Те, кто вырос на советских фильмах, зачастую относятся к современному российскому кинематографу в лучшем случае снисходительно. Дескать, тогда снимали и умно, и душевно, а сейчас киноделы только и могут, что тиражировать чернуху, пошлость и глупость. Это сильное преувеличение — в России тоже выходят достойные картины, причем вполне регулярно. Чтобы убедить в этом преданных любителей советского кино, Vokrugsveta.ru подготовил подборку заслуживающих внимания российских фильмов, которые напрямую перекликаются с картинами, выпущенными в СССР.
«Территория» (2014)
Режиссер: Александр Мельник
В главных ролях: Константин Лавроненко, Григорий Добрыгин, Егор Бероев, Ксения Кутепова
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,1
Отдельным поджанром советского кино были фильмы о геологах, странствующих по просторам Сибири и Крайнего Севера и переживающих разные приключения. Тут можно вспомнить, скажем, «Неотправленное письмо» (1959), «Пропавшую экспедицию» (1975), «Золотую речку» (1976), «Злой дух Ямбуя» (1977) и «Территорию» (1978). У этих картин и сейчас есть свой круг почитателей, тоскующих по советской романтике странствий. Им можно смело посоветовать фильм «Территория», снятый в 2014 году.
Новая экранизация одноименного советского «производственного романа» писателя Олега Куваева о геологах, разыскивающих золото в бескрайних дебрях Сибири, получилась даже не то чтобы добротной — она вышла невероятно красивой (что неудивительно при такой-то натуре), безгранично романтичной и невероятно вдохновляющей.
Это правильное во всех отношениях, подчеркнуто «старомодное» кино, в котором не нашлось места распространенным кинотипажам середины 2010-х — продвинутым хипстерам, огламуренным бандитам и модным метросексуалам. Только природа, только горы и реки, только отважные люди, преданные своему делу.
Некоторые критики тогда даже заговорили, что появление подобных фильмов знаменует начало нравственного оздоровления российского общества. Правда, авторы новой «Территории», не сумев найти идеала в современности, зарылись в его поисках в начало 1960-х (яркая примета времени — радость героев при известии о полете Гагарина), но это и терпимо, и оправданно. Потому что на лучших образцах прошлого можно строить настоящее и будущее.
Все Трейлеры / YouTube
«Экипаж» (2016)
Режиссер: Николай Лебедев
В главных ролях: Данила Козловский, Владимир Машков, Агне Грудите, Сергей Кемпо
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,8
К концу 1970-х советский кинематограф начал развивать свой вариант жанра фильма-катастрофы. Наиболее известен «Экипаж» 1979 года, а еще были сняты, например, «34-й скорый» (1981), «Тревожное воскресенье» (1983), «Поезд вне расписания» (1986), «Размах крыльев» (1986). Тем, кому нравятся эти картины, можно посоветовать «Экипаж» режиссера Николая Лебедева, имеющий крайне отдаленное сюжетное сходство с советской «картиной-тезкой». Роднит их то, что новый «Экипаж», как и старый, — очень сильный фильм, обеспечивающий зрителю широкий спектр эмоций.
То, что начинается, как производственная драма с комическими элементами, перерастает в сокрушительный фильм-катастрофу — Голливуд здесь воистину отдыхает! А все потому, что спецэффекты, пусть они здесь превосходны, не могут затмить харизматичных героев. Владимир Машков ожидаемо великолепен, Данила Козловский очень трогателен и убедителен. Их первоначальное психологическое противостояние перерастает в напряженную, словно американские горки, борьбу за выживание, где от мужества, хладнокровия и сообразительности каждого из этих двоих зависит судьба десятков людей.
Впрочем, и большинство второстепенных персонажей вышли совершенно не картонными, за их судьбу всерьез беспокоишься и переживаешь. Два с половиной часа пролетают почти мгновенно. При этом фильм не просто захватывающий — он очень правильный по духу, учащий до конца бороться за такую хрупкую человеческую жизнь.
Central Partnership / YouTube
«Т-34» (2018)
Режиссер: Алексей Сидоров
В главных ролях: Александр Петров, Виктор Добронравов, Ирина Старшенбаум, Винценц Кифер
Рейтинг «Кинопоиска»: 6,9
Непременной составляющей советского кинематографа были фильмы про Великую Отечественную войну. Их снимали в большом числе и, естественно, они были разными по качеству. Люди такие фильмы очень ценили. «Я человек простой, я люблю, чтобы в кино — но только в кино! — была парочка штурмбанфюреров СС, чтобы огонь велся по возможности из всех видов стрелкового оружия и чтобы имела место хор-р-рошая танковая атака, желательно массированная…», — иронизировали братья Стругацкие от лица советского обывателя.
Среди советских военных фильмов затесался черно-белый «Жаворонок» (1964) о пленных танкистах, которых гитлеровцы посадили в захваченный танк Т-34, решив использовать их в качестве мишени, — а они совершили дерзкий побег. Картина оказалась довольно успешной и даже участвовала в Каннском кинофестивале. Спустя 54 года на экраны вышел фильм «Т-34» Алексея Сидорова, снятый по тому же сюжету.
Сразу после премьеры фильм раскритиковали «заклепочники» — мол, и это в нем показано исторически неверно, и то не так выдержано. Дескать, и количество заклепок на танке неправильное, и форма люков не та, и автоматы такой марки в 1941-м не использовались и т. д. В итоге, «Т-34» объявили чуть ли не издевательством над подвигом дедов и прадедов. В противовес настоятельно советовали смотреть «Жаворонка».
Но если оценивать фильм Сидорова непредвзято, то он окажется отличным. Невероятно захватывающий и динамичный — ни одного провисания сюжета: сидишь перед экраном, как пришитый. В центре сюжета волнующая дуэль двух танковых асов — русского Коли Ивушкина и гитлеровца Клауса Ягера. Александр Петров в главной роли ни разу не раздражает («Полицейский с Рублевки» не вспоминается ни секунды), а сцены танковых поединков заставляют практически кричать от восторга — настолько изобретательно они сняты. Единственная претензия — режиссер чересчур злоупотребляет замедленной съемкой в сценах попадания снарядов в танковую броню, но это мелочи.
Что же до ворчунов, то когда вышла «Ярость» с Брэдом Питтом, никто не ныл насчет исторической недостоверности, все просто прилипли к экранам. Просто блокбастерное кино диктует свои условности и неизбежные упрощения. Самое главное — зрелищность и посыл. С этим у «Т-34» все в полном порядке.
«Чемпион мира» (2021)
Режиссер: Алексей Сидоров
В главных ролях: Константин Хабенский, Иван Янковский, Владимир Вдовиченков, Виктор Добронравов
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,7
В советское время снимали много фильмов о спорте и спортсменах. Были среди них и картины о шахматистах: «Гроссмейстер» (1972) и «Белый снег России» (1980). Тем, кому они понравились, обязательно стоит посмотреть и «Чемпиона мира» (2021).
Сегодня российский кинематограф исправно штампует ностальгическую продукцию, посвященную победам и достижениям советского времени. Хоть такие фильмы и принято критиковать («Сколько можно выезжать на советском?!»), они, как правило, довольно добротные — и «Чемпион мира» исключением не стал. К точности воссоздания обстановки 1978 года наверняка можно придраться в мелочах, но в фильме присутствуют и яркий конфликт, и характерные, выразительные антагонисты, и захватывающая атмосфера затяжного поединка. Становится понятно, почему в 1970-х шахматные турниры привлекали огромное внимание, а ведущие шахматисты становились суперзвездами.
Картина примечательна расстановкой акцентов. Вероятно, если бы ее снимали лет 20 назад, Виктор Корчной оказался бы благородным героем, вступившим в неравный поединок с тоталитарной государственной машиной, а Анатолий Карпов — презренным прихвостнем режима. Но времена изменились — и Корчной в исполнении Константина Хабенского предстает честолюбцем-манипулятором, продавшим родину из-за обиды и готовым пойти на все ради чемпионского титула.
Впрочем, Карпов в исполнении Ивана Янковского тоже отнюдь не безупречен (ради страсти к игре он готов пожертвовать любимым человеком), но в целом показан куда более комплиментарно. По замыслу создателей в историческом матче в Багио зрители должны болеть за Карпова, а к психопатичному трикстеру Корчному (таким он показан в фильме) — испытывать антипатию.
Режиссер Алексей Сидоров успешно справился с задачей показать долгие шахматные партии так, чтобы зритель не терял интереса к происходящему на экране. Большое внимание уделено визуализации разных деталей и процессов, да и саундтрек подобран удачно — «Темп» Софии Ротару при просмотре реально бодрит и разжигает кровь…
Central Partnership / YouTube
«Хронос» (2022)
Режиссеры: Роман Просвирнин, Дмитрий Аболмасов
В главных ролях: Сергей Пускепалис, Иван Жидков, Анастасия Балякина, Михаил Горевой
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,0
Советский кинематограф, не располагая голливудскими бюджетами, при воплощении научно-фантастических историй старался делать упор не на спецэффекты, а на умный сюжет. Причем работавшие в СССР кинотворцы не чуждались и столь причудливого жанра, как хронофантастика — и это был отнюдь не только «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) Леонида Гайдая. К этому жанру принадлежит странноватое «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975), практически забытое, но очень красивое «31 июня» (1978), та же «Гостья из будущего» (1984), гениальное «Зеркало для героя» (1987) и малоудачное «Похищение чародея» (1989).
Российский «Хронос» наследует лучшим образцам советской кинофантастики о путешествиях во времени. Это как раз-таки произведение хоть и скромное и малобюджетное, но на удивление умное. У него есть качественная литературная основа — творчество классика отечественной фантастики Кира Булычёва. Его рассказы и повести часто экранизировали, но, наверное, именно это киновоплощение получилось самым грустным. Ничего общего с бодрым оптимизмом упомянутой «Гостьи из будущего» и мультфильма «Тайна третьей планеты» (1981)!
Нередко хронофантастика грешит глуповато-бравурными сюжетными поворотами, но в «Хроносе», к счастью, подобного нет. Задачи, стоящие перед здешними героями, скромны и конкретны. Передать из сытого и изобильного настоящего в блокадный Ленинград 1942-го немного продуктов голодающему писателю, чтобы он успел завершить свой магнум опус. Преодолев расстояние в 80 лет, сообщить девочке-подростку в военной Москве, где лежит продуктовая карточка. Забрать в счастливое будущее из послевоенной Москвы потерявшую мужа на фронте женщину с маленьким сыном.
Вообще, тема войны всплывает тут повсеместно. Если резюмировать, то фильм получился душевный и атмосферный, да еще и с филигранной актерской игрой — особенно Сергея Пускепалиса, для которого роль в «Хроносе» оказалась последней.
Connect Film / YouTube
«Сердце Пармы» (2022)
Режиссер: Антон Мегердичев
В главных ролях: Александр Кузнецов, Елена Ербакова, Сергей Пускепалис, Евгений Миронов
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,5
Советский кинематограф наплодил много фэнтези — иногда под видом экранизаций детских сказок. Но выходили в СССР и фэнтези-картины, которые не грех было глянуть и взрослым: тут и забытая «Лесная песня» (1961), и поэтическая «Эгле — королева ужей» (1981), и душераздирающая «Сказка странствий» (1983), и героико-приключенческое кино «В поисках утраченного сокровища» (1987). Современный фильм «Сердце Пармы» тоже следует классифицировать как фэнтези, хотя некоторые ошибочно называют его исторической картиной.
Роман «Сердце Пармы» Алексея Иванова тоже сложно назвать историческим. Скорее, это фэнтези с элементами истории. В наличии увлекательный сюжет, выпуклые персонажи (некоторые из них носят имена реальных исторических фигур), «колдунство», эпичные баталии, колоритные мифологические элементы, таинственная Золотая Баба, опять же… Хотя много и откровенно нелепого — вроде шаманов-смертников на боевых лосях.
Экранизация романа получилась на редкость удачной — эпичность просто-таки голливудская! Батальные сцены можно смотреть без испанского стыда. Герои переданы на пять баллов, актерские работы отличные — что хитромудрый князь Михаил, что княгиня-ламия Тичерть, что верный сотник Полюд, что брутальный антигерой Асыка. Даже Федор Бондарчук в минутной роли Ивана III выступил отлично.
Сюжет большого романа в менее чем трехчасовой хронометраж упаковали без больших потерь — все смотрится понятно и логично, никаких провисаний, заставляющих клевать носом от скуки. Операторская работа, музыкальное сопровождение, спецэффекты — все на высоте. Декорации средневековой Чердыни сработаны на совесть. Боевой лось, к счастью, только один — на нем разъезжает антигерой Асыка. Магия присутствует, но не выпирает. В общем, качественный продукт, который совершенно не стыдно поставить на одну полку с «300 спартанцами», «Троей», «Гладиатором», «Королем Артуром» и подобными произведениями.
Central Partnership / YouTube
«Сто лет тому вперед» (2024)
Режиссер: Александр Андрющенко
В главных ролях: Даша Верещагина, Марк Эйдельштейн, Александр Петров, Виктория Исакова
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,6
Дети 1980-х до сих пор обожают советскую подростковую фантастику. «Приключения Электроника» (1979), «Тайна третьей планеты» (1981), «Гостья из будущего» (1984) вошли в геном этого поколения. А ведь были еще превосходные «Москва — Кассиопея» (1973), «Большое космическое путешествие» (1974), «Отроки во Вселенной» (1976), откровенно неудачные «Лиловый шар» (1987) и «Остров ржавого генерала» (1988).
Неудивительно, что пару лет назад бывших детей 1980-х, навсегда влюбившихся в бездонные глаза Алисы Селезневой, буквально потрясла весть о том, что скоро выйдет новая экранизация повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперед», положенной в основу «Гостьи из будущего». Заговорили ни больше ни меньше о «кощунстве» и посягательстве на светлые воспоминания детства!
Но надо признать, что картина «Сто лет тому вперед» оказалась отнюдь не ужасной: это нормальная фантастика, ориентированная на современных подростков, которые «Гостью из будущего» не видели и видеть не желают, а в лучшем случае осиливают только первую серию любимого фильма своих родителей.
Среди героев раздражение вызывает разве что болтливый Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн), из которого авторы сделали какую-то карикатуру на современного подростка. Новая же Алиса Селезнёва (Даша Верещагина) как раз смотрится органично и даже внешне немного похожа на Наташу Гусеву, игравшую в «Гостье из будущего». Однако у Алисы в новом фильме на удивление скромная, едва ли не вспомогательная роль — на передний план выходит ее боевая мама, которую играет Виктория Исакова. Отец Алисы, профессор Селезнёв, в исполнении Константина Хабенского тоже хорош, но в кадре он появляется редко.
А вот кто просто превосходен и он крадет зрительское внимание каждой секундой своего пребывания в кадре, так это Александр Петров в роли Весельчака У, который очень напоминает Джека Воробья. Второй же пират, Глот в исполнении Юры Борисова, имеет немалое сходство с Волан-де-Мортом. Но зато эти злодеи в новом фильме действительно крутые и грозные, а не мелкие аферисты, какими они предстали в «Гостье из будущего».
Что касается сюжета, то он производит смешанное впечатление. Есть неплохие задумки, удачные находки, но не все продумано одинаково хорошо. Да и к исходной повести Кира Булычева фильм имеет очень отдаленное отношение. Возможно, он только выиграл бы, если бы его полностью отвязали от «Гостьи из будущего» и назвали бы главных героев не Алисой и Колей, а как-нибудь иначе.
Но многое искупает яркая картинка и та самая музыка, от которой умягчаются сердца и влажнеют глаза. На один раз фильм точно сойдет, а кто-то, быть может, дозреет до того, чтобы его пересмотреть.
Central Partnership / YouTube
«Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» (2024)
Режиссер: Игорь Волошин
В главных ролях: Екатерина Червова, Юрий Колокольников, Евгений Чумак, Артур Ваха
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,1
В советское время часто экранизировали культовые детские книги. Своих экранизаций удостоились, на радость тогдашней детворе, и «Золотой ключик», и «Три толстяка», и «Айболит», и «Руслан и Людмила», и «Старик Хоттабыч», и «Чиполлино». А вот «Волшебнику Изумрудного города» с продолжениями почему-то не повезло, ибо по ним сняли только весьма невразумительный мультик. Уже в постсоветскую эпоху, в 1994 году, автор «Гостьи из будущего» Павел Арсенов все-таки перенес на экран сказку Александра Волкова, но в силу ряда причин этот фильм получился неудачным. Спустя почти 30 лет «Волшебника изумрудного города» решили экранизировать уже с голливудским размахом.
«Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» впечатления оставляет… смешанные. Спору нет, картинка здесь роскошная — камера парит над великолепными пейзажами Волшебной страны (хотя те же Жевуны слишком уж напоминают хоббитов), и следить за ее полетом очень приятно. Основные события книги в фильме присутствуют — зрителей ждут ураган, занесший Элли в Волшебную страну, обретение чудесных башмачков, встречи со Страшилой, Железным Дровосеком и Трусливым Львом, опасное приключение с людоедом, коварное маковое поле и сражение с саблезубыми тиграми, превратившееся здесь в поистине эпическую битву. Порой действие разбавляется отсебятиной, хотя ее здесь не так уж много, чтобы вызвать раздражение, а динамика сюжета отличается неровностями.
Если говорить о персонажах, то к Страшиле, Дровосеку и Льву претензий нет никаких — они очень милые, забавные и вполне соответствуют книжным прототипам. А вот что касается Элли, то весьма огорчает, что умную, храбрую и находчивую девочку из книги Волкова превратили в капризного современного подростка с чрезмерной зависимостью от интернета и гаджетов. Хотя, надо признать, под конец фильма Элли начинает исправляться и становится умнее. Спорным получился и Тотошка, которого сделали ответственным за юмор и заставили непрерывно извергать шуточки.
Вот за кого действительно обидно, так это за Урфина Джюса. Строго говоря, здесь его и не должно быть, так как у Волкова он появляется лишь во второй книге. Но зачем же его так принизили? Книжный Урфин Джюс — великолепный мерзавец, чрезвычайно крутой плохиш, позже ставший не менее классным положительным героем. А здесь из него сделали какую-то квазимодоподобную пародию на книжного персонажа. Неорганично смотрится и Бастинда, линию которой существенно расширили, превратив в главного антагониста. Исполняющая роль колдуньи Светлана Ходченкова слишком переигрывает, корчит страшные рожи, поминутно зловеще хохочет и постоянно говорит про башмачки. Если бы этот персонаж был представлен в более сдержанной манере, то вышел бы убедительнее.
Напоследок картина оставляет еще и чувство досады. Повесть Волкова вполне можно было бы уместить в один фильм (как и каждую из остальных книг цикла), но режиссер и сценаристы предпочли внезапно оборвать действие на самом драматическом моменте — продолжение «Волшебника» выйдет теперь не раньше 2026 года.
Central Partnership / YouTube