Все умрут, а я останусь: найдены следы планктона, выжившего в глобальном вымирании

Эти удивительно живучие организмы были тоньше человеческого волоса

21 мая 2022
Martin Almqvist / Alamy

Международная команда ученых из Великобритании, Швеции и Италии открыла новый тип окаменелостей, который ранее никто не замечал. Они нашли на дне океана отпечатки нанопланктона, жившего миллионы лет назад, во времена глобального потепления. Это открытие полностью меняет понимание того, как изменение климата влияет на планктон.

Эти важнейшие микроорганизмы обеспечивают большую часть кислорода, которым мы дышим, поглощают неорганический углерод из атмосферы и поддерживают морские пищевые цепи. Их вымирание грозит большими проблемами всему живому. Поэтому биологи делают прогнозы, как планктон будет реагировать на меняющийся климат.

До сих пор прогнозы зависели от найденных окаменелостей древнего планктона в прошлые периоды глобального потепления. То, что их находили крайне мало, трактовали как глобальное вымирание организмов — в частности, в Юрском и Меловом периодах.

Новое исследование, опубликованное в журнале Science, предоставило множество отпечатков — или «призраков» — наннофоссилий, живших в течение трех таких интервалов: 94, 120 и 183 миллиона лет назад. Наннофосилии (они же — кокколитофориды) — одноклеточный планктон, который закрывает свои клетки известковыми пластинками — кокколитами. Отмирая, они опускаются на дно, накапливаются там в больших количествах и окаменевают.

Отпечатки образовались, когда на окаменевшие кокколиты постепенно оседало все больше ила — он вдавливал твердые пластины в более мягкие органические вещества. Кислые воды океана позже растворили сами кокколиты, но их следы остались в породе.

S.M. Slater, P. Bown / Science journal

«Сохранность этих призрачных нанофоссилий замечательна. Они чрезвычайно малы — их длина составляет примерно 0,005 миллиметра, что в 15 раз уже человеческого волоса! Но детали пластин все еще прекрасно видны».

Таким образом биологи продемонстрировали, что планктон не только выжил во время глобальных потеплений в Юрском и Меловом периодах, но и процветал. То есть оказался более устойчивым к потеплению и закислению океана, чем считалось ранее.

Открытый тип отложений поможет в будущих исследованиях других геологических интервалов, где не были найдены окаменелости планктона.