Вы тоже это делаете: названо занятие, которое снижает риск смерти всего за 3 минуты в день

Ученые обратили внимание, какие люди дольше живут после достижения шестидесяти лет

9 декабря 2022
Игры с собакой на свежем воздухе — хороший пример VILPA
Edgar G. Biehle / Alamy

Дотащить тяжелые сумки с продуктами до дома или машины, быстро подняться пешком по лестнице, убраться в квартире, добежать до автобуса, энергично поиграть с детьми или собакой, и так далее — все эти элементы нашей повседневной жизни, как выясняется, имеют огромное значение для нормальной работы организма.

Как установили исследователи из Сиднейского университета (Австралия), достаточно всего трех-четырех одноминутных всплесков физической активности в течение дня, чтобы заметно снизить риск преждевременной смерти, особенно от сердечно-сосудистых заболеваний.

Что такое VILPA?

Ученые, статья которых опубликована в журнале Nature Medicine, впервые смогли очень точно оценить преимущества для здоровья, которые предоставляет «энергичная периодическая бытовая физическая активность» (сокращенно по-английски — VILPA), то есть все то, чем мы рутинно занимаемся каждый день.

Для исследователи проанализировали данные о более чем 25 тысячах мужчин и женщин (средний возраст — 62 года), которые в свободное время никогда не делали зарядку, не выходили на пробежку и не посещали спортзал.

Каждый эпизод VILPA у этих людей длился не более минуты, в среднем — 45 секунд. Чаще всего участники исследования тратили на этот вид активности около шести минут в день.

Ученые следили за жизнью и здоровьем участников на протяжении следующих семи лет. Анализ собранной информации показал, что всего три-четыре ежедневных одноминутных эпизода VILPA в течение дня связаны с 40-процентным снижением риска смерти по любым причинам, в том числе от рака, и 49-процентным снижением риска от сердечно-сосудистых болезней.

При этом, чем больше у человека таких коротких всплесков физической активности, тем лучше: по сравнению с полным отсутствием VILPA, 11 эпизодов снижают риск сердечно-сосудистой смерти на 65%, а смерти от рака — на 49%.

Таким образом, чтобы продлить себе жизнь, не требуется ни затрат времени, ни специальной подготовки, ни абонемента в спортзал, ни каких-то особых навыков. Нужно просто чуть более энергично двигаться, когда вы идете по делам или наводите чистоту в доме, отмечают исследователи.