«Y» значит «всё в порядке»: раскрыт смысл загадочных рисунков древних людей в Каповой пещере

Эти надписи на сводах оставили наши предки из палеолита

20 октября 2023

На стенах Каповой пещеры обнаружено около двухсот рисунков.

SoloveiYegor, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons

Пробираясь все глубже в Капову пещеру, археологи находят все больше удивительных артефактов и наскальных изображений. Одно из них ученым удалось расшифровать, и они смогли выяснить не только сюжет, но и некоторые подробности о художнике. Точнее, художнице.

«Календарь беременности»

Доцент Уфимского университета науки и технологий Айрат Багаутдинов рассказал, что автором настенных рисунков и знаков в Каповой пещере оказалась, скорее всего, женщина. На эту мысль ученых натолкнуло то, что изображения отражали культ материнства, кроме того, в рисунках явно наблюдалась эмоциональная окраска. При этом из всех знаков больше всего было трапеций.

Сложив это с тем, что у первобытных людей было абстрактное мышление, они знали счет и составляли лунный календарь, оперировали знаниями о поведении животных и планировали сроки проведения охоты, антропологи установили, что загадочные изображения — ни что иное, как календарь беременности животных и женщины.

При этом если беременность оказывалась успешной, в календаре писали знак «Y», а в случае с неудачной беременностью он был перевернут.

По-новому посмотрели исследователи и на изображение, которое раньше называли «Большой лошадью» — она оказалась не большой, а беременной, на что указывали размеры ее живота.

Чем известна Капова пещера в Башкирии

Пещера Шульган-Таш, она же Капова, на территории современной Республики Башкортостан была издавна известна местному населению. Российские ученые заинтересовались ею в XVIII веке: первое описание сделал в 1760 году известный естествоиспытатель, географ, историк Петр Иванович Рычков.

Дальнейшие исследования принесли новые открытия: силуэты лошадей, верблюда, бизона, рыбы, геометрические знаки, пятна, антропоморфные образы. Древние художники работали в разных техниках: графика, гравюра, барельеф.

Всего было выявлено около двух сотен изображений. Возраст самых древних из них — около 36 тысяч лет. Более молодым рисункам, согласно разным датировкам, — от 17 тысяч до 20 тысяч лет.

Большинство антропологов сходятся во мнении, что пещера была святилищем первобытных охотников — носителей тех же традиций, что и у создателей пещерных росписей в Западной Европе. На сегодняшний день Капова пещера остается единственным бесспорным памятником палеолитического пещерного искусства в России.

Какие еще природные достопримечательности посетить в Башкирии, читайте здесь.