Нередко мы используем в речи крылатые выражения, афоризмы и цитаты, в которых упоминаются монеты, находившиеся в обращении сотни и даже тысячи лет назад. О том, какую ценность представляли эти денежные знаки, сегодня знают лишь специалисты, а ведь именно она порой придает смысл всему выражению.
Вместе с Александрой Митяевой, куратором выставки
1. «Когда на смоковнице созреют золотые драхмы»
Этот популярный у греков фразеологизм подчеркивает невозможность или невероятность какого-то события, потому что, конечно же, на финиковом дереве не могут появиться монеты. В русском языке на такой случай есть поговорка «когда рак на горе свистнет».
Ликийская лига. Драхма. Тлос. 167–81 гг. до н. э.
Упомянутая драхма — это как раз древнегреческая монета, которая использовалась с VII века до н. э. Сначала драхма представляла собой слиток серебра определенного веса, но позже стала чеканиться в виде серебряной монеты. Известны также драхмы из золота, но они крайне редки — возможно, именно поэтому в поговорке речь идет как раз о золотых драхмах, что усиливает основной посыл.
Поскольку каждый греческий полис в то время имел собственную монету, драхмы из разных городов отличались не только изображениями на аверсе и реверсе, но и по весу. Существовали, например, дидрахмы (2 драхмы в одной монете) и тетрадрахмы (4 драхмы). Если переводить на современные деньги, одна драхма равняется примерно 800 российским рублям.
2. «Зарыть талант в землю»
Сегодня выражение «зарыть талант в землю» означает, что кто-то не реализовал свои способности, не нашел применения своим талантам. Однако в прошлом оно имело буквальный смысл и означало «закопать какой-то ценный предмет». Этим предметом был талант — самая крупная весовая и денежно-счетная единица Древней Греции, Вавилона и Персии.
В IV веке до н. э. 1 талант равнялся 6000 драхм (в пересчете на современные деньги это 4,8 млн рублей). Серебряный талант (аттический) как денежная единица представлял собой 26,2 кг серебра.
Выражение про зарытый талант происходит из библейской притчи, которая в разных вариациях дважды встречается в Новом Завете. Она гласит, что однажды богатый господин решил отправиться в длительное путешествие. Перед отъездом он доверил трем рабам свои богатства. Одному он дал пять талантов, другому — два, а третьему — один талант. Господин попросил их заботиться о деньгах и использовать их с умом.
Два раба отдали полученные таланты взаймы под проценты и за время отсутствия господина смогли удвоить эти деньги. А третий раб был очень боязливым и решил зарыть талант, чтобы он не пропал. Когда господин вернулся, то вознаградил первых двух рабов за мудрость и инициативу, а третьего отругал. «Лукавый раб и ленивый. Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, — и я получил бы его с прибылью», — сказал он.
3. «Внести свою лепту»
Это выражение происходит из евангельской притчи о бедной вдове, которая пожертвовала в храм свои последние монеты, 2 лепты.
Лепта Боспорского царства времен правления Перисада II (283–245 гг. до н. э.)
Увидев это, Иисус сказал ученикам: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое».
Эта бронзовая монета составляла примерно 1/72 драхмы, то есть примерно 11 рублей на современные деньги. Выражение про лепту до сих пор используется в значении «сделать посильный вклад в общее дело».
4. «Кесарево кесарю, а Божие Богу»
Эта библейскую фразу произнес Иисус Христос. Иудея, где он проповедовал, на тот момент уже более шестидесяти лет находилась под властью римлян. Фарисеи подослали к Иисусу своих учеников, чтобы задать ему хитрый вопрос: «Позволительно ли платить подать римскому императору — кесарю?».
Если бы Иисус ответил утвердительно, он лишился бы доверия народа, который всеми силами стремился избавиться от власти Рима; если бы призвал не платить подать кесарю — его бы казнили как бунтовщика. Но Христос попросил показать ему монету для подати с изображением кесаря и сказал: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».
Монетой, о которой говорил Иисус, по всей видимости, был денарий императора Тиберия. Серебряные денарии использовались в Римской империи с III века до н. э. до III века н. э. Рим пал в 476 году, но спустя несколько столетий, при Карле Великом, денарий обрел вторую жизнь в Западной Европе, где эта серебряная монета была известна как пфенниг (Дания, Германия) и денье (Франция).
Римский денарий с изображением императора Луция Вера (161–169 гг.), отчеканенный в 161 году н. э.
В начале нашей эры римский денарий равнялся примерно 45 рублям. А само выражение про кесаря и Бога стало означать «каждому — по заслугам».
5. «Купаться в золоте»
Всем понятно, что это выражение относится к очень богатому человеку, который может позволить себе буквально все. Таким богачом был, например, римский император Калигула (37–41 гг.), который однажды и впрямь почти что искупался в золоте. Об этом пишет Гай Светоний Транквилл в «Жизни двенадцати цезарей»:
«Объявив эдиктом, что на новый год он ждет подарков, он в календы января встал на пороге дворца и ловил монеты, которые проходящий толпами народ всякого звания сыпал ему из горстей и подолов. Наконец, обуянный страстью почувствовать эти деньги наощупь, он рассыпал огромные кучи золотых монет по широкому полу и часто ходил по ним босыми ногами или подолгу катался по ним всем телом».
В то время в обращении была монета золотая монета ауреус (лат. aureus — «золотой»), стало быть, и купался Калигула именно в ауреусах. Сегодня 1 ауреус стоил бы примерно 1125 рублей.
Ауреус с изображением императора Траяна (98–117 гг.)
6. «Копейка рубль бережет»
Это выражение напоминает о пользе бережливости и внимательного отношения к своим финансам. Такое отношение ярко демонстрировал писатель Антон Чехов, у которого, впрочем, не было иного выбора. Уже в возрасте двадцати с небольшим лет Чехов содержал, как сын и брат, семью из шести человек.
В 1883 году 23-летний писатель зарабатывал около 100 рублей в месяц, что сейчас равнялось бы примерно 120 000 рублей. «Живи я в отдельности, я жил бы богачом», — отмечал Чехов.
Антон Павлович тщательно записывал все траты, считая каждую копейку. Его письма усеяны пометками — копейка, копейка, копейка. В феврале 1887 года он писал старшему брату Александру:
«За тобой 10 к. Надеюсь, что твоя подлая натура, склонная к скоктанию, <…> и грабежу, 10 к. мне возвратить <…> Не будь подлецом и возврати! Будь добр! Ведь на 10 коп. для перепела на 28 дней корму купить можно. Не дай ему помереть далеко от родной земли! Заплати, сволач!»
Монета достоинством 10 копеек, отчеканенная в Российской империи в 1907 году
7. «Как из рога изобилия»
В этом выражении нет прямого упоминания денежных знаков. Однако мифический рог изобилия как символ богатства очень часто изображался на монетах в эпоху Античности.
Согласно одному из мифов про Зевса, в младенчестве будущий верховный бог Олимпа был отдан на воспитание нимфам острова Крит. Там Зевса вскармливали пчелиным медом и молоком козы-нимфы Амалфеи. Однажды она обломила свой рог, и Зевс наделил его свойством приносить своему владельцу в избытке любую пищу и питье.
Ауреус Веспасиана, отчеканенный в 75 году н. э. Амалфея и рог изобилия изображен на реверсе монеты
Со временем символ достатка переместился в римскую культуру. Нередко его можно встретить на монетах императора Веспасиана (9–79 гг. н. э.), который вывел Римскую империю из финансового кризиса. Чеканили рог изобилия и на уже упомянутых золотых ауреусах.