Воспитание детей в неолите было эффективнее, чем сейчас: исследование антропологов

У 15 нянек все дети с глазами!

15 ноября 2023

Чтобы увидеть, как обращались с отпрысками в каменном веке, ученые поехали в Африку, где по сей день практикуют похожие методы воспитания.

BSIP via Legion Media

Сложно представить, почему исследователи из Кембриджа взялись сравнивать современные методы воспитания именно с каменным веком, но они выяснили, что древние охотники и собиратели были куда лучшими родителями, чем современные мы. Чтобы увидеть, как обращались с отпрысками несколько тысяч лет назад, ученые поехали в Африку, где по сей день практикуют похожие методы воспитания.

Так, британские антропологи выяснили, что дети из племени мбенджеле баяка в Республике Конго получали минимум девять часов ухода в день от 15 разных «нянь»: родителей, близких родственников, старших братьев и сестер. То есть, они почти никогда не оставались одни. А мамы, в свою очередь, могли больше отдыхать.

Как пишут исследователи в журнале «Психология развития», когда дети плакали, в половине случаев няньки прибегали к ним менее чем за 10 секунд, а в 90% случаев — менее чем за 25 секунд.

Кстати, такой подход, когда за ребенком с детства присматривают несколько человек разного возраста, ученые антропологи называют эволюционно верным — в дальнейшем он поможет этим выросшим детям легче идти на контакт с людьми.

В современном мире, говорят исследователи, такую методику встретишь редко. Мы далеки от коллективного образа жизни обществ охотников и собирателей, а нянек для детей подыскиваем, чтобы в освободившееся время ходить на работу. То есть, времени на отдых или восстановление у мам XXI века обычно нет вообще. Что еще дальше отдаляет нас от неолитических предков, не говоря о других проблемах.

Да и дети сейчас не те. И за примерами можно не углубляться в неолит. Мы вот нашли интересные цитаты подростков в советском ролике 1989 года и разобрали его вместе с психологами.