Зачем критяне 3500 лет назад сочетались браком с близкими родственниками? Отвечают археогенетики

Ученые впервые исследовали геномы древних жителей Крита

17 января 2023
PRISMA ARCHIVO / Alamy

Международная группа исследователей восстановила генеалогическое древо микенской семьи с Крита XVI века до нашей эры. В процессе исследования выяснилось, что в этом древнем обществе выбирали супругов из своих же близких родственников.

Регион Эгейского моря признается учеными фундаментально значимым для предыстории Европы и ее населения, однако до сих пор родословные древних жителей этих территорий были мало проанализированы биологически.

Современные методы работы с археогенетическими данными позволяют сегодня закрыть этот пробел, хотя регион и считается проблематичным для сохранения ДНК из-за климатических условий. Для нового исследования команде удалось получить и проанализировать геномы 102 древних людей бронзового века с Крита, материковой Греции и островов Эгейского моря.

По словам авторов, они смогли полнее узнать о социальном порядке и получить совершенно новые, неожиданные представления о семейной структуре и правилах брака времен минойской и микенской цивилизаций. Первое генеалогическое древо было составлено для микенской деревушки XVI века до нашей эры. Там специалисты оценивали генетические наборы данных жителей одного большого дома.

Строгая система

Под внутренним двором в поместье находилась семейная гробница. Анализ захороненных останков показал, что, по крайней мере, некоторые из взрослых сыновей продолжали жить рядом с родителями. Их потомки также были похоронены в данной гробнице. Одна из женщин, которая пришла в этот дом из другой семьи — замуж, привела также свою сестру, которая жила в этом же поместье со своим ребенком.

Помимо такого совместного проживания нескольких поколений, ученых ждало совершенно неожиданное открытие. Около 4 тысяч лет назад на Крите и соседних островах было принято жениться на двоюродной сестре и выходить замуж за двоюродного брата.

Эйрини Скуртаниоти

«Сейчас науке известны более тысячи древних геномов из разных регионов мира, но, похоже, такой строгой системы родственных браков больше нигде в древнем мире не существовало. Это стало полной неожиданностью для всех нас и вызывает много вопросов».

Зачем критяне женились на родственницах?

Исследователи предположили, что такое правило могло быть продиктовано необходимостью предотвратить все большее разделение унаследованных сельскохозяйственных земель.

В любом случае, по мнению авторов, традиция как-то связана с гарантиями преемственности внутри семьи, проживающей в одном месте. Вероятно, такой порядок позволял эффективнее развивать виноделие и выращивание оливок.