Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Альбомы к бою: 6 знаменитых дуэлей рок-групп, потрясших музыкальный мир

The Beatles и The Rolling Stones, Judas Priest и Iron Maiden, Blur и Oasis… Группам, играющим в одном жанре, нередко доводилось вступать в многолетние противостояния

3 октября 2025Обсудить

Творческая дуэль — явление достаточно распространенное. Литераторы, художники, кинематографисты и музыканты, по тем или иным причинам считающие друг друга соперниками, всячески стараются переплюнуть «противника» очередным произведением. Такие поединки весьма распространены и среди рок-групп — чаще всего играющих в сходном стиле. Vokrugsveta.ru рассказывает историю шести знаменитых противостояний рок-музыкантов и подводит итоги каждой из многолетних дуэлей.

Альбомы к бою: 6 знаменитых дуэлей рок-групп, потрясших музыкальный мир | Источник: Getty Images (х4)
Источник:

Getty Images (х4)

The Beatles против The Rolling Stones

Изначально The Beatles и The Rolling Stones врагами отнюдь не были. Участники двух групп познакомились в 1963 году — и стали хорошими приятелями. Более того, The Beatles, уже добившиеся на тот момент популярности, поддержали юных коллег. В частности, Джордж Харрисон порекомендовал The Rolling Stones лейблу Decca, который незадолго до того сел в лужу, отказав «битлам» в контракте и теперь искал новых молодых звезд, чтобы компенсировать этот промах.

Группа The Beatles, 1964 год | Источник: IanDagnall Computing via Legion Media

Группа The Beatles, 1964 год

Источник:

IanDagnall Computing via Legion Media

В итоге в Decca получили своих восходящих суперзвезд, а «роллинги» — лейбл звукозаписи, на котором вышли все их альбомы 1960-х, благодаря которым пятерка и взлетела в поднебесье.

Кроме того, Леннон и Маккартни подарили «роллингам» свою песню I Wanna Be Your Man, которая стала вторым синглом Stones. Леннону было не жаль расставаться с этой песней, поскольку он счел ее совсем пустяковой — но именно она стала первым хитом «роллингов».

Песня I Wanna Be Your Man в исполнении The Rolling Stones (The Rolling Stones / YouTube)

Впоследствии обе группы сражались друг с другом за первые места в хит-парадах. Типичный пример: The Rolling Stones в 1964 году сменили The Beatles на вершине британского альбомного чарта, а годом позже сингл «роллингов» Get Off Of My Cloud сместил с первого места битловскую Yesterday.

Когда The Beatles и The Rolling Stones стали самыми популярными группами — не только в Великобритании, но и во всем мире — пресса, охочая до скандалов, попыталась столкнуть их лбами, доказывая, что музыканты обуяны духом непримиримого соперничества и чуть ли не вражды друг к другу.

Реальных поводов для такого мнения, впрочем, было мало. Так, например, вышедший в декабре 1967-го психоделический альбом «роллингов» Their Satanic Majesties Request многие восприняли как попытку переплюнуть ставший достоянием общественности несколькими месяцами ранее битловский Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, выдержанный в схожем стиле. В вышедшей в 1970-м песне The Beatles Dig a Pony усмотрели скрытый укол — конкретно в строчках: «I roll a stoney / Well, you can imitate everyone you know».

Песня Dig a Pony группы The Beatles (The Beatles / YouTube)

Большую роль в их так называемой «вражде» сыграла разница в имидже. Желтая пресса пыталась представить две группы антагонистами, противопоставляя чистеньких The Beatles в их аккуратных костюмах расхристанным The Rolling Stones: мол, одни «хорошие мальчики», а вторые — «хулиганы».

Самое забавное, что в жизни все было наоборот: выходцы из пролетарских районов Ливерпуля The Beatles начинали карьеру, сутками напропалую играя в захудалых клубах родного города, а затем и Гамбурга для публики, которую сейчас охарактеризовали бы, как «гопоту». «Битлы» знали толк в уличных драках, в которых неоднократно участвовали: тот же Леннон в юности был крайне агрессивным типом.

В свою очередь, Мик Джаггер и Брайан Джонс из «роллингов» вышли из среднего класса — да и в целом путь The Rolling Stones к славе оказался более коротким и не столь драматичным, как у соперников. Пресловутое «хулиганство» «роллингов» во многом было наигранным, типичным маркетинговым ходом.

Группа The Rolling Stones, 1970 год | Источник: Legion Media

Группа The Rolling Stones, 1970 год

Источник:
Legion Media

После распада The Beatles взаимные уколы стали острее: Джон Леннон в знаменитом интервью 1970 года зло высказался, что, дескать, Stones постоянно копируют Beatles. Он охарактеризовал музыку «роллингов» пустым хайпом, а сценические танцы Мика Джаггера припечатал неприличным словом. Джаггер ответил давно мертвому Леннону спустя 17 лет — заявил, что не расстроился из-за распада The Beatles и даже, мол, счел это «хорошей идеей».

Не раз прохаживался по The Beatles и острый на язык гитарист Кит Ричардс. Так, он назвал «Сержанта Пеппера» — уже спустя 48 лет после его выхода! — «мешаниной из ерунды» и утверждал, что Beatles, дескать, никогда не были сильны в живых выступлениях. При этом Ричардс никогда не забывал добавить, что их так называемая вражда — чепуха на постном масле и они всегда были добрыми друзьями.

Пол Маккартни в 2021 году заметил, что The Rolling Stones изначально являлись, по сути, блюзовой кавер-группой, в то время как истоки творческих влияний Beatles были куда шире. Джаггер в ответ пошутил со сцены, предложив Маккартни присоединиться к ним для исполнения очередной блюзовой кавер-версии.

Кто же победил? Сравним группы по ключевым параметрам. С одной стороны, The Beatles считаются куда более серьезными новаторами, расширившими границы поп-музыки. Зато The Rolling Stones являлись более виртуозными музыкантами на сцене. К тому же, The Beatles прекратили свою гастрольную деятельность еще в 1966-м, а «роллинги» выступают и по сей день на радость поклонникам.

The Beatles распались на своем пике 55 лет назад, сохранив статус вечной легенды, а The Rolling Stones все эти годы продолжали выступать и записываться, невзирая на потерю отдельных участников и демонстрируя феномен невероятной устойчивости.

С другой стороны, «битлы» бесспорно опередили «роллингов» по продажам их музыки и количеству песен на вершине хит-парадов. Песни The Beatles занимали первое место в чарте Billboard Hot 100 20 раз, в общей сложности продержавшись на вершине 59 недель. Общий объем продаж пластинок, дисков и кассет с альбомами и синглами The Beatles превысил один миллиард экземпляров. The Rolling Stones тоже были невероятно успешны, но и близко не подобрались к соперникам по этим показателям.

В целом можно отметить, что The Beatles оставили яркий и вечный след своими неповторимыми мелодиями, великими песнями и изобретательными инновациями. Со своей стороны, The Rolling Stones доказали, что рок-н-ролл может быть поистине бесконечным, и стали эталоном концертной группы. Их «соперничество» во многом было мифом, который подогревали СМИ, но отчасти именно это творческое напряжение помогло обеим группам создать удивительную музыку.

Judas Priest против Iron Maiden

Judas Priest стартовали в 1969-м, Iron Maiden — на шесть лет позже. Путь «пристов» к славе был длинным. Первые годы существования этой группы прошли в бедности — они стали жертвами фирмы, навязавшей неопытным музыкантам грабительский контракт и влачили полуголодное существование. Но напряженный труд и несомненный талант делали свое дело — после выхода в 1980 году альбома British Steel, шестого по счету, Judas Priest стали звездами хеви-метала, жанра, который они же сами во многом и изобрели.

Каково же оказалось негодование Роба Хэлфорда и его партнеров, когда у них обнаружились молодые нахальные конкуренты, предъявившие права на честно заработанный Judas Priest трон!

Группа Judas Priest, 1978 год | Источник: Fin Costello/Redferns via Getty Images

Группа Judas Priest, 1978 год

Источник:

Fin Costello/Redferns via Getty Images

В 1980-м Judas Priest отправились в мировой тур, а в качестве группы «разогрева» менеджмент навязал им молодых и амбициозных Iron Maiden. У тех на тот момент за душой был один-единственный альбом, однако альбом Iron Maiden (1980) был чрезвычайно высоко оценен критиками и публикой.

Накануне тура вокалист Iron Maiden Пол Ди'Анно в интервью самоуверенно заявил, что группа собирается на каждом концерте тура «разносить в клочья» Judas Priest. Узнав об этом, гитарист Priest Кеннет Даунинг возмутился и начал требовать снять Maiden с тура. Однако вокалист группы Роб Хэлфорд решил, что к выходке Пола надо отнестись спокойно и с юмором. Гитарист Гленн Типтон и басист Иэн Хилл с ним согласились.

Песня Running Free с альбома Iron Maiden (IronMaidenPlay / YouTube)

Вскоре у «пристов» появились новые поводы для недовольства. Много лет спустя Даунинг вспоминал, что как-то участники Maiden без приглашения заявились на репетицию Judas Priest и молча наблюдали — что он расценил как желание подглядеть и украсть творческие приемы старших коллег.

Атмосфера во время совместных гастролей оставалась довольно натянутой. Несмотря на это, тур оказался успешным, и Judas Priest пригласили Maiden снова поддержать их во время американских турне в 1981-м и 1982 (на тот момент Ди'Анно за микрофонной стойкой заменил Брюс Дикинсон) годах. По словам Даунинга, и там тоже не обошлось без трений, хотя детали уточнять он не стал.

Со временем острота личного конфликта сошла на нет, и между группами установились дружеские отношения. В то же время музыкальное соперничество нарастало и продолжалось все 1980-е — коллективы во многом шли параллельными курсами, претендуя на одну и ту же аудиторию. При этом у Iron Maiden в то десятилетие осечек практически не было. Их альбомы The Number of the Beast (1982), Piece of Mind (1983), Powerslave (1984), Somewhere in Time (1986), Seventh Son of a Seventh Son (1988) получались один другого круче — и с творческой и с коммерческой точки зрения.

Группа Iron Maiden, 1987 год | Источник: Icon and Image/Getty Images

Группа Iron Maiden, 1987 год

Источник:
Icon and Image/Getty Images

А вот карьера Judas Priest развивалась куда менее однозначно. Их альбом 1981-го Point of Entry оказался самым слабым звеном в их дискографии. На нем группа продемонстрировала отход от новомодного хеви-метала в пользу харда в духе 1970-х, демонстрируя явное желание угодить американской публике, любящей незатейливые песенки про байкеров, любовь и секс. Лояльная аудитория в итоге была очень разочарована.

Впрочем, «присты» сумели исправиться: на альбомах Screaming for Vengeance (1982) и Defenders of the Faith (1984) коллектив вновь продемонстрировал зубодробительный хеви-метал. Однако пластинки Turbo (1986) и Ram It Down (1988) многими их слушателями вновь были встречены с разочарованием — группу обвиняли в том, что она опять стала упрощать и облегчать свою музыку.

Песня Night Comes Down с альбома Defenders of the Faith (Judas Priest / YouTube)

К концу 1980-х Maiden выглядели однозначными победителями в их противостоянии, но в 1990-м Priest сумели несколько отыграться. Выпущенный в том году Iron Maiden альбом No Prayer for the Dying оказался неожиданно слабым — возможно из-за замены гитариста Эдриана Смита, одного из главных композиторов группы, на Яника Герса. Зато Judas Priest в том же 1990-м сумели выдать свою лучшую пластинку Painkiller — с брутально-свирепой и ошеломительно красивой музыкой.

Впрочем, два года спустя Iron Maiden отчасти отыгрались, выпустив сильный Fear of the Dark. А «присты» в том году не выдали ничего — группа рассорилась и рассталась со своим бессменным вокалистом Робом Хэлфордом. Вообще, в 1990-х судьбы Judas Priest и Iron Maiden опять оказались довольно схожи. Iron Maiden тоже расстались с вокалистом — Дикинсон, как и Хэлфорд, ушел, чтобы делать более интересную лично ему музыку. Затем и Judas Priest, и Iron Maiden подрядили молодых неизвестных певцов — Тима Оуэнса и Блейза Бейли — с которыми записали по паре альбомов, неоднозначно принятых фанатами.

В начале 2000-х обе группы воссоединились со своими легендарными фронтменами (кстати, в 2000-м Роб Хэлфорд пригласил Брюса Дикинсона записать дуэт в песне The One You Love to Hate для своего сольного проекта). Участники обеих групп не раз выражали желание снова отправиться в совместный тур. В 2023 году Хэлфорд публично поддержал номинацию Iron Maiden на включение в Зал славы рок-н-ролла, заявив, что его группа будет голосовать за них.

Брюс Дикинсон и Роб Хэлфорд, 2006 год | Источник: Jo Hale/Getty Images

Брюс Дикинсон и Роб Хэлфорд, 2006 год

Источник:
Jo Hale/Getty Images

В целом же можно сказать, что, хотя Judas Priest заложили основы звучания и имиджа хеви-метал, оказав влияние на все последующие группы, победили в противостоянии Iron Maiden, которые суммарно продали свыше 130 млн копий альбомов по всему миру (их оппоненты — свыше 50 млн).

К тому же, Iron Maiden сумели почти полностью сохранить классический состав — лишь ударник Нико Макбрэйн недавно покинул группу, не в силах больше выносить гастрольных тягот. А вот Judas Priest уже много лет выступают без своего знаменитого гитарного дуэта Даунинг/Типтон, десятилетиями являвшегося фундаментом их идентичности…

Оззи Осборн против Black Sabbath

В апреле 1979 года гитарист Тони Айомми уволил вокалиста Оззи Осборна из их общей группы Black Sabbath. К тому времени Осборн погряз в пьянстве, наркомании и лени: он не испытывал никакого желания работать над новым альбомом, отчего Айомми и вышвырнул коллегу. Вместо Осборна он пригласил Ронни Джеймса Дио, бывшего вокалиста группы Rainbow — певца с мощным красивым голосом и к тому же талантливого сочинителя.

Группа Black Sabbath, 1970 год | Источник: UtCon Collection via Legion Media

Группа Black Sabbath, 1970 год

Источник:

UtCon Collection via Legion Media

Оззи же окончательно ушел в загул. Он решил вернуться на родину и найти себе какую-нибудь «нормальную» работу, например, на стройке. Желания возродить свою музыкальную карьеру, у Осборна не имелось, но его спасла Шэрон Арден, дочь менеджера Black Sabbath Дона Ардена. В тот момент, когда все вокруг и, главное, он сам считали Осборна отработанным хламом, Шэрон решила, что у Оззи есть потенциал, даже вне группы, с которой его все ассоциировали.

Арден разыскала Осборна, решительно заставила его протрезветь и приступила к поиску музыкантов для его новой группы. На предложение откликнулись барабанщик Ли Керслейк, бас-гитарист Боб Дэйсли (экс-коллега Дио по Rainbow) и гениальный гитарист Рэнди Роадс. Четверка во главе с Осборном села писать новый альбом — параллельно тем же занимался и новый состав Black Sabbath.

Для Оззи стало делом чести наваять хорошую пластинку и в благородном творческом состязании показать бывшим коллегам, что те крупно просчитались, избавившись от него. Осборн, Роадс, Керслейк и Дэйсли записали альбом Blizzard of Ozz, легший на прилавки в Великобритании в сентябре 1980 года, а в США — в марте 1981-го. Под завязку забитый хитами альбом имел огромный успех и восстановил репутацию Осборна как рок-звезды.

Песня Goodbye To Romance с альбома Blizzard of Ozz (Metalhead — Topic / YouTube)

Однако и обновленные Black Sabbath сумели записать альбом ничуть не хуже — Heaven and Hell оказался исключительно сильной работой и был прекрасно принят музыкальным сообществом. Так между бывшими коллегами завязалась жестокая борьба, растянувшаяся на несколько лет.

Песня Die Young с альбома Heaven and Hell (Lola Lupino / YouTube)

В 1981 году два враждующих лагеря снова выпустили по альбому: Оззи — Diary Of A Madman, а Black Sabbath — Mob Rules. И снова ничья: обе работы оказались очень сильными и были высоко оценены.

Песня Over the Mountain с альбома Diary of a Madman

В этой борьбе Оззи не чуждался запрещенных приемов. Желая уязвить своего сменщика, он пригласил в тур карлика Джона Эдварда Аллена (его, кстати, можно увидеть в фильме «Бегущий по лезвию») — в качестве живого реквизита. Оззи переименовал карлика в «Ронни» (издевательский намек на небольшой рост Дио) и в течение восьми месяцев на каждом концерте Аллена понарошку вешали на импровизированной виселице под звуки песни Goodbye to Romance.

Шэрон, узнав, что Black Sabbath готовят к выпуску концертный альбом Live Evil, решила опередить конкурентов. Оззи со своей сольной группой оперативно записал концертник Speak Of The Devil, целиком состоявший из песен его бывшей группы — и успел выпустить его в 1982-м за месяц до Live Evil. Айомми и Ко были, естественно, в ярости. В США продажи Speak Of The Devil оказались намного выше, чем Live Evil — там альбом Оззи получил тиражную «платину» за более чем миллион проданных копий и оказался на 14-м месте в альбомном чарте Billboard Top-200.

Оззи Осборн, 1982 год | Источник: Birmingham Post and Mail Archive/Mirrorpix/Getty Images

Оззи Осборн, 1982 год

Источник:

Birmingham Post and Mail Archive/Mirrorpix/Getty Images

В 1983-м, несмотря на то, что Оззи лишился Рэнди Роадса, погибшего в авиакатастрофе, а Дио, рассорившись с Айомми, ушел из Black Sabbath, оппоненты обменялись равными по силе ударами. Шэрон нашла для Оззи другого талантливого гитариста Джейка Ли, с которым был записан хитовый альбом Bark At The Moon. В свою очередь, Black Sabbath наняли знаменитого Иэна Гиллана, экс-вокалиста Deep Purple, с которым создали альбом Born Again. Неоднозначно воспринятый, он все же продержался в чартах Великобритании семь недель, достигнув 4-го места.

Но дальше Black Sabbath соперничать на равных со своим бывшим вокалистом не сумели. Оззи продолжал наращивать успех, выпуская альбом за альбомом, уверенно выбиваясь в суперзвезды. Black Sabbath же расстались с Гилланом и пережили череду смен вокалистов, басистов и барабанщиков — из старого состава в Black Sabbath оставался лишь Айомми. Группа потеряла контракт с мейджор-лейблом и от нее начали отворачиваться былые поклонники, в массе переметнувшиеся к Осборну. Четыре альбома, выпущенные с 1986-го по 1990 год, неплохие сами по себе, уже мало кого заинтересовали.

В 1991-м Тони предпринял отчаянную попытку восстановить былое величие группы — он вновь стал сотрудничать с Дио и переманил обратно классического басиста Black Sabbath Гизера Батлера, начавшего было работать с Оззи в его сольной группе. Вместе они записали отличный злой альбом Dehumanizer (1992).

Песня Letters From Earth с альбома Dehumanizer (Black Sabbath / YouTube)

Увы, этот новый взлет оказался прерван в самом начале. Оззи Осборн объявил о намерении навсегда отказаться от концертной деятельности (позже он передумал) и предложил Black Sabbath открыть два его «прощальных» концерта в городе Коста-Меса. Айомми и Батлер согласились, но Дио, узнав об этом, разъярился и хлопнул дверью — он считал ниже своего достоинства играть на разогреве у Оззи. Black Sabbath пришлось спешно рекрутировать для этих двух концертов Роба Хэлфорда из Judas Priest.

В 1994-м и 1995 годах Black Sabbath записали два альбома с вокалистом Тони Мартином, с которым группа уже сотрудничала до недолгого возвращения Дио, — и снова они мало кого заинтересовали. И когда в 1997 году Оззи предложил своим прежним коллегам воссоединиться, они ухватились за это предложение, словно за спасательный круг. Победа осталась за Осборном…

Blur против Oasis

Соперничество Blur и Oasis в середине 1990-х годов было не просто музыкальным соревнованием, а настоящей культурной войной, разделившей Великобританию на два лагеря. Это противостояние вышло за рамки музыки и стало столкновением разных субкультур, социальных классов и даже географии.

Blur, лондонская группа, созданная бывшими студентами, воспринималась в качестве интеллигентных остроумцев, иронично обыгрывавших в своих песнях английские типажи и быт. Манчестерские же пролетарии Oasis представляли собой агрессивных, прямолинейных парней с рабочей окраины.

Группа Blur, 1994 год | Источник: Koh Hasebe/Shinko Music/Getty Images

Группа Blur, 1994 год

Источник:
Koh Hasebe/Shinko Music/Getty Images

Пресса активно нагнетала контраст этих двух образов, представляя его как битву «юга против севера» и «ботаников против хулиганов». При этом обе группы были лидерами движения брит-поп, возникшего как британский ответ американскому гранжу. Брит-поп опирался на традиции британской гитарной музыки 1960-х и апеллировал к национальной идентичности англичан.

В 1994–1996 гг. Blur и Oasis жестко соперничали в чартах. Накал страстей достиг пика в августе 1995 года, когда обе группы назначили выпуск своих новых синглов на 14-е число. Масс-медиа окрестили это событие «Битвой брит-попа». В СМИ завязалась острая полемика — кто же выиграет? Люди делали ставки, накал ожиданий был крайне велик.

Группа Oasis, 1993 год | Источник: James Fry/Getty Images

Группа Oasis, 1993 год

Источник:

James Fry/Getty Images

Победу тогда одержали Blur — их Country House продавался значительно лучше, чем Roll With It Oasis (274 тыс. копий против 216 000 тыс.). Этот же сингл же стал у Blur первым, поднявшимся на вершину хит-парада. То был момент триумфа, который басист Blur Алекс Джеймс саркастично отметил, появившись на телешоу Top Of The Pops в футболке Oasis.

Несмотря на победу Blur в этом «сражении», «войну» выиграли Oasis. Их новый альбом (What’s the Story) Morning Glory? достиг намного лучших результатов, чем диск Blur The Great Escape: в первый год продаж это творение Oasis 11 раз становилось платиновым — против трех раз у альбома Blur.

Песня Country House группы Blur (Blur / YouTube)

Синглы с (What’s the Story) Morning Glory?, особенно Wonderwall, стали настоящими гимнами поколения. Исследование 2009 года показало, что песни Oasis были в два раза популярнее у британцев, чем хиты Blur. Oasis также сохраняли стабильный состав и активную концертную деятельность дольше, чем Blur, которые взяли паузу в 2000-х.

В то же время многие эстеты говорят, что у Blur музыка поинтереснее — они, начиная с альбома 1997 года, зазвучали очень смело и экспериментально.

Песня Wonderwall с альбома (What’s the Story) Morning Glory? (YOUMUSIC / YouTube)

В 1990-е участники обеих групп не стеснялись в выражениях в адрес друг друга. Так, в разгар «Битвы брит-попа» лидер Oasis Ноэль Галлахер в интервью в Observer пожелал Алексу Джеймсу и фронтмену Blur Дэймону Албарну «подцепить чертов СПИД и сдохнуть». Позже он, впрочем, извинился за эти слова.

Со временем острота противостояния сошла на нет, музыканты смягчили свою риторику. Например Алекс Джеймс в 2024 году тепло отозвался о Лиаме Галлахере, назвав его «невероятным певцом» и «звездой рок-н-ролла». Недавно барабанщик Blur Дейв Раунтри поведал: «Люди думают, что наш музыкальный враг — это Oasis. Они были таковыми, но лишь на несколько месяцев в 1990-х, а на самом деле с тех пор мы все довольно хорошо ладили».

Ноэль Галлахер несколько раз выступал с Албарном, а также записал вокал для песни группы Gorillaz We Got The Power, написанной лидером Blur. За что, правда, удостоился ругательных высказываний от своего брата Лиама…

Дэймон Албарн и Ноэль Галлахер, 2013 год | Источник: JM Enternational/Redferns

Дэймон Албарн и Ноэль Галлахер, 2013 год

Источник:

JM Enternational/Redferns

История соперничества двух групп продолжает жить в культуре. Так, в 2025 году в Бирмингеме состоялась премьера пьесы «Битва», посвященной тем событиям 1990-х.

«Алиса» против «Кино»

Во второй половине 1980-х «Алиса» и «Кино» были примерно равными по статусу группами Ленинградского рок-клуба. Сейчас трудно в это поверить, но в ту пору между «алисоманами» и «киноманами» существовало острое соперничество, переходившее порой в откровенную вражду. Поклонники одного и другого коллектива готовы были без конца выяснять, чей кумир круче — причем зачастую выясняли это посредством кулаков.

Группа «Кино», 1986 год | Источник: Joanna Stingray/Getty Images

Группа «Кино», 1986 год

Источник:
Joanna Stingray/Getty Images

Сами же Константин Кинчев и Виктор Цой сохраняли приятельские отношения, но порой оказывались не прочь подковырнуть друг друга в песнях. Так, «киношники» включили в свой прорывной альбом 1988-го «Группа крови» песню «Бошетунмай», в которой звучали слова «Все говорят, что мы вместе / Все говорят, но немногие знают в каком». Это была явная издевка над культовым гимном «Алисы» — «Мы вместе».

Кинчев в долгу не остался и годом позже включил в альбом «Шестой Лесничий» песню «Тоталитарный рэп», в которой с сарказмом прошелся по наиболее известным группам Ленинградского рок-клуба. Были там и строки «Тоталитарный рэп — это „Кино“ / Но о „Кино“ я не могу говорить».

Песня «Тоталитарный рэп» с альбома «Шестой Лесничий» (bugaga / YouTube)

В то же время Цой перенимал у Кинчева его творческие находки. По свидетельству людей знающих, ранний романтический период «Кино» сменился на поздний, «героический», в том числе и под влиянием эстетики «Алисы», вызвавшей после появления в ее составе нового фронтмена Кинчева настоящий фурор в 1985-м. Одна из последних песен Цоя — «Атаман» — несет на себе явный отпечаток творческой манеры лидера «Алисы».

Естественно, после гибели Виктора Робертовича ни о каком соперничестве речи быть уже не могло. Кинчев взял в свой репертуар композиции «Кино» «Спокойная ночь» и «Песня без слов», регулярно звучащие на концертах «Алисы». Причем при исполнении «Спокойной ночи» слушатели в зале выполняют целый ритуал: садятся на корточки, а потом резко встают. Также Константин Евгеньевич посвятил памяти Цоя альбом 2008 года «Пульс хранителя дверей лабиринта».

Песня «Спокойная ночь» в исполнении группы «Алиса» (alisachannel / YouTube)

Время расставило все по местам. Группа «Алиса» — предмет мощного и широко распространенного культа, количество ее ежемесячных прослушиваний на «Яндекс.Музыке» составляет более 1,4 млн. «Кино» же — группа всенародная, ее знает в России и стар и млад: свыше 6,7 млн прослушиваний в месяц.

«Ария» против «Кипелова»

В сентябре 2002 года вокалист Валерий Кипелов, гитарист Сергей Терентьев и барабанщик Александр Манякин покинули мега-популярную в тот момент группу «Ария» и создали новый коллектив, «скромно» названный «Кипелов». Оставшиеся в «Арии» гитарист Владимир Холстинин и басист Виталий Дубинин объявили, что распускать группу не станут и приступили к набору новых музыкантов. Поскольку оба коллектива ориентировались на одну и ту же аудиторию, это автоматически превратило их в соперников.

Поначалу казалось, что все карты на руках у Кипелова. Ведь в распоряжении его команды имелось главное, как тогда всем казалось, преимущество — сам Кипелов. В начале 2000-х считалось, что «Ария» — это и есть Кипелов с его волшебным голосом, а кто там дергает за струны, дело десятое. Заполнившего вакансию певца в «Арии» Артура «Беркута» Михеева многие встретили с неприкрытой враждебностью.

Артур Михеев на концерте «Арии», апрель 2008 года | Источник: Jack Shadow, CC BY 2.0, via Flickr

Артур Михеев на концерте «Арии», апрель 2008 года

Источник:

Jack Shadow, CC BY 2.0, via Flickr

Впрочем, люди более рассудительные изначально понимали, что Кипелов писал мало песен, а львиную долю материала в «Арии» выдавал тандем Дубинин/Холстинин. Однако это казалось делом поправимым. Мало того, что ушедший с Кипеловым Сергей Терентьев — вполне одаренный композитор, так они еще и рекрутировали в состав Сергея Маврина, игравшего в «Арии» в 1987–1995 гг. и считающегося одним из лучших в России гитаристов. За годы практики Маврин выработал свой оригинальный способ звукоизвлечения, так называемый «мавринг», а также стал отличным композитором, что к тому времени доказал в собственной группе.

Все ожидали, что Кипелов, Маврин и Терентьев немедленно сядут за сочинение альбома, которым вынесут «Арию» в одну калитку. Но выбрана была другая стратегия. «Кипелов» заново переписал песню «Я свободен» с альбома «Смутное время», совместно созданного Кипеловым и Мавриным в 1997 году. Обновленная песня, отданная в ротацию, получила в 2003 году поистине сумасшедшую популярность — она звучала практически из каждого утюга.

Группа «Кипелов», 2015 год | Источник: Monoklon, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Группа «Кипелов», 2015 год

Источник:

Monoklon, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Воодушевленные этим успехом, «кипеловцы» почти непрерывно выступали с концертами, стараясь ковать железо, пока оно было горячо. В итоге вместо ожидаемого всеми студийного альбома с новыми композициями на прилавки был выброшен концертник «Путь наверх», содержавший вперемешку песни со «Смутного времени» и со старых альбомов «Арии».

«Ария» же избрала другую стратегию. Уже 5 декабря 2002-го вышел сингл «Колизей», а в мае следующего года — полноформатный альбом «Крещение огнем». И оказалось, что новая «Ария» — вполне дееспособная творческая и концертная единица. Беркут — очень сильный вокалист и к тому же, в отличие от Кипелова, прирожденный шоумен.

Все песни альбома 2003 года жесткие, хитовые и запоминающиеся — Холстинин и Дубинин, понимая важность момента, выложились по полной и выдали самые свои сильные вещи с 1991 года, когда вышел альбом «Кровь за кровь», и поныне считающийся образцовым у «Арии».

Песня «Твой новый мир» с альбома «Крещение огнем» (AriaRussia / YouTube)

На новую высоту взлетело и концертное шоу — по его масштабности и изобретательности на тот момент никто другой с отечественной рок-сцены переплюнуть «Арию» не мог. Да, конечно, осталась большая фракция недовольных, скандировавших на концертах «Кипелов — бог, Беркут — лох!» Но как они ни ворчали, а билеты и диски исправно раскупали…

Тем временем стало ясно, что в лагере Кипелова не все ладно. В конце 2003 года группу покинул Сергей Терентьев, основавший собственный коллектив «Артерия». Как оказалось, Терентьев активно писал песни, но Кипелов отнюдь не торопился в студию, по-прежнему увлеченный «чесом» — а гитариста это уже не устраивало. В начале 2004-го «Кипелов» все же порадовал слушателей новым материалом — но это вновь оказался не полноценный альбом, а всего лишь сингл «Вавилон», записанный еще с Терентьевым.

Песня «Вавилон» группы «Кипелов» (muzbox / YouTube)

Очень скоро с борта «Кипелова» сошел и Маврин — и снова по той же самой причине. Во-первых, Сергей хотел скорее возобновить работу в студии, во-вторых, он уже подготовил сложный и прогрессивный материал, который фронтмен отверг. Маврин удалился, чтобы творить со своей группой альбом «Запрещенная реальность», а менеджмент Кипелова нанял гитариста германского коллектива Rage Виктора Смольского.

Долгожданный альбом «Реки времен» вышел лишь в октябре 2005-го. В свое время из-за этого альбома было сломано много копий. На тот момент многие фанаты сочли его слабоватым, не оправдавшим ожиданий, но сейчас понятно, что он так и остался самой сильной работой группы «Кипелов». Объективно альбом получился неплохим, и слушатели с нетерпением ждали продолжения. Ожидание диска «Жить вопреки» затянулось на шесть долгих лет, но оправдало себя — «Жить вопреки» тоже оказался достойной работой. Однако вот потом…

Песня «Власть огня» с альбома «Жить вопреки» (kipelov / YouTube)

«Звезды и кресты» предстали на суд слушателя только в 2017-м — и этот альбом стал огромным разочарованием. Запоминающаяся песня там ровно одна — баллада «Косово поле». С тех пор полноформатных альбомов группа «Кипелов» больше так и не выпускала. Вместо этого был выбран формат макси-синглов: в 2021-м вышли «Часы судного дня», а в 2024-м — «Весы судьбы». Если составить их вместе, то как раз и получился бы полноценный альбом, но тоже не хватающий звезд с неба.

Зато группа периодически штампует концертники, вновь и вновь тиражируя версии старых песен. Справедливости ради, концертник «Кипелова» с симфоническим оркестром 2020 года очень даже хорош.

«Ария» тем временем продолжала выпуск альбомов. В 2006-м за «Крещением огнем», а последовал «Армагеддон», оказавшийся еще лучше: все десять песен на нем отточены почти до совершенства.

В 2008-м стороны зарыли топор войны — Кипелов временно воссоединился с «Арией» для нескольких концертов, посвященных двадцатилетию эпохального альбома «Герой асфальта». Событие вызвало огромный резонанс. Пошли слухи о предстоящем реюнионе, что было бы логично: ведь Judas Priest и Iron Maiden, являющиеся ближайшим музыкальным аналогом «Арии», тоже в свое время расставались с вокалистами (каждая группа на два альбома), но потом с ними воссоединились.

Судя по просочившейся информации, Холстинин и Дубинин были не против возвращения в группу Кипелова. Но Валерий Александрович возвращаться так и не пожелал: ведь в «Арии» он был всего лишь одним из равных, а в собственной группе — единоличным хозяином. А в 2011-м внезапно разнеслась новость, что «Ария» меняет Беркута на вокалиста группы «Гран-Кураж» Михаила Житнякова, «молодого клона Кипелова», как говорили тогда. Поначалу его ругали, как прежде Беркута, но мало-помалу привыкли и к Житнякову…

С новым вокалистом «Ария» создала альбомы «Феникс» (2011), «Через все времена» (2014), «Проклятие морей» (2018), а в конце октября 2025-го выйдет «Когда настанет завтра». Эти работы разные по качеству. «Проклятие морей» ощутимо «проседает» по сравнению с двумя предшественниками, но даже оно несравненно лучше кипеловских «Звезд и крестов».

Песня «Ангелы неба» с альбома «Через все времена» (AriaRussia / YouTube)

Не забывает группа и о концертах. Созданное на основе легенды о «Летучем голландце» шоу «Гость из царства теней», с которым «Ария» ездила в последние годы, поражало изобретательностью и богатством оформления.

В целом победу в этом творческом состязании следует присудить «Арии». Группа «Кипелов», от которой ждали великих свершений, слишком долго эксплуатировала былые заслуги своего вокалиста — новые песни выходили редко и в последние восемь лет весьма сомнительные по качеству. «Ария» же осталась полноценной творческой единицей, стабильно радующей поклонников новыми крепкими альбомами.

Комментарии0
под именем
    РЕКЛАМА