с говорящими названиями Wake Up, Breathing New Life, New Found Power, и Reborn: «Падение одной империи и начало строительства другой: новый день, новые силы, избавление от груза прошлого и движение только вперед».
За первую неделю было продано около 45 тысяч копий альбома — достаточно много в эпоху массовых пиратских скачиваний из Сети.
После выхода дебютного альбома Damageplan с присоединившимся к группе басистом Бобом Зиллой отправились в тур в поддержку New Found Power. Они выступали на одной сцене с группами Drowning Pool, Hatebreed, Unearth, а также на крупных летних фестивалях в США.
Песня Breathing New Life с альбома New Found Power (Damageplan / YouTube)
Будущее казалось перспективным, но на концерте в городе Коламбус (штат Огайо) 8 декабря 2004 года, спустя минуту после того, как Damageplan вышли на сцену и начали свой сет песней Breathing New Life, 25-летний шизофреник Натан Гейл открыл огонь по группе и зрителям. Погибло четыре человека, включая Даймбэга Даррелла.
На том история Damageplan и закончилась. Позже Винни Пол поведал, что группа успела подготовить пять треков для своего второго альбома, но они так и не увидели свет.
«3` Ангел» — «Китайский танк» (2006)
К 2006 году вокалист и композитор-песенник Армен Григорян ощутимо подустал от своей группы «Крематорий». К тому времени коллектив всецело ассоциировался со своим расхлябанно-хипповским саундом: обилие скрипки, акустической гитары, легонькая ритм-секция…
Григорян несколько раз пытался осовременить звучание группы, но в конечном итоге получался все тот же добрый старый «Крематорий». И тогда фронтмен пошел на радикальные меры: он собрал новую группу, получившую название «3` Ангел». В нее Григорян набрал молодых музыкантов, способных играть более современную музыку.
Группа тут же засела за работу над альбомом «Китайский танк»: уделяя огромное внимание качественному саунд-продюсированию и аранжировкам, оттачивая каждую ноту, неутомимо ища новые интересные звуки. Альбом вышел 16 мая 2006 года, а тремя днями позже состоялась его концертная презентация. На заглавную песню был снят клип, который отправился в горячую ротацию на музыкальных каналах. «Наше Радио» стало активно крутить композиции «Китайский танк», «Агни-йога», «Фредди Крюгер» и «Регтайм».
Песня «Агни-йога» с альбома «Китайский танк» (Армен Григорян / YouTube)
Эксперимент удался — изобретательные аранжировки явно пошли на пользу новым песням Григоряна. Что осталось прежним, так это тексты Армена Сергеевича, сочащиеся фирменными иронией, черным юмором и саркастичным лиризмом.
Однако вскоре Григорян распустил многообещающий проект, хоть и интегрировал взятого из него гитариста Владимира Бурхеля в «Крематорий». А впоследствии фронтмен вообще разогнал старый состав «Крематория», набрал новых инструменталистов и таки добился радикального обновления звучания своей старой группы. Так что в нынешнем «Крематории» присутствует и генетический код группы «3` Ангел».
Them Crooked Vultures — Them Crooked Vultures (2009)
Them Crooked Vultures («Эти хищные стервятники») — супергруппа, в состав которой вошли музыканты прославленных коллективов The Foo Fighters, Queens of the Stone Age и Led Zeppelin. Трио в составе Дэйва Грола, Джоша Хомма и Джона Пола Джонса, в ноябре 2009 года выпустило одноименный дебютный альбом.
Фанаты ждали совместной работы столь значительных в музыкальном мире персонажей со священным трепетом. И альбом действительно получился интересным — каждый из звездных участников вложил в него что-то свое. Так, вокалист-гитарист Хомм привнес стоунер-рок в духе своих родных Queens of the Stone Age, Джонс — характерные гитарно-клавишно-басовые штрихи, отсылающие к творчеству Led Zeppelin, а Грол отбарабанил в духе Foo Fighters и своей бывшей команды Nirvana.
Альбом породил споры — одни сочли его хитовым и ярким, а другие — блеклым и скучным. Однако равнодушных не было! Альбом дебютировал на 12-м месте в Billboard 200. В 2011 группа получила премию «Грэмми» за лучшее исполнение в стиле хард-рок году — за песню New Fang. А годом ранее Them Crooked Vultures распались или, по крайней мере, ушли в бессрочный отпуск.
Песня New Fang с альбома Them Crooked Vultures (themcrookedvultures / YouTube)
Впоследствии каждый участник уникального коллектива неоднократно выражал заинтересованность в записи нового альбома, но этого так и не получилось из-за несовпадающих графиков. В сентябре 2022 года Them Crooked Vultures воссоединились для двух выступлений на лондонском стадионе «Уэмбли» и лос-анджелесском Kia Forum в рамках трибьют-шоу в честь покойного барабанщика Foo Fighters Тейлора Хокинса. Но новый альбом группа до сих пор не выпустила.
Heaven & Hell — The Devil You Know (2009)
После того как в 1979 году гитарист Тони Айомми изгнал певца Оззи Осборна из их общей группы Black Sabbath за алкоголизм, наркоманию и лень, он заменил его другим вокалистом — Ронни Джеймсом Дио. Этот состав Black Sabbath записал хорошие альбомы Heaven and Hell (1980) и Mob Rules (1981), но потом Айомми рассорился и с Дио, который, как и Оззи ранее, ушел в одиночное плавание.
Сольные карьеры что Осборна, что Дио сложились удачно, а вот группа Black Sabbath уподобилась кораблю без ветрил — постоянные смены состава, появление за микрофонной стойкой все новых вокалистов опустили имидж былого флагмана хеви-метала ниже плинтуса. Не помогло и кратковременное воссоединение с Дио в начале 1990-х.
С 1997 года дела Black Sabbath, казалось бы, наладились: в группу вернулся Оззи Осборн, превратившийся в суперзвезду. Однако выяснилось, что он рассматривает Black Sabbath лишь в качестве ретроколлектива, с которым он может время от времени исполнять их старые песни. Это решительно не устраивало Тони, талантливого композитора, которому хотелось сочинять новый материал.
В начале 2000-х Айомми возобновил контакты с Дио — старые компаньоны в третий раз нашли общий язык и решили сотрудничать. К проекту присоединился исконный басист Black Sabbath Гизер Батлер, а вот барабанщик Билл Уорд самоустранился. И тогда троица Айомми-Дио-Батлер подтянула к делу ударника Винни Апписи, участвовавшего в записи пары альбомов Black Sabbath.
Однако пользоваться названием Black Sabbath музыканты не стали. Во-первых, они не хотели, чтобы их путали с той версией группы, где поет Оззи Осборн. Во-вторых, можно было опасаться козней со стороны жены Оззи — гениального менеджера Шэрон Осборн, знавшей толк в крючкотворстве и неоднократно заявлявшей, что без ее мужа никакой Black Sabbath быть не может. Поэтому четверка взяла название Heaven & Hell в честь альбома 1980-го — и получилась как бы новая группа.
В 2007 году Heaven & Hell отправились в мировой концертный тур, в ходе которого были исключительно тепло встречены фанатами: оказалось, что в мире есть множество людей, считающих, что тяжелые риффы Айомми лучше всего сочетаются с мощным драматическим голосом Дио. Четверо музыкантов так сработались, что решили записать студийный альбом. И 27 апреля 2009 года вниманию поклонников был представлен 53-минутный лонгплей The Devil You Know, вызвавший в среде фанатов оживленные дискуссии.
Это медленный, вязкий и тяжелый материал — Айомми словно бы специально решил делом доказать, что не зря его ранее творчество начала 1970-х считают прологом к позднейшему дум-металу. Это и был именно дум: хмурая, печальная и в то же время очень плотная музыка, рождающая особенное «осеннее» настроение.
В то же время эти композиции оказались безупречны по мелодизму, уровню аранжировок и саунду. В целом The Devil You Know понравился и поклонникам, и критикам, а песня Bible Black получила усиленную ротацию на специализированных радиостанциях.
Клип на песню Bible Black с альбома The Devil You Know (RHINO / YouTube)
Heaven & Hell откатали тур в поддержку альбома, побывав в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, и намеревались сесть за сочинение и запись нового диска. Все планы разрушило известие о том, что у Дио диагностировали рак желудка. Талантливый певец скончался 16 мая 2010 года, а альбом The Devil You Know стал ему надгробным памятником и единственным произведением группы Heaven & Hell.
Отыграв концерт в память Дио, Айомми и Батлер позже воссоединились с Осборном и возродили Black Sabbath.