Зима близко: секреты спячки животных

Во многих регионах России зима длится большую часть года. В это время леса и поля покрываются снегом, реки облачаются в ледяную броню. Столбик термометра в отдельных регионах страны порой опускается до отметки –45 °C, а иногда и ниже. Такую суровую зиму способны вынести не все организмы. Например, многие насекомоядные и водоплавающие птицы с приходом холодов обречены на гибель, причем не столько от страшных морозов, сколько от бескормицы, поэтому еще осенью они отправляются на юг, за тысячи километров от родных земель. Журавли, утки, лебеди, стрижи улетают в экзотические страны юго-восточной Азии, другие «наши» птицы зимуют в Австралии и Африке. А некоторые животные приспособились к зимним условиям и выдерживают даже самые серьезные испытания. Впадая в спячку.

Volodymyr Burdiak / Alamy / Legion-Media

В спячку впадают медведи, суслики, сурки, ежи. Известно, что медведь все лето нагуливает жир, питаясь ягодами, кореньями, орехами, мясом крупных млекопитающих. С удовольствием поедает он и мышей, яйца птиц и насекомых, а падаль для него — излюбленное лакомство. Случается, что медведи нападают и на себе подобных.

Отъевшись, зверь подготавливает берлогу. Место для нее он выбирает в густой чаще, на склонах гор или в вершинах ключей. Народная мудрость гласит, что по тому, где устроил косолапый берлогу, можно узнать, какой будет зима: если берлога находится на возвышенности, значит, зиме быть мягкой, с оттепелями.

Nikolay Vinokurov / Alamy / Legion-Media

Перед спячкой в прямой кишке у медведя образуется «пробка». Зверь перестает есть, становится вялым и в конце октября — начале ноября впадает в спячку. Замедленный обмен веществ и толстый слой жира позволяют ему переждать тяжкое время бескормицы. Интересно, что как раз зимой, обычно в феврале — начале марта, в берлоге у медведиц рождаются малыши. Слепые и беспомощные медвежата, питаются исключительно материнским молоком и выходят из берлоги весной.

Зима близко: секреты спячки животных
Сурки зимой тоже впадают в спячку, а выходят из нее весной, когда все вокруг цветет
blickwinkel / Legion-Media

Суслики и сурки также впадают в зимнюю спячку: тельца зверьков остывают, сердцебиение сокращается до нескольких ударов в минуту. В таком состоянии их легко принять за мертвых.

Способность отдельных видов млекопитающих замедлять обменные процессы, конечно, впечатляет, но вряд ли они могут пролежать не выходя из спячки более одного сезона. Зато способность некоторых амфибий находиться в «замороженном» состоянии в течение долгого времени, похоже, не знает границ.

Сибирский углозуб
Legion-Media
Сибирские углозубы в воде
Legion-Media

В научной литературе встречаются упоминания о том, что сибирские углозубы, они же четырехпалые тритоны, находились в вечной мерзлоте десятилетиями. Эти флегматичные, похожие на обыкновенных тритонов создания перед оцепенением не едят почти месяц! Затем они зарываются в болотистую почву и замерзают в ней при –3…–5 °C.  Охлаждение до –35 °C углозубам не причиняет никакого вреда: их ткани и жизненно важные органы не повреждаются. В аналогичных условиях человеку не выжить: при сильном замораживании кровь кристаллизуется и клетки просто разрывает. Именно поэтому опыты по заморозке человеческого тела с последующим его «оживлением» пока обречены на провал.

Как же углозубам удается избежать смерти от разрыва тканей? Ученые выяснили, что в крови амфибии сконцентрировано огромное количество глицерина — природного антифриза, предотвращающего полное замерзание. Большая печень, составляющая осенью, перед впадением в гибернацию, свыше 30% от массы тела животного, служит аккумулятором,   который снабжает организм энергией на протяжении долгой зимы. Чем ниже температура окружающей среды, а следовательно, и тела ящерицы, тем ниже расход энергии. Получается, что в относительно теплых условиях углозубу зимовать труднее, чем в лютые морозы.