В стремлении добиться снижения выбросов парниковых газов власти многих европейских стран готовятся ввести запреты на продажу новых бензиновых и дизельных машин. На переднем краю борьбы с двигателями внутреннего сгорания уже несколько лет находится Норвегия, где к 2025 году в продаже должны остаться только экологически чистые автомобили и городские автобусы. Сегодня эта цель выглядит вполне достижимой.

Фото №1 - «Зеленая» жизнь: как Норвегия оказалась впереди планеты всей по переходу на электромобили
Фото
Getty Images

30 лет экономических стимулов

Норвежские власти и большинство жителей страны ставят заботу об экологии во главу угла, поэтому неудивительно, что о стимулировании продаж электромобилей в Норвегии задумались еще 30 лет назад, когда о массовом их производстве еще не было и речи.

В 1990 году в стране были отменены пошлины на ввоз экологически чистых машин. С тех пор покупатели и владельцы электрокаров получили целый ряд существенных льгот. Среди прочего они избавлены от уплаты транспортного налога и уплаты НДС при покупке автомобиля. Кроме того, водители электромобилей получают большие скидки на платную парковку, проезд по платным дорогам и использование паромов (до 2018 года все это было полностью бесплатным). Наконец, экологически чистые машины могут выезжать на полосы для общественного транспорта, хотя стремительный рост числа электромобилей на дорогах грозит скорой отменой этой льготы.

Стимулирующие меры оказались успешными: за счет налоговых льгот новые электрокары в Норвегии стали стоить дешевле бензиновых аналогов. Если в 2010 году в Норвегии насчитывалось больше трех тысяч электромобилей, то за прошедшие 10 лет этот показатель вырос в 100 раз.

Фото №2 - «Зеленая» жизнь: как Норвегия оказалась впереди планеты всей по переходу на электромобили
На электромобиле к «зеленому» будущему
Фото
mikolajn / Alamy

В 2020 году в Норвегии:

  • Более 54% продаж новых автомобилей пришлось на электрокары;

  • Общее количество электромобилей в стране превысило 330 тысяч;

  • Доля электромобилей в автопарке Норвегии достигла 12%. С учетом гибридных машин, оснащенных электромотором вдобавок к бензиновому двигателю, этот показатель составил 20%.

Зарядная инфраструктура

Ахиллесовой пятой электромобилей до недавнего времени оставались сравнительно низкий запас хода и продолжительное время зарядки батарей. Производители электрокаров исправляли и продолжают исправлять эти недостатки, создавая модели с бо́льшим запасом хода и возможностью быстрой зарядки, а власти Норвегии планомерно создают в стране сеть зарядных станций.

В 2020 году количество зарядных станций на дорогах страны превысило 16 тысяч. Государственная программа по созданию зарядной инфраструктуры предусматривает обустройство зарядных станций по меньшей мере двух разных стандартов на каждые 50 километров главных дорог страны.

Фото №3 - «Зеленая» жизнь: как Норвегия оказалась впереди планеты всей по переходу на электромобили
Фото
Tronin Konstantin / Alamy

Рост ассортимента

Долгое время рост норвежского рынка электромобилей сдерживал скромный выбор электрокаров. По мере того как свои электромобили разной степени доступности представляли все новые производители, ситуация менялась.

Несколько лет назад на норвежском авторынке властвовали электромобили Tesla, но теперь конкуренцию им успешно составляют электрокары других производителей, например Audi, Volkswagen и Polestar. И если в 2020 году продажи новых машин в Норвегии сократились примерно на 1% по сравнению с 2019-м на фоне подкосившей авторынок по всему миру пандемии коронавируса, то продажи электромобилей и гибридов выросли почти на треть.

Фото №4 - «Зеленая» жизнь: как Норвегия оказалась впереди планеты всей по переходу на электромобили
Выбор электрокаров в Норвегии растет
Фото
Getty Images

Польза для экологии отдельно взятой страны

Споры о пользе электромобилей для окружающей среды ведутся уже много лет: противники электротранспорта справедливо указывают, что отсутствие вредных выбросов самих электромобилей не решает проблемы выбросов при их производстве и, что важнее, при производстве батарей для них. Сами батареи также сложно назвать безопасными для экологии: их утилизация пока что представляет серьезную проблему для ученых и инженеров. Кроме того, переход на электрокары означает рост выработки электроэнергии для их зарядки, в том числе за счет электростанций, работающих на ископаемом топливе.

Однако для отдельно взятой Норвегии отказ от машин с двигателями внутреннего сгорания однозначно полезен и напрямую ведет к снижению общего объема вредных выбросов в стране. В Норвегии практически не выпускают легковые автомобили, а почти 100% производимой в стране электроэнергии приходится на солнечные, ветряные и гидроэлектростанции.

Фото №5 - «Зеленая» жизнь: как Норвегия оказалась впереди планеты всей по переходу на электромобили
Фото
blickwinkel/Legion-Media

Ее пример — другим наука?

Опыт Норвегии в деле отказа от бензиновых и дизельных машин, безусловно, выглядит вдохновляющим, но брать в этом пример с нее сложно. Текущий норвежский успех во многом обеспечен высоким уровнем благосостояния страны, которая является одним из крупнейших в мире экспортеров нефти, многолетней привычкой заботиться об окружающей среде и целенаправленной политикой по стимулированию перехода на электромобили и созданию необходимой инфраструктуры. Вполне вероятно, что уже через три года в Норвегии перестанут продавать автомобили с двигателями внутреннего сгорания, а еще через несколько лет такие машины станут редкостью на местных дорогах.

Большинству других стран будет намного сложнее повторить это достижение, и пока нельзя с уверенностью сказать, что оно принесет им такую же заметную пользу.