Вместо звезд — логотипы компаний: сколько прибыли принесет реклама из космоса?

В России оценили возможности космических технологий для маркетинга

20 октября 2022
Вместо звезд — логотипы компаний: сколько прибыли принесет реклама из космоса?
Так выглядит кубсат — крошечный спутник с большим потенциалом.
Thibault Renard / Alamy

Специалисты Космического центра Сколковского института науки и технологий и МФТИ рассчитали, будет ли прибыльна реклама из космоса. Возможности для этого уже есть — баннеры на орбиту можно запускать с помощью кубсатов, пока вопрос в окупаемости.

Что такое кубсат?

Кубсат — это малый или сверхмалый искусственный спутник Земли в форме куба со стороной около 10 см массой около 1,3 кг. Запускать такие аппараты могут не только крупные космические державы, но и другие страны и даже отдельные научные учреждения.

Сколтех разработал собственные малые спутники, и в августе 2022 года они были успешно выведены на околоземную орбиту ракетой «Союз-2,16» с космодрома Байконур. Запущены эти кубсаты как исследовательские объекты.

По словам ученых, кроме стандартных задач, они решили попробовать новый проект — его называют рекламной космической миссией. Для нее также пригодился опыт моделирования групп спутников и связи между ними, чтобы они могли «рисовать» на небе нужные изображения и знаки. Кубсаты для этого предлагается снабдить отражающими экранами и расставить в определенном порядке на заранее подобранные близкие орбиты.

Вместо звезд — логотипы компаний: сколько прибыли принесет реклама из космоса?
Так могло бы выглядеть изображение олимпийских колец, созданное кубсатами, над кампусом Сколтеха.
Шамиль Биктимиров/Сколтех

В итоге это все превратилось в очень красивую задачу, признаются авторы. С Земли это будет выглядеть как яркое созвездие, которое сложилось в узнаваемую форму — например, логотип компании. Ученые оценили, насколько такая реклама целесообразна, учитывая стоимость технологий.

Бюджет миссии может достигать десятков миллионов долларов. Основное значение в прибыльности сыграют время нахождения на орбите и размер охватываемых территорий.

Сначала выберут самый выгодный для показа город в поле зрения спутников, изображение продемонстрируют в течение одной минуты, дальше — следующий населенный пункт. При этом стоимость рекламы меняется в течение года — космическая реклама наиболее прибыльна зимой.

Численное моделирование показало, что выручка в рамках космической рекламной миссии может достигать двух миллионов долларов ежедневно, что соответствует периоду окупаемости в один месяц.

Специалисты отмечают, что кубсаты способны работать в космосе несколько месяцев подряд. Это даст возможность не только окупить рекламу, но и получить прибыль. Значит, появление такого вида PR-компаний в небе вполне реально. По словам исследователей, уже даже есть несколько стартапов, желающих использовать технологию.

В первую очередь ее можно будет воплотить в больших городах, символы будут появляться сразу после заката, пока кубсаты могут отражать свет севшего солнца на темном небе, и незадолго перед восходом. Поэтому светового загрязнения быть не должно.