Зачем быть любопытным? Ученые спросили рыб, и вот что удалось выяснить

Любознательность оказалась очень полезной чертой, а еще она может быть связана с шизофренией

6 июня 2024Обсудить
Зачем быть любопытным? Ученые спросили рыб, и вот что удалось выяснить

Яндекс.Карты; Shutterstock/Fotodom.ru; коллаж Vokrugsveta.ru

Цихлиды — это семейство лучеперых рыб, в котором насчитывается около трех тысяч разнообразных видов. Цихлиды могут различаться по размерам (от промысловых гигантов до аквариумных рыбок), окраске, внешнему виду, а еще, как выяснили зоологи из Базельского университета (Швейцария) — по степени любопытства. Эта черта, заложенная в генах, определяет способность рыб адаптироваться к новым условиям.

Любопытство, или познавательный инстинкт, является одной из фундаментальных личностных черт у животных, от которой, в том числе, зависит выживание. Например, у любопытных животных больше шансов найти новые места обитания с хорошей кормовой базой, чем у более осторожных товарищей. Правда, за любопытство можно поплатиться жизнью.

Швейцарские исследователи, статья которых опубликована в журнале Science, решили изучить на примере цихлид, обитающих в водах африканского озера Танганьика, как познавательный инстинкт становится движущим фактором эволюции. Цихлиды Танганьики отличаются особенным разнообразием формы, цвета, питания и мест обитания, что позволяет им жить в разных экологических нишах и меньше конкурировать друг с другом. Ученые давно подозревали, что в основе такого биоразнообразия среди цихлид может лежать любопытство.

В течение девяти месяцев зоологи наблюдали у южного побережья Танганьики за поведением цихлид, принадлежащих к 57 разным видам. Затем ученые отловили около 700 особей и поместили их в искусственно созданные новые условия — большие экспериментальные аквариумы. Поведение рыбок, которых в конце исследования отпустили обратно в озеро, снимали на видео. Ученых интересовало, как себя ведет каждая рыбка в новых условиях в первые 15 минут.

Детальный анализ всей собранной информации показал, что между отдельными видами цихлид существует огромная разница в познавательном инстинкте — одни виды активно проявляют любопытство и смело исследуют новые места, а другие побаиваются и ведут себя более осторожно. От степени любопытства зависит место обитания вида и даже форма тела рыбок.

Так, цихлиды, живущие у берегов озера, с округлой формой тела, гораздо более любопытные, чем цихлиды с вытянутой формой тела, обитающие в открытой воде.

Ученым также удалось установить, что у такого поведения рыбок существуют генетические истоки — любопытными их делает специфическая мутация в гене cacng5b, активность которого проявляется в мозге. Этот ген существует и у других позвоночных, в том числе у человека. Известно, что человеческий вариант cacng5b связан с психическими заболеваниями, такими, как шизофрения и биполярное расстройство, при которых наблюдаются различные личностные аномалии.

«Нам интересно, как личностные черты могут влиять на механизмы биоразнообразия в царстве животных. Но кто знает, вполне возможно, что, в конце концов, мы также узнаем нечто новое об основах нашей собственной личности», — предположила первый автор исследования Каролин Соммер-Трембо.

Ранее Vokrugsveta.ru рассказывал, как удивительный альтруизм цихлид стал предметом другого исследования.