Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Я прошлась по Грозному в открытом платье»: правда и мифы о Чечне на личном опыте

«Многочисленные страшилки про Чечню прочно засели в головах у большинства населения России. Но если отправиться в эту кавказскую республику обычным туристом, то все будет хорошо», — рассказывает путешественница Марина Матвеева-Мельник

Мы с мужем так и сделали во время отпуска в октябре 2021 года. В итоге мы отлично провели время в Грозном и Аргуне, полюбовались мечетями изнутри и снаружи, пообщались с местными и отведали жижиг-галнаш. Я прошлась по улицам в открытом платье средней длины, а в волшебном месте Цветочного парка загадала единственное желание — оказаться в Чечне еще раз.

mosab biltawi / Alamy via Legion Media

На собственном опыте я убедилась, что путешествие в Чечню — это не страшно. Мой рассказ поможет развеять некоторые мифы, понять, как себя вести, и настроиться на позитив. А еще я расскажу про бюджет, маршрут и бытовые вопросы.

Храмы двух религий, высотки и спортивный объект

Мы приехали туда в Грозный из Ленинкента — пригорода Махачкалы, где жили в гостях у друзей. Этот поселок расположен около Хасавюртовского шоссе, ведущего в Грозный. Мы стартовали на машине около полудня вместе с нашим другом и замечательным проводником Шамилем. Дорога с парой остановок на заправках заняла 2,5 часа. Немного постояв в пробке посреди базара в Хасавюрте, мы легко преодолели границу — без проверок документов.

Вскоре доехали до центра Грозного и припарковались рядом с Комсомольским сквером. Там расположена самая колоритная достопримечательность города — мечеть «Сердце Чечни». Мы осмотрели ее внутри и снаружи, затем прогулялись до комплекса «Грозный-Сити» через реку Сунжа. Поднялись на смотровую площадку, прошлись по аллеям Цветочного парка и зашли в церковь Архангела Михаила.

В Цветочном парке Грозного
Марина Матвеева-Мельник

Вечером мы поужинали в ближайшем ресторане и проделали обратный маршрут до машины. Прежде чем уехать из Грозного, посетили стадион «Ахмат Арена», который мы с мужем хотели увидеть, ибо связаны со спортом благодаря журналистике и любительскому футбольному клубу «Ингрия», которым руководим.

Таков был наш маршрут одного дня, а позже мы еще отдельно съездили в Аргун. Там особых прогулок не было — я просто хотела побывать в мечети «Сердце матери», которая когда-то впечатлила по фотографиям.

Мифы и реальность о Чечне

Про Чечню гуляет много полярных мнений и категоричных заявлений. Что-то из них правда, а что-то — пугающая выдумка.  Хочу поделиться своими выводами, которые сделала на основе личного опыта.

Oleg Znamenskiy / Alamy via Legion Media

Миф №1: «В Чечне не любят русских и признают только ислам»

По улицам Грозного абсолютно спокойно гуляют люди славянской внешности. Мы нормально общались на русском языке с работниками мечетей и магазинов, спрашивали дорогу у прохожих. К слову, на территорию мечети пускают всех желающих — без вопросов о национальности, религии. И в шаговой доступности от «Сердца Чечни» есть русская православная церковь, которую почитают местные жители и охраняют с оружием в руках.

Миф №2: «В Чечне женщина — пустое место. Ей можно ходить только в парандже, иначе похитят на законных основаниях»

Наряд для мечети
Марина Матвеева-Мельник

В Грозном и Аргуне все в этом плане спокойно. Многие женщины ходят в обычной европейской одежде, без платков и тем более без паранджи. Джинсы, спортивные костюмы, платья средней длины… Главное — знать меру, не надевать мини-юбку и смелое декольте. Я передвигалась по городу в легком платье чуть ниже колен, платок носила на шее. Лишь вечером, когда похолодало и начался дождь, я покрыла платком голову. Таких дам было много. А вот где женщине обязательно нужно надеть длинную юбку и платок — это перед входом в мечеть, из уважения к местной религии.

Миф №3: «По Грозному страшно ходить, там на каждом шагу люди с оружием»

Да, на улицах столицы мы увидели немало людей в форме по сравнению с другими российскими городами. Они стоят почти на каждом перекрестке. Это люди, охраняющие порядок в общественных местах, и они не трогают прохожих, которые ведут себя прилично. По моим впечатлениям, в черте города туристу гулять безопасно. Никаких пьяниц и дебоширов на улицах.

церковь Архангела Михаила в Грозном
Garmasheva Natalia / Alamy via Legion Media

А вот суровых людей с автоматами мы увидели на входе в церковь Архангела Михаила. Дело в том, что весной 2018 года этот православный храм подвергся террористической атаке. Погибли прихожанин и двое полицейских, охранявших богослужение, еще трое человек были ранены. На стене висит мемориальная табличка в память о жертвах теракта. С тех пор церковь охраняют.

Миф №4: «В мечетях нельзя фотографировать»

Мы без проблем делали фото и снимали видео в обеих мечетях. Причем с разных ракурсов: муж в общем зале, а я со второго этажа, где отделение для женщин. Также много фотографировались около мечетей.

Внутри мечети «Сердце Чечни», Грозный

Внутри мечети «Сердце матери», Аргун

1 из 5

Марина Матвеева-Мельник

А вот что категорически запрещают снимать — это резиденцию Рамзана Кадырова. Ее отлично видно со смотровой площадки, расположенной на 29-м этаже небоскреба «Грозный-Сити». Там целый день дежурит молодой охранник с зорким глазом, который повторяет всем гостям, чтобы они не смели направлять камеру в сторону дворца президента. Парень следит за каждым на площадке и пресекает любую попытку. Мы попробовали снять табличку с надписью про запрет, но боковое зрение стража оказалось на уровне: он потребовал удалить снимок с фотоаппарата.

Вид на Грозный со смотровой площадки
Garmasheva Natalia / Alamy via Legion Media

Миф №5: «У Кадырова и его приближенных кортежи в 20 и более автомобилей»

Это правда. Мы встретили такой кортеж на участке дороги между Гудермесом и Аргуном — он мчался по противоположной полосе. Насчитали 26 машин с тонированными стеклами. Все водители остановились, чтобы пропустить кортеж должностного лица.

Миф №6: «Чечня лидирует по количеству ДТП в общей статистике регионов России»

Тоже правда, это официальные данные. Кстати, мы стали свидетелями лобового столкновения на трассе между Аргуном и Гудермесом. Проезжали мимо, когда увидели огромный столб дыма и водителей, пытавшихся помочь до приезда врачей. Одна машина сгорела, водитель погиб. Позже наш проводник рассказал, что в Чечне запрещают запечатлевать подробности ДТП. У местных жителей такой менталитет: они считают, что очевидцы должны помогать пострадавшим в аварии, а не тратить время на съемку.

Детали и атмосфера

В Грозном есть много вариантов познакомиться с местной кухней. Мы решили отведать национальное блюдо — жижиг-галнаш (отварное мясо с клёцками). Купили на память несколько сувениров: тюбетейку, магниты и вот такую красотку для салфеток.

Марина Матвеева-Мельник

Изначально думали остаться в Грозном с ночевкой, но пришлось уехать вечером того же дня из-за форс-мажора у друга. А так найти ночлег не проблема — выгоднее всего арендовать жилье посуточно через профильные сайты.

Жижиг-галнаш
Марина Матвеева-Мельник

Подводя итог, могу сказать, что атмосфера в Грозном и Аргуне мне в целом понравилась, с точки зрения туриста. Все спокойно и цивильно, есть только мелкие раздражающие факторы.

Мечеть «Сердце Чечни» вечером

Путешествие в Чечню в цифрах

Привожу наши расходы и другие итоги двух мини-путешествий в Чечню.

Материальные:

• бензин — 4500 рублей (на проезд на машине из Ленинкента до Грозного потребовалось примерно 25 литров, в обратную сторону также; плюс отдельно Ленинкент — Аргун и обратно).

• ужины в ресторанах (в обоих городах) — 4120 рублей.

• сувениры — 1800 рублей.

Нематериальные:

• 540 км мы проехали на авто;

• 12 часов провели на территории Чечни;

• 17 раз увидели портреты трех президентов на полстены здания и цитаты их изречений;

• встретили 1 жесткий запрет (см. миф № 4);

• избавились от нескольких стереотипов.

Пара советов напоследок:

• Берите с собой наличные деньги или имейте работающее мобильное приложение банка! Оплатить через терминал можно лишь в крупных ТЦ, ресторанах. А так преобладают наличная оплата или перевод на карту.

• Избегайте курения около мечетей! Формальных запретов мы не заметили, охранники «Сердца Чечни» не делали замечаний курильщикам. Но косые взгляды прохожих в их адрес были точно.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения