Зачем древние египтяне похоронили рядом подростка и больше 140 собак? Объясняют ученые

В египетском некрополе нашли массовое захоронение домашних животных

19 января 2023
Центр египтологических исследований РАН

Ученые из Центра египтологических исследований Российской академии наук в ходе раскопок древнего некрополя обнаружили совместное захоронение подростка и 142 собак, большая часть которых — щенки. Ребенку было 8-9 лет, могила относится к римскому периоду истории региона, то есть от I века до нашей эры до I века нашей.

Египтологам известно только одно похожее захоронение человека с большим количеством собак — могила на элитном кладбище в Иераконполе, но там с маленьким ребенком были похоронены только 12 домашних животных.

Собаки занимали особенное место в жизни и верованиях древних египтян. Так, собакоголовые боги Анубис и Упуат были посредниками между богами и людьми, сопровождали умерших в загробном мире. В погребениях Позднего периода животные могли выступать в роли своеобразных амулетов, иногда их даже «закладывали» под фундамент. Практиковали и жертвоприношения собак.

GpPhotoStudio / Alamy

Собаки-защитники

Как рассказала научный руководитель Центра египтологических исследований РАН Галина Белова, возраст недавно найденных в могиле собак позволяет предположить, что их собирали в окрестностях, причем в большей степени нужны были молодые особи. Возможно, четвероногих содержали в питомнике.

Присутствие на останках собак следов глины, личинок жуков и куколок мух указывает, что до момента захоронения трупы долго пролежали недалеко от воды и начали разлагаться. Не исключено, что именно аномальное наводнение стало причиной их смерти.

«Можно предположить, что ребенок ухаживал за собаками, которые предназначались для использования в погребальных обрядах. Также массовое захоронение могло быть связано с магическим ритуалом „посмертного исцеления“», — считает Галина Белова.

Выбор места для захоронения может быть связан с погребальной практикой отмечать таким образом границы нового кладбища. Таким образом, собаки становятся защитниками всех похороненных там людей.

Дар Анубису

Египтолог Виктор Сколкин, комментируя новость, вспомнил о массовых погребениях священных животных в оазисах ливийской пустыни, которая примыкает с запада к долине Нила. Например, там был храм Анубиса, ответственного за путешествия душ в загробный мир.

«Когда паломники приезжали в такой храм, они приносили жертвы, какие-то подарки. Для них бальзамировали щенка или какое-то священное животное и закапывали в специальные катакомбы», — рассказал Виктор Сколкин.

Считалось, что душа животного в ином мире передаст молитву человека богу. Науке знакомы куда более обширные погребения священных животных.

«Бывает до десятков тысяч соколов, ибисов, священных птиц. Дальше эти зоны считались священной землей. Местом, где открыты ворота в мир небесный», — объяснил Виктор Сколкин.