Закапывали в спешке сами строители: в Израиле нашли древнюю арку и потайной ход, которые чудом сохранилась

А куда ведет таинственный подземный коридор, ученым еще предстоит выяснить

18 сентября 2023Обсудить
Eyecon/Tel Shimron via Armstrong Institute of Biblical Archaeology

Международная группа ученых, ведущая раскопки на археологическом памятнике Тель-Шимрон на севере Израиля, обнаружила таинственную ханаанскую арку и узкие подземные коридоры, ведущие к ней и от нее. Все это было построено в бронзовом веке, около 3800 лет назад, и вскоре засыпано самими древними строителями. История создания конструкции, ее назначение и то, как она сохранилась, будучи сделана из необожженного кирпича, вызывает, по признанию археологов, большое удивление.

Марио А.С. Мартин

«Конечно, вы никогда не знаете, что найдете на месте, где никогда не проводились раскопки, но (…) никто не ожидал найти то, что удалось нам».

По данным историков, в этом регионе, называемом южным Левантом, между 3000 и 4000 лет назад жили хананеи. Это был народ, состоявший из разных этнических групп, которые, как считают эксперты, никогда не объединялись в единое «политическое» царство. Земля Ханаанская, исходя из древних текстов, — это область, которая сегодня входит в состав современного Израиля, Палестины, Ливана, Сирии и Иордании. О разнообразии ее населения также говорят множество существенно отличающихся погребальных обычаев и культовых сооружений, найденных археологами на этой территории.

Eyecon via Armstrong Institute of Biblical Archaeology

Ханаанская арка и лестница под сводом были обнаружены в недавно открытом археологами здании на территории акрополя Тель-Шимрон в плодородной Изреельской долине.

Построенное из сырцового кирпича, сооружение тем не менее хорошо сохранилось за почти 4 тысячи лет — что поразило специалистов, так как этот строительный материал обычно не выдерживает столь долгие сроки.

Внутри здания сначала нашли длинный коридор, он вел к лестнице и арке с выступом. Свод арки был создан методом смещения кирпичей — как ступеньки, только перевернутые. Это тоже оказалось неожиданным: по словам специалистов, «настоящие» арки делались из камней клиновидной формы.

Сооружение из «ложной» арки и лестницы сложено из почти 9 тысяч кирпичей и имеет высоту более 5 метров. Также эксперты отметили, что подобные выступающие конструкции из кирпичей обычно строили древние жители Месопотамии, но в южном Леванте таких образцов зодчества до сих пор не находили.

Археологи выяснили, что арка и лестница прослужили совсем недолго — одно или два поколения, а затем строители их засыпали.

«Почему проход вышел из употребления так скоро — вопрос предположений, но это было сделано сознательно и не потому, что существовала какая-то неминуемая опасность обрушения. Для нас, археологов, быстрая засыпка — самая удачная деталь во всей истории, поскольку это единственная причина, по которой объект так невероятно хорошо сохранился почти 4000 лет спустя», — объяснил Марио А.С. Мартин.

Christina Carper/Tel Shimron via Armstrong Institute of Biblical Archaeology

За аркой археологи обнаружили еще одну лестницу, ведущую глубоко под землю за пределы стен здания. Однако, дальше исследования пришлось приостановить: вероятно, коридор проходит под другими хрупкими руинами бронзового века, и они могут обрушиться при вынимании почвы.

Сейчас ученые ищут способ безопасно открыть загадочную лестницу и выяснить, куда она приведет — в надежде получить ответы, зачем хананеи построили, а затем запечатали эту систему лестниц и проходов через арку. По одной из версий, это могло быть культовое сооружение: в изогнутом коридоре перед резким поворотом к арке ученые нашли керамическую нагарскую чашу — артефакт с семью сосудами, применяемый для ритуальных подношений.

Также в Тель-Шимроне ранее было открыто другое здание, тоже из сырцового кирпича, и там находилось около 30 тысяч костей животных, указывающих, что это место жертвоприношений.