Выводит из строя «иммунную полицию»: как соль берет под контроль процессы в организме и чем это грозит

Есть больше пяти граммов соли в день может быть опасно, напомнили ученые

14 февраля 2023
Соляные копи в муниципалитете Фуэнкальенте-де-ла-Пальма, Канарские острова, Испания.
Zoonar

Специалисты из Центра исследований воспаления Университета Хасселта (Бельгия) и Центра Макса Дельбра (Германия) обнаружили, что высокое содержание соли в нашей пище приводит к дисбалансу в иммунной системе. По результатам исследования, популярная сегодня так называемая «западная диета» нарушает работу ключевых регулирующих Т-клеток, что вызывает дисфункцию, очень похожую на изменения у пациентов с рассеянным склерозом и другими аутоиммунными заболеваниями.

В чем вред соли для организма человека

Доказано, что чрезмерное употребление соли в пищу может повышать кровяное давление, увеличивать риск сердечно-сосудистых заболеваний и вызывать многие другие проблемы со здоровьем.

Команда бельгийских и немецких ученых ранее также выяснила, что «перебарщивание» с солью сказывается на обмене веществ и нарушает энергетический баланс в таких иммунных клетках, как моноциты и макрофаги, что мешает им нормально функционировать.

Помимо этого, оказалось, что NaCl в большом количестве мешает работать митохондриям, а это энергетические станции для наших клеток, они участвуют в клеточном дыхании. Эти данные привели исследователей к новому вопросу — могут ли подобные проблемы возникнуть в особенно важных для иммунитета регуляторных Т-клетках.

Da-ga / Alamy

Наступает клеткам на горло

Т-клетки (Treg) поддерживают баланс и чрезмерной нормальной реакций иммунитета. Вторая приводит к воспалению и борьбе с собственным организмом. Поэтому Treg называют «иммунной полицией»: если они перестают справляться со своей работой, это грозит развитием аутоиммунных заболеваний.

Согласно выводам нового исследования, опубликованного в журнале Cell Metabolism, переизбыток хлорида натрия действительно способен отрицательно повлиять на энергообмен Treg. Когда мы едим слишком много соли, митохондриальное дыхание этих клеток нарушается, они перестают получать должное снабжение энергий.

«Фенотип T-клеток, индуцированный солью, очень похож на тот, что отмечен у пациентов с аутоиммунными заболеваниями, такими, как рассеянный склероз. Наши результаты показывают, что избыточная соль способствует общему иммунному дисбалансу и представляет собой фактор риска развития аутоиммунных заболеваний», — говорится в исследовании.

Из-за таких нарушений Т-клетки уже не способны обеспечить контролируемый иммунный ответ. Однако точный механизм воздействия соли на функцию Treg до сих пор неизвестен. Для выяснения потребуются дополнительные исследования. Но полученные результаты уже могут помочь в понимании того, как развиваются аутоиммунные заболевания.

Сколько соли нужно есть каждый день

Согласно рекомендациям ВОЗ, достаточное и безопасное количество соли в день — не более 5 граммов. Превышение лимита может привести к отекам, повышению давления, инсульту, диабету 2-го типа, нарушению кровообращения в области таза, остеопорозу, проблемам со сном. Однако, по статистике, большинство людей по-прежнему потребляем как минимум вдвое больше названной нормы.