Еще несколько лет назад в среде любителей сериалов принято было снисходительно относиться к отечественным проектам. За российскими сериалами закрепился образ нехитрой мелодрамы или истории о буднях сотрудников полиции, ориентированной на телеаудиторию. Но в последние годы ситуация заметно изменилась: на стримингах и ТВ регулярно выходят сериалы, привлекающие большое внимание и получающие высокие оценки.
О том, как изменилась эта отрасль и почему российские сериалы стали так популярны, потеснив зарубежные проекты, Vokrugsveta.ru рассказал главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Максим Острый.
Производство встало на поток
В мае 2024 года на пленарной сессии форума «МедиаСиб» гендиректор Института развития интернета (ИРИ) Алексей Гореславский
«Народ переключился на просмотр российских сериалов, и мы постарались в это внести максимально свой вклад, поэтому из 12 российских сериалов в топе четыре [сняты] при поддержке Института развития интернета, во главе с известным хитом „Слово пацана“. Понятно, что это тоже оказалось своего рода явлением. Говорит ли это о том, что мы перестали смотреть американскую продукцию, — нет, конечно. Смотрим меньше, но радует, что в целом мы оказались готовы к импортозамещению», — сказал тогда Гореславский.
Однако главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Максим Острый полагает, что сам по себе уход американских стриминговых сервисов в 2022-м на популярность российских сериалов повлиял сравнительно слабо и лишь немного ускорил наметившуюся тенденцию.
— Netflix, равно как и потенциально готовый на тот момент зайти на наш рынок Disney+, не снискали бы здесь массовой популярности, оставаясь, скорее всего, в сегменте премиального смотрения, — говорит Острый. — Но вот тот гигантский поток производства, который отрасль наблюдает последние годы, с огромными деньгами со стороны и площадок, и ИРИ — вот он дает сейчас свои плоды в полном объеме.
Пандемия помогла
По словам Максима Острого, отечественные многосерийные проекты зарекомендовали себя у зрителей еще до 2022 года. Катализатором роста интереса к ним стала пандемия коронавируса. Во время локдаунов многие пристрастились к просмотру кино и сериалов на стримингах — взлет популярности таких сервисов обеспечил внимание инвесторов и резкий скачок производства отечественных сериалов.
Небольшую роль здесь сыграли и ограничения на съемки, введенные в целях борьбы с коронавирусом. Они привели к дефициту новых американских проектов, так что стриминговые платформы стали активнее искать контент на локальных рынках, включая российский.
— Стоит говорить о взлете российских сериалов именно на стримингах — потому что в телеэфире они и так всегда были гораздо популярнее иностранного контента, — считает главред «Бюллетеня кинопрокатчика».
Максим Острый добавляет, что в последние год-два граница между сериалами для стриминговых сервисов и телевизионными проектами в России постепенно размывается.
— Индустрия начинает экономить бюджеты, сокращать количество ориджиналсов, вступать в совместное производство друг с другом и с ТВ, делая более универсальный контент, потому что глубина проникновения уже позволяет не ориентироваться только на премиальный сегмент аудитории, — полагает он.
СТАТИСТИКА
Количество и качество
По
Еще более наглядно изменения в отрасли демонстрировала статистика зрительских предпочтений. Например, доля пользователей смотревших отечественный контент на «Кинопоиске», выросла с 63% в 2021 году до 87% в 2024-м. На Kion в феврале 2025 года российские сериалы смотрели 89% подписчиков.
Сериалы с «русской душой» и оглядкой на законы
Среди причин популярности российских сериалов можно назвать интерес к понятным героям и узнаваемым типажам. Кинематографисты все смелее работают с достоверной средой, придавая проектам понятный культурный контекст и наделяя их «русской душой».
— Интересно смотреть именно про себя, видеть узнаваемые истории, сеттинги, время и место действия. «Слово пацана» нам все равно ближе и понятнее, чем, условно говоря, «Гангстерленд». — говорит Острый.
В будущее российского сериального рынка Максим Острый смотрит с оптимизмом, хотя в нынешних условиях создателям новых проектов придется идти на определенные компромиссы.
— Отрасль онлайн-кинотеатров продолжит рост, но бюджеты будут скромнее, а ограничения со стороны законодательства будут вынуждать продакшны снимать более безопасный, безболезненный, беспроблемный контент, — считает главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика».