Зачем ящерицам красные «ошейники»? Зоологи разгадали тайну круглоголовки

Обитатели пустынь умеют произвести впечатление

21 июня 2022
Зачем ящерицам красные «ошейники»? Зоологи разгадали тайну круглоголовки
Ahmad Karimi / Alamy

Команда зоологов из Австралии и Китая выяснила, используют ли круглоголовки свой «ошейник» — поперечные кожные складки — для подачи сигналов другим ящерицам своего вида. Статью с результатом наблюдений опубликовали в Biological Journal of the Linnean Society.

Круглоголовка — пустынная ящерица, которая обитает на юге России, в Средней Азии и Китае. Самая примечательная особенность пресмыкающегося — яркие кожные складки около рта. В обычной жизни они незаметны, но, когда на круглоголовку нападают хищники, она разворачивает складки, визуально увеличивая свои размеры.

Ученые из Китайской академии наук и Австралийского национального университета решили узнать, используют ли круглоголовки свои фальшивые «уши» для привлечения особей другого пола или отпугивания сородичей.

Исследователи провели несколько экспериментов в пустыне Тукай. Они поместили ящериц в открытые вольеры и подсаживали к ним особей разного пола. Герпетологи заключили, что животные не используют поперечные складки в уголках рта, чтобы взаимодействовать с другими круглоголовками.

Ученые также проверили, используют ли круглоголовки свои «уши», чтобы обороняться от хищников. Они проводили эксперимент над ящерицами в открытом вольере и в естественной среде обитания. В первом случае большая часть круглоголовок спалась от условного хищника бегством, в то время как ящерицы в естественной среде раскрывали кожные складки, чтобы сбить врага с толку.