Пингвинов оставили наедине со своими отражениями: чем закончился эксперимент?

Антарктические птицы показали высокий интеллект в необычном опыте

30 декабря 2022
bioRxiv

Зоологи из Индии исследовали пингвинов Адели в Антарктиде, чтобы выяснить, обладают ли они самосознанием. Ученые провели несколько зеркальных тестов, два из которых оказались успешными. Результаты показали: птицы действительно изучали себя в отражении и, вероятно, узнавали.

Зеркальный тест разработал американский психолог Гордон Гэллап в 1970 году, чтобы разобраться, обладают ли другие виды, кроме человека, способностью к визуальному самоузнаванию.

Во время эксперимента животному обычно незаметно (часто под наркозом) ставят метку. После пробуждения перед подопытным ставят зеркало. Если животное исследует метку на себе и в отражении, это считается признаком узнавания себя.

bioRxiv

В эксперименте с тех пор поучаствовали многие животные. Но в небольшой список «осознанных» вошли китообразные, приматы, слоны, некоторые птицы и рыбы. Теперь компанию может пополнить пингвин.

В новом исследовании участвовали около дюжины пингвинов, которые проходили три теста. Неудачным оказался эксперимент, где зеркало ставили просто на пути у птицы. По наблюдениям ученых, животные считали, что видят одного из сородичей.

В двух других испытаниях пингвинов запускали в трехсторонний загон, невысокие стены которого были сделаны из картона. В конце вольера устанавливали зеркало.

bioRxiv

«Последующая экспериментальная фаза состояла из фактического зеркального теста, когда два зеркала были помещены в вольер. Испытуемые пингвины действительно изучали себя, когда были заключены в такую конструкцию. Они проводили различные, но относительно более длительные периоды времени перед зеркалами, очевидно, рассматривая свои изображения», — пишут ученые-зоологи в исследовании, опубликованном на портале bioRxiv.

Тест в вольере ученые усложнили, добавив наклейку по центру зеркала, чтобы увидеть, заметит ли животное и как отреагирует. По выводам авторов, наклейки действительно раздражали птиц, потому что мешали им видеть свои головы в отражении. Они пытались клевать и сдирать эти помехи, что косвенно может говорить о «глубинном осознании себя».

Однако специалисты признают: результаты нельзя считать однозначным доказательством и потребуются новые исследования. В третьем опыте птицы также могли испытывать дискомфорт из-за наклеек, потому что не видят голову «другого».

Но, учитывая высокие способности этих птиц к социализации, авторы склоняются к тому, что пингвины проявили чувство самоидентификации и самосознания.