Жаркое из мамонта: археологи назвали срок, когда человек впервые развел костер

Свидетельство о первом горячем ужине на Земле найдено в Израиле

18 июня 2022
Жаркое из мамонта: археологи назвали срок, когда человек впервые развел костер
Marina Pissarova / Alamy

Освоение огня стало переломным моментом для человеческой цивилизации. Укротив огненную стихию, древние люди вступили на путь благополучия, обеспечив себя отоплением, ночным освещением и защитой от хищников, а также горячей термически обработанной едой.

Когда это произошло — неизвестно, вероятно, свидетельства передачи божественного огня Прометеем сгорели в первом же пожаре.  Но сейчас исследователи сходятся во мнении, что человечество «приручило» пламя около 1,5 миллиона лет назад.

Ученые из Израиля и Канады исследовали останки, обнаруженные на территории археологического памятника «Карьер Эврон» в Израиле. Ранее археологи находили там остатки животных и кремневые орудия, датируемые нижним палеолитом (около 1–0,8 миллиона лет назад). Но никаких следов огня на находках не было.

Однако ученые провели повторный анализ с помощью рамановской спектроскопии и глубокого машинного обучения. Эти технологии могут обнаруживать мельчайшие химические изменения и оценивать степень воздействия тепла на камни и окаменелости с помощью искусственного интеллекта.

Таким образом исследователи выяснили, что ряд каменных инструментов и бивней были нагреты до высокой температуры, вплоть до 400 градусов по Цельсию. Все это говорит о том, что артефакты вступали в контакт с огнем.

Ученые не исключают, что здесь мог просто-напросто случиться пожар, но скопление инструментов и костей указывает на то, что местные древние люди все же умели контролировать огонь.

«Повторное изучение артефактов, обнаруженных в других местах нижнего палеолита, в том числе в Леванте, может дать ответ, в каких отношениях были ранние гоминиды с огнем».

Исследование опубликовано в издании PNAS.

Читайте также, как с помощью огня древние люди показывали «мультфильмы» в пещерах.