Обломки истории: как выглядит в наши дни легендарный космодром Байконур

Жизнь народов бывшего СССР претерпела колоссальные изменения, множество зданий и целых городов оказалось покинуто. Путешественник Арсений Котов побывал на заброшенных космических объектах

11 октября 2022

«Энергия-Буран» — последняя и самая масштабная советская космическая программа — предусматривала создание многоразовой транспортной космической системы, которая стала бы ответом на аналогичную многоцелевую военно-гражданскую программу США Space Shuttle.

Свой первый и единственный космический полёт орбитальный космический корабль-космоплан системы «Буран» совершил в беспилотном режиме в 1988 году.

Ракета-носитель «Союз» в лесах Ленинградской области
из книги Арсения Котова «Заброшенные города СССР»

Необходимость создания советской многоразовой космической системы в качестве средства сдерживания потенциального противника была выявлена в ходе аналитических исследований, проведённых Институтом прикладной математики АН СССР и НПО «Энергия» в 1970-х годах.

Было доказано, что США, введя в эксплуатацию свою программу Space Shuttle, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения упреждающего ракетно-ядерного удара.

К. Э. Циолковский

«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели»

Создание системы «Энергия-Буран» стало величайшим проектом советской науки и промышленности, к разработке были подключены 70 министерств и ведомств, 1 286 предприятий и около миллиона человек.

Особое место среди них занимал ЦНИИмаш — головной институтМинистерства общего машиностроения СССР, отвечавший за проектирование спускаемого ракетоплана, который в дальнейшем производился на Тушинском машиностроительном заводе.

Проектирование ракеты «Энергия» осуществлялось в НПО «Энергия» в Подмосковье, а сборка — на куйбышевском заводе «Прогресс».

Ракета-носитель «Союз» в лесах Ленинградской области
из книги Арсения Котова «Заброшенные города СССР»

Работы по программе были приостановлены в связи с недостатком финансирования в последние годы СССР, а проект был официально закрыт президентом Борисом Ельциным в 1993 году.

Единственный летавший в космос «Буран» был уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия». Второй космический корабль этой серии «Буря» по сей день находится в заброшенном корпусе на Байконуре.

Космический корабль «Буря», макет ОК-МТ
60-метровые ворота в монтажно-заправочном корпусе на космодроме Байконур
из книги Арсения Котова «Заброшенные города СССР»

Поход на космодром Байконур был для меня особым приключением. Несмотря на работу в космической отрасли, я никогда не бывал на запусках ракет, командировки ограничивались лишь поездками на московские предприятия и в министерства.

Так что побывать в заброшенных цехах Байконура и увидеть запуск ракеты было для меня давней мечтой.

Цех сборки сверхтяжелых ракет-носителей «Энергия» на заводе «Прогресс» в Самаре
из книги Арсения Котова «Заброшенные города СССР»

От Самары до Байконура около двух дней пути автостопом, но попасть на сам космодром, особенно накануне запуска, — не столь простая задача. Основная дорога охраняется российской полицией и войсками, так что самый простой путь добраться до заброшенных цехов, относящихся к программе «Энергия-Буран», был по степи в ночное время.

Монтажно-испытательный корпус «Энергия-Буран» на космодроме Байконур
из книги Арсения Котова «Заброшенные города СССР»

Расстояние от трассы составляет около 30 километров, которые без труда проходятся за ночь. На рассвете мне удалось дойти до корпусов, полюбоваться пыльными космическими кораблями, увидеть на следующий день запуск ракеты и ночью вернуться назад незамеченным.

Обломки истории: как выглядит в наши дни легендарный космодром Байконур
Макет ракеты-носителя «Энергия-М» внутри стенда динамических испытаний на космодроме Байконур
Обломки истории: как выглядит в наши дни легендарный космодром Байконур
Головной обтекатель ракеты «Энергия-М» на испытательном полигоне в Самарской области
из книги Арсения Котова «Заброшенные города СССР»

Одновременно с увеличением численности спутниковой группировки и развитием пилотируемой космонавтики расширялась и сеть связи и управления космическими аппаратами.

По всей стране были возведены центры космической связи для управления и получения информации с пилотируемых орбитальных комплексов, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и спутников социально-экономического и научного назначения.

Обломки истории: как выглядит в наши дни легендарный космодром Байконур
Командно-измерительный комплекс космических войск на Дальнем Востоке и приёмно-передающая антенна П-2500
из книги Арсения Котова «Заброшенные города СССР»

Чтобы обеспечить бесперебойную связь с космическими аппаратами, были построены 11 морских судов дальней космической связи, которые, находясь в различных точках океана, могли связываться с космическими аппаратами в любой точке орбиты.

Обломки истории: как выглядит в наши дни легендарный космодром Байконур
Сдвоенный 50-см оптический телескоп АЗТ-28 на территории командно-измерительного комплекса в Крыму
Обломки истории: как выглядит в наши дни легендарный космодром Байконур
Приёмно-передающая станция спутниковой связи на территории командно-измерительного комплекса в Крыму
из книги Арсения Котова «Заброшенные города СССР»

На сегодняшний день из всех кораблей космического флота уцелел лишь один, он находится на территории музея в Калининграде.

Обломки истории: как выглядит в наши дни легендарный космодром Байконур
Приёмно-передающий пункт спутниковой связи в Подмосковье
из книги Арсения Котова «Заброшенные города СССР»

Особую проблему представляла передача сигналов с межпланетных космических аппаратов на Землю, поскольку энергетические возможности бортовой аппаратуры ограничены сотнями ватт, а в зоне приёмных антенн на Земле велик уровень техногенных электромагнитных помех, что не позволяет повышать чувствительность приёмников.

Эта проблема решается применением особого типа антенн и последующей обработкой принимаемого сигнала на ЭВМ.

Наземный измерительный пункт № 10 (НИП-10) в посёлке Школьный, Крым
из книги Арсения Котова «Заброшенные города СССР»

Передача сигнала на космический аппарат сопряжена с меньшими трудностями, так как мощность сигнала, передаваемого с Земли, практически не ограничена, в дальнем космосе отсутствуют электромагнитные помехи техногенного происхождения, а естественный фон радиоизлучения очень слаб, что позволяет оснащать космические аппараты высокочувствительными приёмниками.

В 1990-е годы количество запусков космических аппаратов резко сократилось и соответственно свернулась и наземная космическая инфраструктура. Большая часть уцелевших антенн космической связи и по сей день находится на территории действующих войсковых частей, но уже не функционирует.

Отрывок из книги Арсения Котова «Заброшенные города СССР». (История России в цвете). М.: Издательство АСТ, 2022.

Вы увидите самые легендарные заброшенные места России и постсоветского пространства и познакомитесь с интересными историями из путешествий по Припяти, Байконуру, Норильску, Магадану, Воркуте и многим другим городам.

Реклама. book24.ru