Оказалось, 99 миллионов лет назад по Земле ползали волосатые улитки

28 октября 2022
Senckenberg Research Institute and Natural History Museum

Международная команда палеонтологов описала новый старый вид улиток — древнюю циклофориду, которой около 99-98 миллионов лет, обнаружили в янтаре из шахты в Мьянме (бывшая Бирма). Находка заставляет ученых ломать голову, зачем моллюскам среднего мела нужны были мохнатые раковины. Одна из версий — привлекательность для сородичей. Но есть и другие варианты.

Волосатый экземпляр назвали Archaeocyclotus brevivillosus, улитка относилась к семейству Cyclophoridae. Щетину на ее раковине обнаружили, изучив окаменелость с помощью классической световой микроскопии и современной микро-КТ с компьютерными 3D-реконструкциями.

Senckenberg Research Institute and Natural History Museum

Крошечное существо, застывшее в янтаре, в длину 2,65 см, в ширину 2,1 см и высотой всего около 9 мм. Панцирь по внешнему краю покрыт щетинообразными короткими волосками, которые собираются в пучки вокруг отверстия раковины. Длина волосков 150-200 микрометров.

Такая мохнатость древних моллюсков удивляет неспециалистов, но палеонтологи уже были в курсе. Это восьмая улитка-циклофорида, найденная в бирманском янтаре, и шестая из них, у которой обнаружены волосы.

По словам авторов открытия, ископаемые раковины уже не в первый раз оказываются украшены гребнями, узелками и складками. Выращивание такого декора было ресурсозатратным процессом, поэтому не могло быть бесцельным. Очевидно, отмечают ученые, это давало циклофоридам какое-то преимущество в ходе эволюции.

У команды есть несколько версий о пользе волосков для улиток. Возможно, они помогали лучше цепляться за растения или регулировать температуру тела — капли воды прилипали к ним и охлаждали, выполняя роль кондиционера. Или защищали панцирь от коррозии из-за кислой почвы и опавших листьев в древнем тропическом лесу.

Щетина могла служить для камуфляжа или помогать вовремя почувствовать приближение крадущего хищника. И наконец, волоски могли делать улиток привлекательными при половом отборе.