«Я сажаю антарктические огурцы»: сколько овощей собирают с квадратного метра на станции «Восток»?

Российские ученые устроили две оранжереи посреди ледяного континента

23 ноября 2023

ААНИИ

Ученые Российской антарктической экспедиции Арктического и антарктического НИИ вырастили полноценный урожай овощей и зелени на станции «Восток» посреди Антарктиды — по технологии, разработанной специалистами из Агрофизического научно-исследовательского института (АФИ) и Института медико-биологических проблем РАН. Результат превзошел ожидания полярников и урожайность самых современных тепличных комплексов в 1,2–2 раза.

Огород на полюсе холода

Российская научная станция «Восток» находится в глубине ледяного континента, посреди снежной равнины на ледниковом плато Антарктиды. Климат там считается наиболее суровым на Земле, на «Востоке» в 1983-м была зарегистрирована самая низкая температура воздуха на планете, -89,2 °С. Обычная температура зимой там ниже -70 °С, а летом не теплее -30 °С.

По подсчетам участников экспедиции, за год при нынешней системе выращивания растений на одном квадратном метре можно получить до 100 килограммов огурцов, до 149 килограммов листовой капусты и других листовых культур, до 29 килограммов томатов и до 11 килограммов сладкого перца. Овощи высаживали в двух оранжереях разного типа на станции, в обеих использовалась беспочвенная технология панопоника. И полученную урожайность можно будет увеличить, говорят ученые, так как есть возможность многоуровневого размещения фитотехкомплексов (ФТК).

Эти ФТК создают для растений идеальные условия даже в Антарктиде. Растения высаживают на тонкослойный почвозаменитель, используют специально подобранные питательные растворы, температуру и освещение со спектром, близким к солнечному свету. Кандидатов для выращивания на «Востоке» предварительно отбирали по скорости развития, урожайности, умению адаптироваться к низкому атмосферному давлению и дефициту кислорода, а также по вкусовым качествам.

ААНИИ

Растут лучше, чем в теплицах

В этом сезоне впервые попробовали посадить огурцы: за 60 дней (от состояния семян) ученым удалось собрать 16,5 килограмма плодов с квадратного метра. Как рассказал ведущий геофизик ААНИИ на станции Андрей Тепляков, это было гораздо проще, чем с арбузами, которые вырастили на «Востоке» в июле (тогда с шести растений собрали восемь спелых сладких арбузов, в год это до 40 килограммов плодов). Огурцы оказались не такими прихотливыми, но не менее вкусными.

«Урожайность и вкусовые качества огурцов впечатлили и обрадовали всех полярников. На станции неоднократно готовили различные блюда со свежими ароматными плодами, угощали коллег», — рассказал Андрей Тепляков.

Часть антарктических огурцов ученые засушили, чтобы отправить в АФИ для детального анализа разработчикам технологии. По оценкам специалистов, это уже очень хороший результат: за год получается 99 килограммов при длине стеблей около двух метров. Руководитель проекта из АФИ Гаянэ Панова отметила, что урожайность такая же или выше, чем «в передовых современных теплицах с регулируемыми условиями и досветкой, где с растений с длиной стеблей четыре метра собирают за год 90–213 килограммов плодов огурца с одного квадратного метра».

Так же успешно прошли эксперименты с листовыми овощными культурами: на станции вырастили щавель (до 55 килограммов в год с квадратного метра), рукколу, шпинат, кресс-салат и другие салатные, листовые горчицу, репу и капусту, петрушку, укроп, базилик — всего около 80 сортов листовых. По сравнению с регулируемыми тепличными комплексами, в оранжереях станции «Восток» урожайность была в 1,2–2 раза выше.

А теперь по ягоды

Авторы продолжают отрабатывать технологию на биополигоне института, но уже на лесных ягодах. Вероятно, в ближайшем будущем российская экспедиция в Антарктиде будет есть еще и ежевику, землянику и голубику из своей оранжереи. После проверки всех результатов ученые отправят на станцию «Восток» «Фитотехкомплекс-3». Его хотят установить в новом зимовочном комплексе, который сейчас достраивают и планируют ввести в эксплуатацию в начале 2024 года. Он станет и уютным домом с максимально комфортными условиями для полярников, и современным российским научно-исследовательским центром в Антарктиде.

Что посетить в Антарктиде туристу и как выглядит единственное почтовое отделение материка, смотрите здесь.